Решение №28 Решение № 28 в отношении ОАО «Авиационная холдинговая компан... от 28 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

         

РЕШЕНИЕ №28

21 апреля  2015 года                                                                          г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместителя руководителя Хабаровского УФАС России, начальника отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей от:

- ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» - уведомлено надлежащим образом, явку представителя  не обеспечило,

- ООО «ДЭК «Рециклинг» - <…>,  доверенность от  12.01.2015 №ПК-010,

рассмотрев жалобу ООО «ДЭК «Рециклинг», материалы дела №8-01\94,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «ДЭК «Рециклинг» на действия ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» при проведении в 2015 году запроса предложений в электронной форме на право оказания услуг по обезвреживанию нефтесодержащих отходов  (извещение №31502195614) в связи с неуказанием в документации к запросу цен объема оказания услуг (количества по каждому из отходов), с установлением необоснованных требований к участникам закупки.

В заседании комиссии представитель ООО «ДЭК «Рециклинг» уточнил, что объемы оказания услуг (количество по каждому отходу) в документации к запросу цен указаны, просил этот довод при рассмотрении жалобы не учитывать. В остальной части жалобу поддержал, считает требование о наличии у участника закупки лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, необоснованным.

От ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина»  поступили письменные возражения от 17.04.2015 №73/БКЗ-118, из которых следует, что объем оказания услуг по каждому виду отхода содержится в приложении №1 к проекту договора, являющегося неотъемлемой частью закупочной документации. В извещении о закупке и закупочной документации отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну, оснований для неразмещения этих документов на электронной площадке и официальном сайте госзакупок не имелось. В пункте 3.1 проекта договора указано, что подрядчик для выполнения своих обязательств по договору должен иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при въезде на территорию заказчика и в процессе сбора отходов с цехов №№7 и 21. В цехе №7 площадка сбора и хранения отходов негалогенированных органических растворителей находится на участке окончательной сборки летательных аппаратов, в том числе изделия Т-50. В цехе №21 площадка сбора и хранения негалогенизированных органических растворителей находится в помещении малярных камер, где происходит покраска летательных аппаратов, в том числе Т-50. Внешний вид изделия Т-50 в неполетной конфигурации представляет собой сведения, составляющие государственную тайну согласно перечню выполнения работ и степени их секретности при организации производства изделия Т-50. Способ хранения негалогенизированных органических растворителей (стационарные подземные емкости объемом 2,5 тонн в цехе №7 и 10 тонн в цехе №21) исключает возможность перемещения накопительных емкостей с территории цехов. Для сбора отходов необходимо представлять доступ на территорию цеха представителям организации, оказывающей услуги по сбору и обезвреживанию нефтесодержащих отходов. Для получения такого доступа организация должна иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. О необходимости обладания указанными лицензиями указано в пункте 2.2.3 закупочной документации, наименования этих лицензий уточнены в пункте 2.2.3.1 документации.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав пояснения присутствующего представителя заявителя, рассмотрев материалы дела №8-01\94, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование  связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным  лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Из материалов дела и пояснений заявителя следует, что обществом обжалуется неуказание в закупочной документации объемов подлежащих выполнению работ, требование о наличии которых в документации предусмотрено Законом о закупках, соответственно, оно  вправе обжаловать по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия, связанные с  нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении закупки, порядка подачи заявок на участие в закупке.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В силу пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. В документации о закупке согласно пункту 1 части 10 указанной  статьи должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика

31.03.2015 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» размещено извещение №31502195614 о проведении запроса предложений в электронной форме на право  заключения договора показанию услуг по обезвреживанию нефтесодержащих отходов. Дата окончания подачи заявок – 15.04.2015, дата рассмотрения заявок – 22.04.2015.

В соответствии с документацией о запросе предложений предметом закупки является оказание услуг по приему, транспортировке и утилизации нефтесодержащих отходов общим весом 100520 кг. следующих видов: отходы негалогенизированных органических растворителей и их смесей; эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15%; синтетические и минеральные масла отработанные. Начальная (максимальная) цена договора – 3 191 604, 47 руб. без НДС.

Вместе с закупочной документацией на официальном сайте размещен договор на оказание указанных услуг, приложение №1 к которому содержит наименование отходов, цена в рублях за килограмм, объемы по каждому из отходов в килограммах, стоимость в рублях по каждому из отходов, рассчитанная из объема требуемых к поставке отходов:

 - отходы негалогенизированных органических растворителей и их смесей – 20293 кг.,

- эмульсии и эмульсионные смеси для шлифовки металлов отработанные, содержащие масла или нефтепродукты в количестве менее 15% - 50000 кг.,

- синтетические и минеральные масла отработанные – 30227 кг.

В данной связи доводы жалобы о неуказании в документации о закупке объемов оказания услуг (количества по каждому из отходов) не нашли своего подтверждения.

В соответствии с подпунктом 2.2.3.1 документации о закупке в составе заявки претендент должен представить в обязательном порядке копии действующих лицензий на осуществление деятельности по обезвреживанию  и размещению отходов I – IV классов опасности с указанием наименования отходов, являющихся предметом закупки, на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии со статьей 5 Федерального закона от   №5485-1-ФЗ «О государственной тайне».

Непредоставление таких лицензий является основанием для отказа в допуске к участию в запросе предложений (пункт 2.3.2 закупочной документации).

Как следует из приложенного к документации о закупке договора, исполнитель договора обязан иметь лицензию на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (пункт 3.1 договора), для приема отходов осуществить въезд на территорию заказчика с целью определения объемов и видов принимаемых отходов на соответствие заявленным (пункт 3.2. договора), пропуск на территорию заказчика осуществляется по предъявлению пропуска, выданного на основании  таких документов, как командировочное удостоверение, предписание, справку о форме допуска (пункт 3.3. договора), производить прием и транспортировку отходов заказчика к месту обезвреживания  на полигоны для захоронения, производить обезвреживание отходов (пункты 3.9, 3.10, 3.11, 3.12). 

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 устава ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» при осуществлении своей деятельности  общество обязано обеспечивать соблюдение установленных правил проведения закрытых работ, неразглашение и защиту информации, содержащей сведения, составляющие государственную, служебную (конфиденциальную) и коммерческую тайну, предусматривать ограничения по допуску организаций и предприятий –смежников к сведениям, составляющим государственную, служебную (конфиденциальную) и коммерческую тайну.

Согласно статье 6 устава общества последнее осуществляет, в частности,  такие виды деятельности, как разработка, производство, испытание, реализация и ремонт вооружения и военной техники и их систем.

Как следует из статьи 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне», государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

Статьей 5 названного закона определен перечень сведений, составляющих государственную тайну, в том числе:

- сведения в военной области: о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения (пункт 1);

 - сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства (пункт 2).

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 №1203, в соответствии с которым к таким сведениям относятся сведения о содержании или результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по созданию или модернизации вооружения, военной техники (пункт 11); сведения, раскрывающие направления развития, содержание разработки вооружения, военной техники, сведения, раскрывающие конструкцию, технологию изготовления вооружения, военной техники (пункт 18); сведения, раскрывающие организацию или функционирование всех видов связи, радиолокационного, радиотехнического обеспечения войск (пункт 27).

Поскольку хранение негалогенизированых органических растворителей осуществляется в стационарных подземных емкостях цехов №№7 и 10, где производится сборка и покраска летательных аппаратов (изделие Т-50), сведения о которых относятся к государственной тайне, то требование заказчика о наличии у претендента на участие в запросе предложений лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, следует признать обоснованным.

Довод заявителя о том, что являющиеся предметом закупки нефтесодержащие отходы не относятся  к сведениям, составляющим государственную тайну, комиссией Хабаровского УФАС России отклоняется в связи  с тем, что обоснованием истребования соответствующей лицензии служит не включение таких отходов в перечень, определяемый законом о государственной тайне, а то, что стационарные места хранения этих отходов находятся в цехах, где имеются объекты, сведения о которых отнесены к государственной тайне.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ДЭК «Рециклинг» на действия ПАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой» в лице филиала «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина» при проведении в 2015 году запроса предложений в электронной форме на право оказания услуг по обезвреживанию нефтесодержащих отходов  (извещение №31502195614),  необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны