Решение №ТТ/4057/23 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России13 марта 2023 ... от 24 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/7-272/2023

 

21 апреля 2023 года                                                                                       г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

руководитель  управления;

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/7-272/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  ИП Царёвым К.А. рекламы  с нарушением требований  пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе»,

в присутствии ИП Царёва К.А.,  

                                                    

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  13 марта 2023 года  в оконных проёмах магазина кальянов,  расположенного в г. Хабаровске по улице Тихоокеанская (на автобусной остановке «Автодорожный техникум») отслежена  реклама табака, табачной продукции, курительных  принадлежностей. 

Установлено, что на оконном проеме торгового павильона присутствует текстовая информация о предоставлении скидки студентам в размере 10%.  На внешних стенах магазина распространяется информация в виде следующих изображений: HQD, Spectrum, Masthave Undercoal, Element, Sebero, Darkside.

      Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама-это информация, распространенная  любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц и направленная  на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса  к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или  продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс,  фестиваль, основанные  на риске игры пари), на привлечение внимания к которым  направлена реклама.

Таким образом, для признания информации рекламой такая информация должна отвечать определенным признакам, а именно: быть распространенной; адресованной неопределенному кругу лиц; направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему; направленной на продвижение объекта рекламирования на рынке.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

      Распространенные на внешних стенах магазинов и в оконных проемах магазина кальянов по указанному выше адресу обозначения:

- Sebero, Element, Darkside,   SpectrumMasthave  являются названиями марок табака для кальянов; 

 - HQD является названием марки электронных сигарет;

- Darkside зарегистрировано в качестве товарного знака по классу 34 в отношении  табака, табака для кальяна (свидетельство № 599750);

Анализ размещенных изображений на внешних стенах и в оконных проемах указанного выше торгового павильона, показал, что помимо сведений, обязательных в силу размещения  закона, обычаев делового оборота (название магазина, режим работы, сведения о лице, осуществляющем деятельность в торговой точке) размещены сведения рекламного характера, а именно: сведения о скидке в размере 10% и обозначения наименований марок табака, табака для кальянов и электронных сигарет.    Распространенная информация  направлена на привлечение внимания потребителей к деятельности торгового заведения  по продаже табачной, кальянной продукцией и курительными принадлежностями магазина кальянов и поддержания интереса к ним как к продавцу, так и к ассортименту  реализуемой им продукции.

Следовательно, рассматриваемая информация является  рекламой  табачной, кальянной продукцией и курительных принадлежностей.

Действие рассматриваемой рекламы  направлено на неограниченное количество лиц, в том числе  на тех, кто не является  потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку  размещение   рекламы табачной, кальянной продукцией и курительных принадлежностей способом, обеспечивающим  ее свободно восприятие  (внешние стены и оконные проемы торгового павильона), делают  такую рекламу доступной для этих лиц.

Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 N 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»  установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Таким образом, реклама, размещенная на фасаде и на окне магазина кальянов, расположенного в г. Хабаровске по улице Тихоокеанская  (на автобусной остановке «Автодорожный техникум»),  нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и является ненадлежащей.

Согласно письму Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска (вх.  № 5063/23 от 04.04.2023)  конструкция «магазин кальянов точка khv…Студентам скидка 10%...» принадлежит ИП Цареву К.А. (ИНН 280490288085)  и размещается без действующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления, в связи с чем в адрес собственника конструкции  выдано предписание о демонтаже  рекламной конструкции.

Из представленных письменных пояснений ИП Царева К.А. (вх. № 6125-ЭП/23  от 20.04.2023) и поддержанных предпринимателем на заседании Комиссии, следует, что факт размещения рекламы табака, табачной продукции и курительных принадлежностей на торговом павильоне им подтверждается.

Частями 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение требований  пункта 8 статьи 7  настоящего Федерального закона.

Установлено, что деятельность по реализации табачной продукции  в магазине кальянов, расположенного в г. Хабаровске, на улице Тихоокеанской (на автобусной остановке)  осуществляет ИП Царёв Кирилл Андреевич.

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рекламы  является ИП Царёв К.А.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу табака, табачной продукции, курительных принадлежностей, распространенную ИП Царёвым Кириллом Андреевичем в оконном проеме и на внешних стенах  магазина кальянов по адресу: г. Хабаровск,  ул. Тихоокеанская (на автобусной остановке «Автодорожный техникум»),  поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП Царёву Кириллу Андреевичу обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации   об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   (в трехмесячный срок).

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                

 

Члены Комиссии:                                                                       

 

                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны