Решение №27 Решение № 27 и предписание № 13 в отношении МУП «РЭС Хабаров... от 2 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 27

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 декабря 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено  31 декабря 2015 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

- <…>

- заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного контроля;

члены Комиссии:

- <…>.

- ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля,

 

-  <…>

-специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

в присутствии представителей:   

заявителя: <…> – паспорт гражданина РФ,

от ответчика:  <…>юрисконсульт Муниципального унитарного предприятия «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района» (дов. б/н от 15.01.2015),

        

рассмотрев дело № 3-1/283 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района» (680509, Хабаровский район, с. Ильинка, ул. Угловая, 15 А)  части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление гр. <…> (вх. № 3/6694 от 28.0.2015) на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района» (далее – МУП «РЭС Хабаровского муниципального района»), выразившиеся в несоблюдении МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» требований «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).

 

По результатам рассмотрения заявления, а также материалов и сведений, полученных в ходе рассмотрения дела №3-1/283 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.

 

В целях осуществления электроснабжения летнего домика, расположенного на земельном участке, расположенном в СНТ «Турист», района малого Аэропорта, Хабаровский муниципальный район,  гр. <…>22.04.2014 направила в адрес МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» заявку на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств; указанная заявка поступила в МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» 22.04.2014 (вх. № 100).   

Как следует из представленных документов и сведений, по результатам рассмотрения вышеуказанной заявки 14.11.2014 между гр.  <…> и МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» заключен Договор об осуществлении технологического присоединения от 14.11.2014 № 266 (далее – Договор № 266) с приложением к данному договору - техническими условиями от 14.11.2014 № 292.

В соответствии с пунктом 1 Договора № 266 сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя – жилой дом, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства с учетом следующих характеристик: максимальная мощность и класс напряжения присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт, 380 В; категория надежности – 3; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ. Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в  соответствии с  условиями настоящего Договора.

В пункте 5 Договора № 266 установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 6 (шесть) месяцев с даты поступления подписанного заявителем экземпляра настоящего договора в сетевую организацию.

Согласно отметки сетевой организации подписанный заявителем экземпляр договора поступил в сетевую организацию 27.11.2014 (вх. №   247).

Согласно пункта 20 Договора № 266 настоящий договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра настоящего договора в сетевую организацию.

Таким образом, Договор № 266, заключенный между гр. <…>и МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», является действующим с 27.11.2014.

Следовательно, обязательства со стороны МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных Договором № 266, должны быть выполнены до 27.05.2015.

В соответствии с пунктом 10 Договора № 266 размер платы за технологическое присоединение составляет 649,00 (шестьсот сорок девять рублей 00 копеек), в том числе НДС (18 %). Согласно представленным документам плата за технологическое присоединение была внесена гр. <…> 28.11.2014.

В соответствии с пунктом 6 Договора № 266 сетевая организация обязуется:

- надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему Договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях;

- в течении 5-ти рабочих дней со дня уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий заявителем, провести с участием заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя;

- не позднее 10 рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), указанного в абзаце третьем настоящего пункта, с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их заявителю.       

Согласно техническим условиям № 292 от 14.11.2014 (далее – технические условия), являющимся неотъемлемой частью Договора № 266,   максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет – 15 кВт; уровень напряжения составляет 380 В;  категория надежности энергопринимающих устройств – третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение – 0,4 кВ; точка присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы) – от вновь вводимой опоры, вновь вводимой ВЛ-0,4кВ, вновь вводимой КТПН -6/0,4 кВ, вновь вводимой ВЛ-6кВ.

В соответствии с пунктом 10 технических условий сетевая организация осуществляет:

-строительство участка ВЛ-6кВ до вновь вводимой трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ;

-строительство понижающей трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ потребной мощности;

-строительство участка ВЛ-0,4 кВ от вновь вводимой трансформаторной подстанции 6/0,4 кВдо границ участка заявителя;

-фактические действия по присоединению объекта заявителя от вновь вводимой опоры, в районе участка заявителя.    

Согласно пункту 11 технических условий заявитель осуществляет:  монтаж электроустановок и приемосдаточные мероприятия в соответствии с Правилами Устройства Электроустановок и другой действующей нормативно-технической документацией:

монтаж захода ВЛ – 0,4 кВ от точки присоединения – вновь вводимая опора, вновь вводимой ВЛ-0,4 кВ, вновь вводимой КТПН-6/0,4 кВ до прибора учета электрической энергии заявителя;

установку на вводе в энергопринимающие устройства защитного аппарата, соответствующего максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств 32 А.

Вместе с тем, в срок до 27.05.2015 (шесть месяцев с даты заключения Договора №266) фактических действий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <…>., расположенных по вышеуказанному адресу, к электрической сети МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» -  сетевая организация не осуществила.

Письмом (вх. от 17.06.2015 № 1911) <…> уведомила МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» о том, что «обязательства по договору, указанные в п. 3.10, мною исполнены в полном объеме: квитанция об оплате от 28.11.2014. Осуществить мероприятия, указанные в пункте 11 Технических условий в данный момент не представляется возможным, поскольку обязательства по Договору со стороны МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» по технологическому присоединению не исполнены».   

Не согласившись с бездействием МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства заявителя к объектам электросетевого хозяйства МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» гр. <…>обратилась с заявлением в  Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.

 

По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю приказом № 710 от 28.10.2015 возбуждено дело № 3-1/283 о нарушении антимонопольного законодательства.

При этом необходимо отметить следующее.

Частью 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 06.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ)  установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 

 МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ  территориальная сетевая организация – территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе требований о возможности воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики на энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

  Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискримационного доступа), без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названых Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения. 

Исходя из статьи 26 Федерального Закона № 35-ФЗ, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно; договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторного заключения такого договора не предполагается.

Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям, в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Согласно статье 4 Федерального Закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка. 

 

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23.01.2014 № 33/27 включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии (мощности) на территории Хабаровского муниципального района с долей более 50% (в границах балансовой принадлежности электрических сетей МУП «РЭС Хабаровского муниципального района»).

  

 Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых  являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.  

Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа установлено, что сетевыми организациями являются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Следовательно, сетевой организацией и субъектом правоотношений по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к сетям МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» является МУП «РЭС Хабаровского муниципального района».  

Таким образом, обязанность осуществлять комплекс юридических и фактических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств заявителей (в том числе и гр. <…>.) к электрическим сетям МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» в соответствии с нормами Федерального закона № 35-ФЗ, Правил недискриминационного доступа, Правил технологического присоединения, а также в соответствии с Договором № 266 возложена на МУП «РЭС Хабаровского муниципального района».

Таким образом, Комиссия констатирует, что МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», как сетевая организация, на которую возложена обязанность осуществлять комплекс юридических и фактических действий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств заявителей к своим электрическим сетям  является лицом, на деятельность которого распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

                                         

В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального Закона № 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям,  процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,   требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения.

 Пунктом 2 Правил технологического присоединения установлено, что действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и  34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

 В соответствии с положениями пункта 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (далее технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами, заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.

В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется.

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 2, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 3, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Пунктом 8 Правил установлено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

Пунктом 14 Правил технологического присоединения определена категория заявителей, к которым должна быть отнесена гр. <…>: заявители - физические лица максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (заявленная мощность энергопринимающих устройств гр. <…>составляет 15 кВт). 

Пунктом 15 Правил технологического присоединения определено, что сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту – в течении 5 дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 30 дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой договор.  Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Пункт 16 Правил технологического присоединения устанавливает, что договор должен содержать следующие существенные условия:

а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отнесенных к обязанностям сетевой организации, - при временном технологическом присоединении;

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет свыше 670 кВт;

в иных случаях:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - при временном технологическом присоединении заявителей, энергопринимающие устройства которых являются передвижными и имеют максимальную мощность до 150 кВт включительно, если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;

в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе:

право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре; 

обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки;

г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон;

д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил);

е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение.

Пункт 16.3 Правил технологического присоединения устанавливает обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил технологического присоединения, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Пунктом 19 Правил технологического присоединения установлено, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и акт согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил). Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

 

В соответствии с представленными МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» и заявителем сведениями, 22.04.2014 в адрес МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» от гр. <…> поступила заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям, соответственно в срок до 07.05.2014 МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» обязано было направить в адрес гр. <…>проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

Однако, лишь 14.11.2014 между МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» и гр. <…>заключен договор об осуществлении технологического присоединения № 266, неотъемлемым приложением к данному договору являются технические условия № 292 от 14.11.2014.

Учитывая положения пункта 15 Правил технологического присоединения Комиссия приходит к выводу о том, что МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» значительно, а именно, более чем на 6 месяцев и 7  дней, нарушены сроки направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения.  

Согласно пункта 20 Договора № 266 настоящий договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра настоящего договора в сетевую организацию.

28.11.2014 гр. <…>внесла плату по Договору № 266  в сумме 649 рублей.

Таким образом, Договор № 266, заключенный между гр. <…> и МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», является действующим с 27.11.2014.

В соответствии с пунктом 4 Договора № 266, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не боле 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего договора.

Согласно представленным документам и сведениям разногласий к Договору №266  между заявителем и сетевой организацией не возникло.

Таким образом, Комиссия констатирует, что обязательства со стороны МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных Договором № 266, должны быть выполнены до 27.05.2015.

До настоящего времени мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <…> к электрическим сетям МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», предусмотренные договором № 266 МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» не исполнены.

Таким образом, Комиссия констатирует, что МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», как сетевой организацией, осуществляющей в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, не соблюдены сроки направления проекта договора (в течении 15 дней со дня получения заявки от заявителя, то есть, не позднее 07.05.2014), заполненного и подписанного сетевой организацией, а также обязательства со стороны МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» по выполнению мероприятий по технологическому присоединению согласно Договору № 266, которые должны были быть выполнены в срок до 27.05.2015. Комиссия также констатирует, что МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», нарушив, после получения заявки 15-дневный срок направления проекта договора, предусмотренный Правилами № 861  на 6 месяцев и 7 дней (с момента даты, когда должен был быть направлен проекта договора в адрес заявителя, (07.05.2014), до момента фактического направления МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» проекта договора (14.11.2014)), имело достаточное количество времени для обеспечения осуществления мероприятий, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств гр. <…>.

 

Согласно представленной МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» в адрес Хабаровского УФАС России информации причиной не выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» стало сложное финансовое положение МУП «РЭС Хабаровского муниципального района»: образовалась задолженность по налогам и сборам, а так же задолженность по выплате заработной платы. Предприятие ведет исковую деятельность и предпринимает все меры для погашения задолженности по заработной плате, таким образом не имеет возможности для исполнения договора об осуществлении технологического присоединения от 14.11.2014 № 266. На расчетный счет предприятия наложена картотека, которая составляет 13 293 903,26 рублей. Ограничения к счету составляют 20 219 806,89 рублей.

Письмом от 29.12.2015 исх. № 2497-3 (вх. № 3/12989 от 29.12.2015) МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» направило в адрес Хабаровского УФАС России письма ПАО «МТС-Банк» от 19.02.2015 № 22Д-Д011-02/23-228, от 07.05.2015 б/н, от 06.07.2015 № 22Д-Д011-02/23-318. Согласно вышеуказанным письмам по состоянию на 19.02.2015 по расчетному счету МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» имеется картотека, которая составляет 8 106 382 рубля 22 копейки; по состоянию на 06.05.2015 по расчетному счету МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» имеется картотека, которая составляет 15 645 641 рубль 04 копейки; по состоянию на 30.06.2015 по расчетному счету МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» имеется картотека, которая составляет 15 305 701 рубль, 81 копейка соответственно.

Доказательств того, что в иные периоды времени с апреля 2014 года (с момента подачи заявки гр. <…>) по май 2015 года (до момента, когда сетевой организацией должны были быть выполнены мероприятия по технологическому присоединению, согласно Правил технологического присоединения и договора № 266) МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» находилось в сложном финансовом положении, в том числе имелась картотека на расчетном счете МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» не представлено. Справки о наличии картотеки на счете представлены по состоянию на конкретный период, но вышеуказанные документы не подтверждают, что в течение всего вышеуказанного периода на расчетном счете МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» имелась картотека.

Кроме того, письмом от 29.12.2015 исх. № 2497-3 (вх. № 3/12989 от 29.12.2015), направленным в адрес Хабаровского УФАС России МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» сообщает, что в июле 2014 года МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» обратилось в смежную сетевую организацию АО «ДРСК» с целью согласования и заключения договора на дополнительную мощность для энергоснабжения садового товарищества «Турист» (договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.09.2014 № 2661/ХЭС). Так как предприятие находится и на тот момент находилось в сложном финансовом положении для выполнения условий договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.09.2014 № 2661/ХЭС в мае 2015 года МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» заключило договор с организацией с целью разработки проекта для выполнения технологического присоединения Pmax =500 кВт для энергоснабжения СНТ «Турист», с. Матвеевка, района малого Аэропорта. В июне 2015 года данный проект прошел согласование АО «ДРСК», в августе 2015 года проект прошел согласование с Администрацией Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района.

Вышеуказанные действия подтверждаются представленными МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» документами: копией проекта энергоснабжения СНТ «Турист», выполненного ООО «Сервис Электро»; письмами МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» в АО «ДРСК» филиал «Хабаровские электрические сети» от 02.06.2015 исх. № 856-2, от 851-2 исх. № 851-2 о согласовании проекта энергоснабжения СНТ «Турист»; письмо администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 12.08.2015 исх. № 2103/6-8 о согласовании проекта энергоснабжения и выдаче ордера на производство земляных работ.

Согласно пояснениям, направленным МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» в адрес Хабаровского УФАС России письмом от 29.12.2015 исх. № 2497-3 (вх. № 3/12989 от 29.12.2015) выполнение проекта энергоснабжения СНТ «Турист», а также заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.09.2014 № 2661/ХЭС необходимо так как существующая электроустановка, точка поставки не обладает при максимальной реконструкции должными параметрами, чтобы обеспечить заявителей – членов СНТ «Турист» электроэнергией, соответствующей ГОСТ. Для обеспечения заявителей, членов СНТ «Турист» электроэнергией, необходимо выполнение мероприятий, а именно: заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 02.09.2014 № 26661/ХЭС между МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» и АО «ДРСК»; выполнение проекта электроснабжения объекта СНТ «Турист», Хабаровский район, район малого Аэропорта.

Вместе с тем, письмом от 29.12.2015 исх. № 2497-3 (вх. № 3/12989 от 29.12.2015) МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» также сообщает, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих на праве собственности <…> без выполнения вышеуказанных мероприятий возможно, однако заявителей, членов СНТ «Турист», обратившихся в сетевую организацию – МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» 43 человека и существующая электроустановка не обладает должными параметрами для обеспечения необходимого уровня напряжения.      

Иных действий для осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства сетевой организацией - МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» предпринято не было. Фактически МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» не исполнено ни одного мероприятия по технологическому присоединению, указанного в технических условиях от 14.11.2014 № 292 ни в период предусмотренный Правилами технологического присоединения, договором № 266 (6 месяцев), ни в течение срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Учитывая, что с момента подачи заявки (22.04.2014) до срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором № 266 (27.05.2015) до настоящего времени прошел значительный период времени – более года, Комиссия приходит к выводу о том, что МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» пренебрежительно и недобросовестно отнеслось к обязательствам  по выполнению мероприятий по технологическому присоединению, возложенных на сетевую организацию законодательством Российской Федерации. 

По мнению Комиссии, обстоятельства, изложенные МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» не являются основанием для нарушения сроков, установленных Правилами технологического присоединения и Договором № 266. Срок на осуществление мероприятий по технологическому присоединению, в соответствии с Правилами технологического присоединения, носит императивный характер и законодательством не предусмотрены основания для его продления.

Комиссией также дана оценка доводу МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» о том, что причиной не исполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» является сложное финансовое положение предприятия. В подтверждение вышеуказанного довода МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» представлены следующие документы: копия письма МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» от 30.10.2014 исх. № 1649-2 в адрес ОАО «ДЭК», копия письма  МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» от 12.12.2014 исх. № 1887-3 на имя Губернатора Хабаровского края; копией письма МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» от 01.06.2015 № 852-2 в адрес АО «ДРСК»; копию письма МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» от 05.06.2015 № 885-1 на имя и.о. главы Администрации Хабаровского муниципального района»; копия письма МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» от 18.06.2015 № 950-4 в адрес ПАО «МТС-Банк»; копия письма ПАО «МТС-Банк» от 03.07.2015 исх. № 228-4-с/7069 в адрес МУП «РЭС Хабаровского муниципального района»; копия письма МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» от 18.06.2015 № 951-1 на имя и.о. главы Администрации Хабаровского муниципального района; копия письма администрации Хабаровского муниципального района от 06.07.2015 исх. № 1-7/936 в адрес МУП «РЭС Хабаровского муниципального района»; копия письма МУП «РЭС хабаровского муниципального района» от 07.07.2015 исх. № 1133/1 на имя главы администрации Хабаровского муниципального района»; копия предостережения о недопустимости нарушения закона от 20.08.2015, выданного заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.     

Вместе с тем, учитывая представленные МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» документы, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства отклоняет вышеуказанный довод о том, что сложное финансовое положение явилось причиной неисполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», по следующим основаниям.

Положения Федерального Закона № 35-ФЗ, Правил технологического присоединения,  иных нормативных правовых актов в части исполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению носят императивный характер и не предусматривают оснований, по которым сетевая организация может нарушить сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.

 

Наличие затруднительного финансового положения в определенные периоды, не влияет на статус МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» как сетевой организации, в том числе на обязанность сетевой организации исполнять мероприятия по технологическому присоединению заявителя к электрическим сетям в сроки, установленные законодательством.   

Кроме того, по мнению Комиссии Хабаровского УФАС России, даже если принять во внимание и считать доказанным факт того, что длительное время МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» находится в затруднительном финансовом положении, то это лишь свидетельствует о том, что предприятием принимаются не достаточные меры по улучшению финансового положения, например, меры направленные на привлечение заемных средств. По сведениям Хабаровского УФАС России ПАО «МТС-Банк», в которое согласно представленным копиям писем, МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» обращалось с целью привлечения заемных денежных средств, не является единственной финансовой организацией, осуществляющей деятельность на территории Хабаровского края. Доказательств факта обращения в иные финансовые  организации МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства не представило. Кроме того, вышеуказанные действия по привлечению заемных средств были совершены МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» уже после истечения срока для выполнения мероприятий по технологическому присоединению, то есть после 27.05.2015. Также следует отметить, что учредитель МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» - Администрация Хабаровского муниципального района» письмом от 06.07.2015 № 1-7/936, направленным в адрес МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» сообщает, что «администрация Хабаровского муниципального района не имеет возможности выступить поручителем для получения кредита «МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», в связи с отсутствием финансовых средств на эти цели в бюджете Хабаровского муниципального района». Таким образом, все действия по привлечению заемных средств были совершены МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» после истечения срока для выполнения мероприятий по технологическому присоединению, то есть после 27.05.2015.     

Невыполнение МУП «РЭС Хабаровского муниципального района»  мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств  гр. <…>., предусмотренных техническими условиями к Договору № 266, в свою очередь приводит к не подключению собственника энергопринимающих устройств к электрическим сетям, что в свою очередь является препятствием к доступу к электрическим сетям и соответственно на рынок услуг по передаче электрической энергии, что в итоге не дает возможности для заявителя заключить на законных основаниях договор энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

 

Данный факт указывает, что нарушение МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» процедуры  технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения, выразившееся  в бездействии МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в установленный  Договором  № 266 срок, ущемляет интересы гр. <…> на осуществление технологического присоединения объекта к электрической сети в предусмотренные   сроки и получение беспрепятственного доступа к услуге по передаче электрической энергии, а также услуге энергоснабжения принадлежащего ему объекта.

Доводы МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» о том, что выпадающие доходы МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края признаны и включены в размер платы за технологическое присоединение на 2016 год в меньшем объеме, чем сумма, представленная МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» в расчете, согласно пояснений МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», направленных письмом от 29.12.2015 № 2497-3,  не принимаются Комиссией в связи со следующим. 

Выпадающие доходы сетевой организации, при применении платы за технологическое присоединение в размере, не превышающем 550 рублей, могут быть определены и компенсированы в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Постановление Правительства РФ № 1178), а также соответствующими методическими указаниями Федеральной службы по тарифам Российской Федерации.

В материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства отсутствует информация о том, что МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» обращалось в надлежащем порядке в регулирующий орган с целью определения размера выпадающих доходов, возникающих в результате технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гр. <…>.

Также, у Комиссии Хабаровского УФАС России отсутствуют документы и сведения о том, что МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» воспользовалось правом обжалования действий (бездействия) Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в случае, если действиями (бездействием) нарушено право МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» на компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства МУП «РЭС Хабаровского муниципального района». 

 

Таким образом, по результатам анализа законодательства Российской Федерации, представленных документов и сведений Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/283 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», как сетевой организацией, осуществляющей в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям, не соблюдена процедура присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации, предусмотренная Правилами технологического присоединения, а именно – МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» в установленные Правилами технологического присоединения и Договором  № 266 сроки со своей стороны не выполнены  мероприятия по технологическому присоединению, что указывает на несоблюдение МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» требований Правил технологического присоединения,  что привело к ущемлению интересов гр. <…>.

 

Также,        Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/283 о нарушении антимонопольного законодательства отмечает следующее.

Сведений о том, что МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» были предприняты все необходимые меры для осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», а также сведений о том, что МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» не имело возможности выполнить мероприятия по осуществлению технологического присоединения тем самым исполнить требования Правил технологического присоединения МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» представлено не было и Комиссией Хабаровского УФАС России не установлено.  

 

Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по  передаче электрической энергии и технологическому присоединению – МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» - имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, должен был предпринять все возможные меры по обеспечению выполнения обязанности публичного характера, возложенной на сетевую организацию государством, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.  

 

Названные действия указывают на пренебрежительное отношение  МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10  Гражданского Кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/283 о нарушении антимонопольного законодательства МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий МУП «РЭС Хабаровского муниципального района», также установлено не было.

 

С учетом вышеизложенного, Комиссия констатирует, что вышеуказанное нарушение МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» процедуры  технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения, выразившееся в бездействии МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в установленный  Договором № 266 срок, ущемляют интересы гр. <…> и являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ.

Таки образом, Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/283 о нарушении антимонопольного законодательства установлено наличие вины МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» в совершении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, установленного настоящим решением.

Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

  Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 47, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  №  135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  МУП «РЭС Хабаровского муниципального района»  нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в нарушении процедуры технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения, а именно в бездействии МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению в установленный  Договором  № 266 срок, что привело к ущемлению интересов гр. <…>.

 

2. Выдать   МУП «РЭС Хабаровского муниципального района» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 13

 

31 декабря 2015 года                                                                               г. Хабаровск

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

- <…>

- заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного контроля;

Члены Комиссии:

- <…>

- ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля;

 

- <…>

-   специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения № 27 от 31.12.2015  по делу № 3-1/283 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района» (680509, Хабаровский район, с. Ильинка, ул. Угловая, 15 А) части 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  Муниципальному унитарному предприятию «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района»  в срок до 25 апреля 2016 года  прекратить нарушение антимонопольного законодательства, установленное решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 27 от 24.04.2015.

2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания Муниципальному унитарному предприятию «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района»  исполнить обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <…> до границ земельного участка гр. <…> (по договору об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям от 14.11.2014 № 266) в порядке, предусмотренном «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, включая осуществление Муниципальным унитарным предприятием «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района»   фактического присоединения энергопринимающих устройств гр. <…>к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности, осуществляемых путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

3.  Муниципальному унитарному предприятию «Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района»  в срок до 05 мая 2016 года сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны