Решение №26 Решение № 26 и предписание № 12 в отношении ОАО «Российские ... от 5 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 26

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 декабря 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 31 декабря 2015 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

<…>

- заместитель руководителя    управления, начальник отдела антимонопольного контроля;

 

<…>

- ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля;

<…>

 

- специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

 

         

в присутствии представителей:

от заявителя: гр. <…>.;

от ответчика<…>– ведущий инженер технического сектора  службы электрификации и электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (дов. № 76-ДИ от 25.08.2014),

<…>– ведущий юрисконсульт отдела применения законодательства юридической службы  Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (дов. № 239 от 25.02.2015),

 

рассмотрев дело № 3-1/224 по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (107014, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило заявление                                гр. <…>от 04.09.2015 вх. № 3/7849 на действия (бездействие)  ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2) (далее - ОАО «РЖД»), нарушающие «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения, Правила № 861).

По результатам рассмотрения заявления, а также материалов и сведений, полученных в ходе рассмотрения дела №3-1/224 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.

 

В соответствии с договором аренды земельного участка 7/13 от 18.01.2013 у <…>в аренде до 17.01.2018 для использования в целях строительства жилого дома находится земельный участок с кадастровым номером 27:08:0010401, расположенный по адресу: Хабаровский край, район им. Лазо, с. Кругликово,                                                                        208 м на северо-запад от жилого дома № <…>.

26.03.2014 гр. <…> направил в адрес ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ»

(129090, г. Москва, Грохольский пер., д. 28) письмо с заявкой на технологическое присоединение объекта, находящегося по вышеуказанному адресу.

Согласно представленным сведениям заявка на технологическое присоединение поступила в ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» 22.04.2014.

11.12.2014 гр. <…>произвел оплату услуг по технологическому присоединению в  размере 550 рублей и в эту же дату направил в адрес «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» два экземпляра договора № 7871-10-14/ТП, подписанных гр. <…>и копию квитанции об оплате.

По результатам рассмотрения указанной заявки 17.12.2014 между                               гр. <…>и ОАО «РЖД» (от имени и за счет которого выступает ООО «Энергопромсбыт») заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» № 7871-10-14/ТП (далее – Договор № 7871-10-14/ТП) с техническими условиями, являющимися неотъемлемым приложением к Договору № 7871-10-14/ТП.

Договором № 7871-10-14/ТП установлено, что сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя с максимальной мощностью 15 кВт для энергоснабжения земельного участка для строительства жилого дома расположенного по адресу: Хабаровский край, район им. Лазо,                    с. Кругликово, 208 м. на северо-запад от дома № <…>,  к электрическим сетям сетевой организации необходимого класса напряжения 0,23 кВ, а заявитель обязуется выполнить технические условия и оплатить работы по технологическому присоединению согласно условиям договора.

Пунктом 1.4 Договора № 7871-10-14/ТП установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения данного договора.

Таким образом, обязательства со стороны ОАО «РЖД» по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных Договором № 7871-10-14/ТП, должны быть выполнены до 17.06.2015.

В пункте 2.1.1 Договора № 7871-10-14/ТП установлено, что сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

Пунктом 2.1.2 Договора № 7871-10-14/ТП предусмотрено, что в течении 10 (десяти) рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий сетевая организация обязана осуществить проверку соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий заявителя требованиям технических условий.

Согласно пункту 2.1.3 Договора № 7871-10-14/ТП, не позднее срока, указанного в пункте 1.4 Договора (6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего Договора), сетевая организация обязуется осуществить фактические действия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрической сети Сетевой организации, фактический прием (подачу) напряжения.

Пунктом 2.3.3 Договора № 7871-10-14/ТП установлено, что после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя, предусмотренных техническими условиями, заявитель обязуется уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.

В соответствии с пунктом 3.1 Договора №738-09-13/ТП плата за технологическое присоединение по настоящему Договору (стоимость услуг по настоящему Договору) составляет 550 рублей, в том числе НДС (18 %) –                       83 рубля 90 коп. Размер платы за технологическое присоединение утвержден в соответствии с постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 04.12.2013 № 35/2.

Согласно техническим условиям к Договору № 7871-10-14/ТП максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя составляет – 15 кВт; категория надежности – третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,23 кВ; точка присоединения – вновь пректируемая линия электропередачи напряжением 0,23 кВ от опоры № 8 существующей воздущной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ фидера «ул. Вокзальная» комплектной трансформаторной подстанции КТП «Школа» ст. Кругликово , Хабаровской дистанции электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», от которой, в целях  технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя, предусматривается организация одного нового присоединения отходящей линии электропередачи напряжением 0,23 кВ. Максимальная мощность по указанной точке присоединения – 15 кВт.

На основании Договора № 7871-10-14/ТП, ОАО «РЖД» приняло на себя следующие обязательства (пункт 10 технических условий): организацию одного нового ответвления отходящей линии электропередачи напряжением 0,23 кВ от опоры № 8 существующей воздушной линии электропередачи                 напряжением 0,4 кВ фидер «ул. Вокзальная» комплектной трансформаторной подстанции КТП «Школа» ст. Кругликово, Хабаровской дистанции электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД»; строительство отходящей линии электропередачи напряжением 0,23 кВ от нового ответвления на опоре № 8 существующей воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ фидера «ул. Вокзальная» комплектной трансформаторной подстанции КТП «Школа» ст. Кругликово, Хабаровской дистанции электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» до границ участка Заявителя.

Согласно пункту 11 технических условий к Договору № 7871-10-14/ТП заявитель осуществляет: проектирование, монтаж, наладку и ввод в эксплуатацию энергопринимающих устройств в объеме, необходимом для электроснабжения объекта в соответствии с требованиями законодательства и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, регламентирующими требования к устройству электроустановок, а также организацию учета электроэнергии в соответствии с требованиями законодательства и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, регламентирующих требования к учету электроэнергии.

Из ответа на запрос Хабаровского УФАС России в адрес гр. <…> следует, что гр. <…> оплатил и получил счетчик, но выполнить условия подпункта 1 пункта 11 технических условий не имел возможности ввиду отсутствия необходимой информации. В материалах, приложенных к заявлению гр. <…>имеется счет от 24.12.2014 на оплату счетчика однофазного KNUM-1021, а также акт сверки взаимных расчетов из которого следует, что 31.12.2014 гр. <…>произведена оплата за указанный счетчик. Также, гр. <…>пояснил, что уведомил ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» заказным письмом о выполнении им фактических действий.

В срок до 17.06.2015 фактические действия, предусмотренные                      Договором № 7871-10-14/ТП по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <…>., расположенных по вышеуказанному адресу, к электрической сети ОАО «РЖД» сетевая организация не осуществила.

В ответ на письмо гр. <…>от 04.08.2015 по вопросу сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД», общество сообщило (письмо от 19.08.2015 № 7055и-ЖДЭ) о выполнении мероприятий по технологическому присоединению в следующие сроки:

- проектно-изыскательские работы в 2016 году;

- строительно-монтажные работы в 2017 году.

Не согласившись с бездействием ОАО «РЖД» в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств                              гр. <…>., расположенных по вышеуказанному адресу, к электрической сети ОАО «РЖД», гр. <…>обратился с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю для рассмотрения по существу.

По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю                             приказом № 821 от 25.11.2015 возбуждено дело № 3-1/224 о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом ФЭК России № 108-э/16 от 24.12.2003 ОАО «РЖД» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по разделу «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии».

При этом необходимо отметить следующее.

Частью 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 06.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.  

 ОАО «РЖД», как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ  территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;

Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Федерального Закона № 35-ФЗ, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона, по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Как следует из пункта 10 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названых Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения. 

В соответствии со статьей 26 Федерального Закона № 35-ФЗ по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно; договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторного заключения такого договора не предполагается.

Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, а являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем, не составляют самостоятельного товарного рынка. 

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на осуществление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий (бездействия), результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ОАО «РЖД», как организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 Кроме того, по результатам проведенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю анализа состояния конкуренции на рынке услуг передачи электрической энергии (технологического присоединения) на территории Хабаровского края в границах балансовой принадлежности сетей ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение с долей 100 % (установлено в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345 (Зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2012 N 25157).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004                     № 861 утверждены «Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (далее - Правила недискриминационного доступа). Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа установлено, что сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Следовательно, сетевой организацией и субъектом правоотношений по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к сетям ОАО «РЖД» является ОАО «РЖД».  

Согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 06.03.2013 № 587р «О передаче функций по технологическому присоединению сторонних потребителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» и энергопринимающих устройств ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства иных сетевых организаций» и заключенным во исполнение распоряжения договором поручения от 23.10.2013 № 1052 ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» (в лице «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ») осуществляет комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД».

Пунктом 1 статьи 971 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия; права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Таким образом, Комиссия констатирует, что доверитель - ОАО «РЖД», как сетевая организация, поручившая обязанность осуществлять комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств заявителей к своим электрическим сетям  поверенному – ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» является лицом, на деятельность которого распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Распоряжением № 799р от 30.03.2013 ОАО «РЖД» утвержден «Регламент взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», а также объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций».

23.10. 2013 между ОАО «РЖД» и ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» заключен договор поручения (далее Договор поручения). 

 В соответствии с пунктом 1.1.1 Договора поручения Поверенный (ООО «ЭНЕРГОПРОМЫСБЫТ») от имени и за счет Доверителя (ОАО «РЖД») обязуется осуществить комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц (далее – Заявители) к электрическим сетям Доверителя (далее – Объекты), которые предусмотрены пунктами «а» и «е» пункта 18 Правил и подпунктами 2.1.1, 2.1.6 и 2.1.7 настоящего Договора поручения.

Пунктом 2.1.1 Договора поручения определено, что Поверенный лично обязан в рамках функций по технологическому присоединению исполнять письменные поручения, связанные с предметом настоящего Договора, полученные от уполномоченных представителей Доверителя; пунктом 2.1.6 Договора поручения также определено, что в случаях предъявления Доверителю претензий Заявителями и иными третьими лицами, связанных с исполнением Поверенным обязанностей по настоящему Договору, Поверенный в соответствии с Регламентом взаимодействия совместно с Доверителем обязуется представлять интересы  Доверителя в судебных органах при условии выдачи Доверителем соответствующей доверенности на генерального директора Поверенного; пунктом 2.1.7 Договора поручения установлено обязанность Поверенного предоставлять Доверителю в течение пяти рабочих дней по письменному запросу представителя Доверителя имеющуюся у Поверенного в связи с исполнением настоящего Договора информацию, необходимую Доверителю для раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 в оговоренных настоящим пунктом случаях.

 Следовательно, надлежащим ответчиком по делу № 3-1/224 о нарушении антимонопольного законодательства является именно ОАО «РЖД».

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения.

 Пунктом 2 Правил технологического присоединения установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 6 Правил № 861 установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами № 861. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Пунктом 8 Правил № 861 установлено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

Пунктом 14 Правил технологического присоединения определена категория заявителей, к которым может быть отнесен гр. <…>.: заявители - физические лица максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (заявленная мощность энергопринимающих устройств гр. <…>составляет 15кВт).

Пунктом 15 Правил № 861 установлено, что сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), договор оформляется сетевой организацией в соответствии с типовым договором по форме согласно приложению N 2 и направляется заявителю - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Пункт 16 Правил технологического присоединения устанавливает, что договор должен содержать следующие существенные условия: а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре;

обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

Пункт 16.3 Правил технологического присоединения устанавливает обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил технологического присоединения, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Пунктом 19 Правил технологического присоединения установлено, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и акт согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

 

Согласно представленным «Желдорэнерго» - филиалом ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» сведениям, после получения заявки гр. <…>22.04.2014 «Желдорэнерго» письмом № 2398и-ЖДЭ от 23.04.2014 направил в Службу электрификации и электроснабжения Дальневосточной ДИ – ЦДИ – филиала ОАО «РЖД» запрос на разработку проекта технических условий по объекту гр. <…>. Проект технических условий поступил в «Желдорэнерго» только 03.10.2014, после чего «Желдорэнерго» подготовил технические условия, осуществил расчет платы за технологическое присоединение и 26.11.2014 направил гр. <…> проект договора №  7871-10-14/ТП (далее –Договор № 7871-10-14/ТП).

Проект договора технологического присоединения был                              получен гр. <…> 10.12.2014.

17.12.2014 (дата получения ОАО «РЖД» от гр. <…>подписанного договора технологического присоединения) между гр. <…>и ОАО «РЖД» (от имени и за счет которого выступает ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ») заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» № 7871-10-14/ТП с техническими условиями, являющимися неотъемлемым приложением к Договору № 7871-10-14/ТП.

Как пояснило «Желдорэнерго» - филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <…>включают в себя, в том числе, строительство 130 м. линии электропередачи напряжением 0,23 кВ. Данное мероприятие подлежит включению в инвестиционную программу ОАО «РЖД». 30.11.2015 «Желдорэнерго» направил в Центральную дирекцию инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД» заявку № 10733и-ЖДЭ на включение объекта гр. <…>в инвестиционную программу ОАО «РЖД». Вопросы включения мероприятий в инвестиционную программу ОАО «РЖД», а также выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ на объекте входят в компетенцию соответствующих структурных подразделений ОАО «РЖД».

В соответствии с телеграммой ОАО «РЖД» исх. № 24237/ЦДИ от 13.07.2014 в отношении объектов заявителей, подлежащих включению в инвестиционную программу ОАО «РЖД», необходима предварительная подготовка «Желдорэнерго» совместно с региональной Службой электрификации и электроснабжения (структурное подразделение ОАО «РЖД») задания на проектирование.

ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» пояснило, что в связи с необходимостью включения объекта гр. <…> в инвестиционную программу ОАО «РЖД», «Желдорэнерго» подготовил задание на проектирование и                                    письмом № 3527 и-ЖДЭ от 15.05.2015 направил его для согласования в Службу Электрификации и электроснабжения Дальневосточной дирекции инфраструктуры - филиала Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» (далее – Дальневосточная дирекция инфраструктуры). В связи с длительным неполучением согласованного задания на проектирование, в Дальневосточную дирекцию инфраструктуры было направлено письмо № 7669и – ЖДЭ от 09.09.2015 с повторной просьбой согласовать направленное ранее задание на проектирование. Ответ от Дальневосточной дирекции инфраструктуры на момент направления информации не получен.

В соответствии с пунктом 2.1.3 Договора № 7871-10-14/ТП, не позднее срока, указанного в пункте 1.4 Договора (6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего Договора), сетевая организация обязуется осуществить фактические действия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрической сети Сетевой организации, фактический прием (подачу) напряжения. Следовательно, указанным сроком является 17.06.2015.

В представленных документах и сведениях отсутствует информация о разногласиях, возникших в связи с заключением Договора № 7871-10-14/ТП между заявителем и сетевой организацией.

Таким образом, Комиссия констатирует, что ОАО «РЖД», как сетевой организацией, осуществляющей в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, не соблюдены сроки направления проекта договора (в течении 15 дней со дня получения заявки от заявителя, то есть, не позднее 07.05.2014), заполненного и подписанного сетевой организацией, а также обязательства со стороны ОАО «РЖД» по выполнению мероприятий по технологическому присоединению согласно Договору № 7871-10-14/ТП от 17.12.2014, которые должны были быть выполнены в срок до 17.06.2015. Комиссия также констатирует, что ОАО «РЖД», нарушив, после получения заявки 15-дневный срок направления проекта договора, предусмотренный               Правилами № 861  на 6,5 месяцев (с момента даты направления проекта договора в адрес заявителя, (07.05.2014), до момента фактического направления ОАО «РЖД» проекта договора (26.11.2014)), имело достаточное количество времени для обеспечения осуществления мероприятий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств гр. <…>.

 

Согласно представленной ОАО «РЖД» информации, взаимодействие ОАО «РЖД» с Желдорэнерго по вопросам технологического присоединения заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с Регламентом взаимодействия структурных подразделений, филиалов ОАО «РЖД» с ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства ОАО «РЖД», а также объектов электросетевого хозяйства ОАО «РЖД» к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций (далее – Регламент взаимодействия), утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» № 2349р от 30.03.2013, а также в соответствии с телеграммами ОАО «РЖД», направляемыми в адрес «Желдорэнерго» по отдельным вопросам осуществления технологического присоединения и иными внутренними документами ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» осуществляет контроль за деятельностью «Желдорэнерго» по вопросам технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям ОАО «РЖД» посредством предоставления «Желдорэнерго» отчетности в соответствии с пунктом 10.3 Регламента взаимодействия.

Как пояснило ОАО «РЖД» в лице филиала ОАО «РЖД» - Центральной дирекции инфраструктуры, в связи с необходимостью включения объекта                 гр. <…> в инвестиционную программу ОАО «РЖД» подготовлено задание на проектирование и направлено на согласование в Дальневосточную дирекцию инфраструктуры (письмо № 3527 и-ЖДЭ от 15.05.2015).

Выполнение обязательств ОАО «РЖД» по реализации мероприятий технологического присоединения энергопринимающих устройств                                 гр. <…> будет произведено после включения данных мероприятий в состав инвестиционной программы ОАО «РЖД», в рамках проекта «Программы обновления оборудования и устройств электроснабжения ОАО «РЖД» на 2015-2016 годы».

По информации ОАО «РЖД» (в лице филиала ОАО «РЖД» - Центральной дирекции инфраструктуры), по состоянию на 07.10.2015 в целях включения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <…> в инвестиционную программу ОАО «РЖД» происходила процедура согласования задания на проектирование и проектной документации по данному объекту, после чего проектная документация для организации проектных и строительно-монтажных работ должна быть направлена Заказчику в лице Дирекции по строительству сетей связи для реализации мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <…>.

ОАО «РЖД» (в лице Дальневосточной дирекции инфраструктуры – подразделения Центральной дирекции инфраструктуры) также пояснило, что вышеуказанное задание согласовано службой Дальневосточной дирекции инфраструктуры и руководством Дальневосточной железной дороги. В связи с тем, что Поверенный ОАО «РЖД» («Желдорэнерго») не предоставляет информацию в службу Дальневосточной дирекции инфраструктуры о сроках и этапах исполнения обязательств по договорам технологического присоединения, ОАО «РЖД» информацией о стадии исполнения Договора № 7871-10-14/ТП не располагает.

Как следует из вышеуказанных пояснений и сведений, представленных Хабаровскому УФАС России ОАО «РЖД» и «Желдорэнерго» - филиалом ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <…> (в заседании Комиссии  гр. <…> пояснил, что энергопринимающие устройства находятся в жилом доме, расположенном на арендованном им земельном участке) находится в стадии подготовки к включению в состав инвестиционной программы ОАО «РЖД», в рамках проекта «Программы обновления оборудования и устройств электроснабжения ОАО «РЖД» на 2015-2016 годы.

Однако, по мнению Комиссии, при таких обстоятельствах, нарушаются сроки, установленные Договором № 7871-10-14/ТП и Правилами № 861 (в том числе, учитывая, что срок направления проекта договора нарушен ОАО «РЖД» на 6,5 месяцев, и данное обстоятельство позволяло использовать дополнительное время для осуществления мероприятий, связанных с технологическим присоединением).

В ходе рассмотрения дела № 3-1/224 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлено, что заявка гр. <…> на технологическое присоединение энергопринимающих устройств поступила в «Желдорэнерго» - филиал ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» 22.04.2014.

11.12.2014 гр. <…>произвел оплату услуг по технологическому присоединению в сумме 550 рублей и в эту дату направил в адрес «Желдорэнерго» - филиала ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ» два экземпляра договора № 7871-10-14/ТП, подписанных гр. <…> и копию квитанции об оплате.

Договор № 7871-10-14/ТП между гр. <…> и ОАО «РЖД» (от имени и за счет которого выступает ОАО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ») считается заключенным 17.12.2014.

При этом из материалов дела № 3-1/224 о нарушении антимонопольного законодательства не следует, что сетевой организацией предпринимались какие-либо действия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <…> в порядке и в сроки, установленные Правилами технологического присоединения и Договором № 7871-10-14/ТП, начиная с момента подачи указанной заявки, так и после заключения Договора № 7871-10-14/ТП. 

Из материалов дела № 3-1/64 о нарушении антимонопольного законодательства также следует, что сетевой организацией не осуществлялись какие-либо мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <…>., предусмотренные техническими условиями к Договору № 738-09-13/ТП для ОАО «РЖД».

Невыполнение ОАО «РЖД» мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <…>., предусмотренных техническими условиями к Договору № 7871-10-14/ТП, в свою очередь приводит к не подключению собственника энергопринимающих устройств к электрическим сетям, что в свою очередь является препятствием к доступу к электрическим сетям и соответственно на рынок услуг по передаче электрической энергии, что в последующем не предоставляет возможности заявителю заключить на законных основаниях договор энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Данные факты указывают, что нарушение ОАО «РЖД» процедуры технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения, выразившееся в ненаправлении в 15-дневный срок проекта договора технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, дальнейшем бездействии ОАО «РЖД» по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в установленный правилами  № 861, Договором № 7871-10-14/ТП срок, ущемляет интересы гр. <…>на осуществление технологического присоединения объекта к электрической сети в предусмотренные сроки и получение беспрепятственного доступа к услуге по передаче электрической энергии, а также услуге энергоснабжения принадлежащего ему объекта.

Таким образом, по результатам анализа законодательства Российской Федерации, представленных документов и сведений Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/224 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ОАО «РЖД», как сетевой организацией, осуществляющей в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, не соблюдена процедура присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации, предусмотренная Правилами технологического присоединения, а именно – ОАО «РЖД» в установленные Правилами технологического присоединения и Договором  № 7871-10-14/ТП сроки со своей стороны не выполнены мероприятия по технологическому присоединению, что указывает на несоблюдение ОАО «РЖД» требований Правил технологического присоединения, что привело к ущемлению интересов гр. <…>.

 

Также, Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/224 о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующее.

Как установлено Комиссией ранее, ОАО «РЖД» является сетевой организацией, на которую распространяется действие Правил технологического присоединения, в частности, обязанность по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к принадлежащим сетевой организации электрическим сетям энергопринимающих устройств сторонних потребителей (заявителей). При этом факт передачи ОАО «РЖД» по договору поручения             ООО «ЭНЕРГОПРОМСБЫТ», обязанности осуществлять комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств третьих лиц (заявителей), не лишает ОАО «РЖД» - субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг передачи электрической энергии, - статуса сетевой организации, и, соответственно, обязанностей, установленных Правилами технологического присоединения.

При этом Комиссия отмечает, что ОАО «РЖД», субъект естественной монополии, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг передачи электрической энергии, должно обеспечивать контроль за действиями лиц, осуществляющих комплекс юридических действий, связанных с технологическим присоединением потребителей (заявителей) к электрическим сетям ОАО «РЖД». Исходя из Регламентов, распоряжений, договоров следует, что потребитель (заявитель) фактически не имеет возможности  обратиться напрямую в сетевую организацию – ОАО «РЖД», как это предусмотрено Правилами технологического присоединения. Вместе с тем, выбор ОАО «РЖД» подобного способа реализации своего права на передачу каких-либо функций, не снимает с ОАО «РЖД», как сетевой организации, субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, обязательств по соблюдению Правил технологического присоединения, равно как и не снимает ответственности именно с ОАО «РЖД» за действия (бездействия), связанные с несоблюдением Правил технологического присоединения.

Потребитель (заявитель), направляя заявку на технологическое присоединение в организации, выступающие от лица ОАО «РЖД», осуществляет действия по обращению за услугой естественно-монопольного характера к ОАО «РЖД». Таким образом, все действия (бездействия), совершаемые соответствующими организациями в отношении такого потребителя юридически являются действиями (бездействиями) исключительно ОАО «РЖД».

Иной подход (в частности, не совершение действий непосредственно ОАО «РЖД»), опосредующий отсутствие вины именно ОАО «РЖД», свидетельствовал бы о наличии у ОАО «РЖД», как субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на товарном рынке  услуг по передаче электрической энергии, возможности не исполнять обязанности, возложенные Правилами технологического присоединения и отсутствие ответственности у сетевой организации за совершаемые действия.

Следовательно, способ реализации права, выбранный ОАО «РЖД», не может ни при каких обстоятельствах снимать с ОАО «РЖД», как сетевой организации, субъекта естественной монополии, занимающего доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, обязанности по осуществлению технологического присоединения и ответственности, в том числе за нарушение антимонопольного законодательства.

Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению – ОАО «РЖД» - имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, должен был предпринять все возможные меры по обеспечению выполнения обязанности публичного характера, возложенной на сетевую организацию государством, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.  

Названные действия указывают на пренебрежительное отношение ОАО «РЖД» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях ОАО «РЖД» существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского Кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/224 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «РЖД» не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ОАО «РЖД», также установлено не было.

 

С учетом вышеизложенного, Комиссия констатирует, что вышеуказанное нарушение ОАО «РЖД» процедуры технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения, выразившееся в бездействии ОАО «РЖД» по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в установленный Правилами № 861, Договором № 7871-10-14/ТП срок, ущемляют интересы гр. <…> и являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/224 о нарушении антимонопольного законодательства установлено наличие вины ОАО «РЖД» в совершении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, установленного настоящим решением.

Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи ОАО «РЖД» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 47, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006                        №  135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Российский железные дороги» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении процедуры технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения, а именно в бездействии ОАО «Российские железные дороги» по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в установленный Правилами технологического присоединения, Договором № 7871-10-14/ТП срок, что привело к ущемлению интересов гр. <…>.

2. Выдать ОАО «Российские железные дороги» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 12

 

31 декабря 2015 года                                                                              г. Хабаровск

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

- <…>

- заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного контроля;

Члены Комиссии:

- <…>

- ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля;

 

- <…>

- специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения № 26 от 31.12.2015 по делу №3-1/224 о нарушении Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» (107014, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) части 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Российские железные дороги» в срок до 18 апреля 2016 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, установленное решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 26 от 31.12.2015.

2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания ОАО «Российские железные дороги» исполнить обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <…>до границ земельного участка гр. <…> (по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги» от 17.12.2014 № 7871-10-14/ТП) в порядке, предусмотренном «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, включая осуществление ОАО «Российские железные дороги» фактического присоединения энергопринимающих устройств гр. ... к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности, осуществляемых путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

3. ОАО «Российские железные дороги» в срок до 25 апреля 2016 года сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны