Решение №ли/100/23 Признать жалобу ООО «ЧОП «КОРД» на действия заказчика – ОАО ... от 10 января 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №7-11/184
(027/10/18.1-1707/2022)
29 декабря 2022 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов Комиссии: <...>, <...>,
в присутствии представителей:
- ОАО «РЖД» - Ляпин Д.В. (по доверенности от 02.09.2020 №ДВОСТ НЮ-129/Д,
- ООО «ЧОП «КОРД» - Меринов С.Е. (по доверенности от 21.12.2022),
рассмотрев жалобу ООО «ЧОП «КОРД» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1), материалы дела №7-11/184 (027/10/18.1-1707/2022),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «ЧОП «КОРД» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1).
Из жалобы следует, что закупочной комиссией при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме необоснованно принято решение о присвоении ООО «ЧОП «Корд» 10, 00 баллов по критерию «Квалификация персонала», а также закупочной комиссией учтены лишь 6 удостоверений частных охранников, что противоречит Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ (далее - Закон о закупках).
Представители ОАО «РЖД» не согласны с доводами жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 20.12.2022 (вх. от 20.12.2022 №27053/22), считают доводы жалобы необоснованными в полном объеме.
Заслушав представителей общества, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В заседании Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «ЧОП «Корд» объявлялся перерыв до «09» час. «30» мин. «29» декабря 2022 г.
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; 8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); 9) требования к участникам такой закупки; 10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; 11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке; 12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки; 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 16) иные сведения, определенные положением о закупке.
Исходя из требований пп. 1 п. 10 ст. 4 Закона о закупках, обязанность описания технических и функциональных характеристик, требований к упаковке закупаемой продукции, сохраняется за заказчиком в любом случае, даже когда эквиваленты по закупке не допускаются.
Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор закупки) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.
28.10.2022 ОАО «РЖД» на официальном сайте www.rts-tender.ru размещено извещение о закупке №1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора оказания услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1).
Дата начала подачи заявок – 28.10.2022. Дата окончания срока подачи заявок – 14.11.2022. Дата рассмотрения первых частей заявок – 15.11.2022. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 28.11.2022. Дата подведения итогов – 28.11.2022. Начальная (максимальная) цена договора – 2 507112, 00 рублей без НДС, 3 008 534,40 руб. с НДС.
В соответствии п. 3.17.5 конкурсной документации конкурсная заявка должна состоять из двух частей и ценового предложения. Перечень документов, представляемых во второй части заявки определен пунктами 3.17.7.1-3.17.7.7 конкурсной документации.
Согласно п. 3.17.7.7 конкурсной документации документы, на основании которых проводится оценка в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, применяемых к участникам (если приложением № 1.4 конкурсной документации установлены такие критерии и порядок оценки и сопоставления заявок и предусмотрено представление документов, на основании которых производится оценка и сопоставление заявок). Перечень документов и порядок их оформления указываются в приложении № 1.4 конкурсной документации.
В соответствии с приложением №1.4 к конкурсной документации в подтверждение наличия квалифицированного персонала, указанного в приложении № 1.4.1. к конкурсной документации, участник в составе заявки должен представить:
- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации;
- действующие удостоверения частных охранников (страницы, содержащие сведения о фамилии, имени, отчестве, частного охранника, отметки (подпись уполномоченного лица, печать) о выдаче удостоверения подразделением Росгвардии (УМВД России по субъекту Российской Федерации), сведения о сроке действия удостоверения (продлении срока действия), сведения о присвоении квалификации, о профессиональной подготовке и сведения о личной карточке частного охранника);
- копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;
- согласие на обработку персональных данных на каждого работника.
Согласно п. 3.9.10 конкурсной документации заказчик вправе проверять соответствие участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям конкурсной документации, достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству РФ, включая официальные сайты государственных органов и организаций в сети Интернет.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1) от 15.11.2022 на участие в данном конкурсе поданы следующие заявки: 1) участник №1; 2) участник №2; 3) участник №3; 4) участник №4; 5) участник №5; 6) участник №6; 7) участник №7; 8) участник №8. Конкурсной комиссией принято решение о допуске заявок участников: 1) участник №1; 2) участник №2; 3) участник №3; 4) участник №4; 5) участник №5; 6) участник №6; 7) участник №8к участию в данном конкурсе. Конкурсной комиссией принято решение об отклонении заявки следующего участника: №7.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего №1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1) от 07.12.2022 конкурсной комиссией принято решение об отклонении заявки следующего участника: №1. Также конкурсная комиссия приняла решение о соответствии следующих участников: 1) участник №2; 2) участник №3; 3) участник №4; 4) участник №5; 5) участник №6; 6) участник №8.
По итогам оценки вторых частей заявок участников заявкам конкурсной комиссией присвоены следующие балльные оценки:
Наименование критерия/ подкритерия |
Участник №2 |
Участник №3 |
Участник №4 |
Участник №5 |
Участник №6 |
Участник №8 |
Опыт участника |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
Квалификация персонала |
15 |
15 |
15 |
10 |
15 |
15 |
Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами |
0 |
-5 |
0 |
0 |
-5 |
0 |
Итого баллов по неценовым критериям оценки: |
30 |
25 |
30 |
25 |
25 |
30 |
В соответствии с итоговым протоколом от 07.12.2022 №58 конкурсная комиссия признала победителем по лоту № 1 участника №8.
Согласно приложению №2 к итоговому протоколу от 07.12.2022 №58 определены следующие результаты оценки заявок, поступивших для участия в закупке по лоту №1:
Регистрационный номер/номер заявки участника |
Цена, предложенная участником, руб. без учета НДС/с учетом НДС |
Количество баллов, присвоенное заявке по критерию «Цена договора» |
Количество баллов, присвоенное заявке по неценовым критериям |
Итоговое количество баллов, присвоенное заявке по итогам оценки |
Порядковый номер заявки по итогам оценки |
Участник №8 |
1 962 240,00 руб. без НДС (НДС не облагается) |
70,00 |
25,00 |
95,00 |
1 (Победитель) |
Участник №4 |
1 611 664,80 руб. без НДС (НДС не облагается)) |
70,00 |
25,00 |
95,00 |
2 (второе место) |
Участник №5 |
1 880 334,01 руб. без НДС (НДС не облагается) |
70,00 |
25,00 |
97,00 |
3 |
Участник №4 |
2 452 800,00 руб. без НДС (НДС не облагается) |
53,66 |
30,00 |
83,66 |
4 |
Участник №2 |
2 480 832,00 руб. без НДС (НДС не облагается) |
53,06 |
30,00 |
83,06 |
5 |
Участник №3 |
2 452 800,00 руб. без НДС (2 943 360,00 руб. с НДС) |
53,66 |
25,00 |
78,66 |
5 |
Из заявки ООО «ЧОП «Корд», поданной на участие в данном конкурсе, следует, что общество в качестве подтверждения квалификации персонала представлены следующие удостоверения частных охранников: 1) удостоверение <...> (<...>); 2) удостоверение <...> (<...>); 3) удостоверение<...> (<...>ч); 4) удостоверение <...> (<...>); 5) удостоверение <...> (<...>); 6) удостоверение <...> (<...>); 7) удостоверение <...> (<...>); 8) удостоверение <...> (<...>); 9) удостоверение <...> (<...>).
Как следует из письменных возражений ОАО «РЖД», ООО «ЧОП «Корд» в составе заявки на участие представлена информация о наличии квалифицированного персонала, в котором указаны 9 частных охранников, при этом по результатам проверки на официальном сайте Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в разделе для проверки действительности удостоверений частных охранников установлено отсутствие информации по удостоверениям с номерами <...> (<...>), <...> (<...>), <...> (<...>). В связи с отсутствием подтверждения действительности удостоверений частных охранников такие сотрудники участника не принимались к учету при оценке заявок участников.
Однако Комиссией Хабаровского УФАС России вопреки доводам ОАО «РЖД» установлено, что информация о достоверности удостоверений сер. <...>(<...>) и <...> (<...>) сведениями официального сайта https://rosguard.gov.ru/ru/page/index/proverka-dejstvitelnostiudostovereniya-chastno
go-oxrannika подтверждается.
Вместе с тем, Хабаровским УФАС России в адрес Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю направлен запрос о предоставлении информации по вопросу действительности данных удостоверений частных охранников (исх. от 26.12.2022 №ЛИ/13831/22, от 26.12.2022 №ЛИ/13840/22).
28.12.2022 в адрес Хабаровского УФАС России поступил официальный ответ Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю (вх. от 28.12.2022 №27677/22) из которого следует, что согласно данным информационно-справочного портала сервиса централизованного учета оружия Росгвадии удостоверения частного охранника выданные:
- К<...> сер. <...> сроком действия от 23.11.2021 до 23.11.2026;
- Т<...> сер. <...> сроком действия от 14.10.2021 до 14.10.2026;
- П<...> сер. <...> сроком действия от 22.04.2015 до 22.04.2025, являются действующими.
Таким образом, представленные ООО «ЧОП «Корд» в составе заявки удостоверения частных охранников: 1) <...> (К<...>); 2) <...> (П<...>); 3) <...> (Т<...>) являются действующими.
Поскольку ООО «ЧОП «Корд» в составе заявки представлены действующие удостоверения частных охранников, у конкурсной комиссии не имелось оснований для непринятия данных удостоверений для учета при оценки заявки по критерию «квалификация персонала», в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы.
В действиях заказчика устанавливается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса российской федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ОАО «РЖД» предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «ЧОП «КОРД» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1) - обоснованной.
2. Признать действия ОАО «РЖД» при проведении указанной закупки нарушающими п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать ОАО «РЖД» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.
4. Передать материалы дела №7-11/184 (027/10/18.1-1707/2022) уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.