Решение №ли/100/23 Признать жалобу ООО «ЧОП «КОРД» на действия заказчика – ОАО ... от 10 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №7-11/184

(027/10/18.1-1707/2022)

 

29 декабря 2022 года                                                                                                                                                              г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов Комиссии: <...>, <...>,

в присутствии представителей:

- ОАО «РЖД» - Ляпин Д.В. (по доверенности от 02.09.2020 №ДВОСТ НЮ-129/Д,

- ООО «ЧОП «КОРД» - Меринов С.Е. (по доверенности от 21.12.2022),

рассмотрев жалобу ООО «ЧОП «КОРД» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора на  оказание услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1), материалы дела №7-11/184 (027/10/18.1-1707/2022),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «ЧОП «КОРД» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1).

Из жалобы следует, что закупочной комиссией при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме необоснованно принято решение о присвоении ООО «ЧОП «Корд» 10, 00 баллов по критерию «Квалификация персонала», а также закупочной комиссией учтены лишь 6 удостоверений частных охранников, что противоречит Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ (далее - Закон о закупках).

Представители ОАО «РЖД» не согласны с доводами жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 20.12.2022 (вх. от 20.12.2022 №27053/22), считают доводы жалобы необоснованными в полном объеме.

Заслушав представителей общества, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В заседании Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «ЧОП «Корд» объявлялся перерыв до «09» час. «30» мин. «29» декабря 2022 г.

В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 6.1 статьи 3 Закона  о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; 8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); 9) требования к участникам такой закупки; 10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; 11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке; 12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки; 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 16) иные сведения, определенные положением о закупке.

Исходя из требований пп. 1 п. 10 ст. 4 Закона  о закупках, обязанность описания технических и функциональных характеристик, требований к упаковке закупаемой продукции, сохраняется за заказчиком в любом случае, даже когда эквиваленты по закупке не допускаются.

Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор закупки) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.

28.10.2022 ОАО «РЖД» на официальном сайте www.rts-tender.ru размещено извещение о закупке №1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора  оказания услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1).

Дата начала подачи заявок – 28.10.2022. Дата окончания срока подачи заявок – 14.11.2022.  Дата рассмотрения первых частей заявок – 15.11.2022.  Дата рассмотрения вторых частей заявок – 28.11.2022. Дата подведения итогов – 28.11.2022. Начальная (максимальная) цена договора – 2 507112, 00 рублей без НДС, 3 008 534,40 руб. с НДС.

В соответствии п. 3.17.5 конкурсной документации конкурсная заявка должна состоять из двух частей и ценового предложения. Перечень документов, представляемых во второй части заявки определен пунктами 3.17.7.1-3.17.7.7 конкурсной документации.

Согласно п. 3.17.7.7 конкурсной документации документы, на основании которых проводится оценка в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, применяемых к участникам (если приложением № 1.4 конкурсной документации установлены такие критерии и порядок оценки и сопоставления заявок и предусмотрено представление документов, на основании которых производится оценка и сопоставление заявок). Перечень документов и порядок их оформления указываются в приложении № 1.4 конкурсной документации.

В соответствии с приложением №1.4 к конкурсной документации в подтверждение наличия квалифицированного персонала, указанного в приложении № 1.4.1. к конкурсной документации, участник в составе заявки должен представить:

- документ, подготовленный в соответствии с Формой сведений о квалифицированном персонале участника, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации;

- действующие удостоверения частных охранников (страницы, содержащие сведения о фамилии, имени, отчестве, частного охранника, отметки (подпись уполномоченного лица, печать) о выдаче удостоверения подразделением Росгвардии (УМВД России по субъекту Российской Федерации), сведения о сроке действия удостоверения (продлении срока действия), сведения о присвоении квалификации, о профессиональной подготовке и сведения о личной карточке частного охранника);

- копии гражданско-правовых договоров и/или трудовых договоров с работниками и/или иных договоров на оказание услуг по предоставлению персонала;

- согласие на обработку персональных данных на каждого работника.

Согласно п. 3.9.10 конкурсной документации заказчик вправе проверять соответствие участников, предлагаемых ими товаров, работ, услуг требованиям конкурсной документации, достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству РФ, включая официальные сайты государственных органов и организаций в сети Интернет.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1) от 15.11.2022 на участие в данном конкурсе поданы следующие заявки: 1) участник №1; 2) участник №2; 3) участник №3; 4) участник №4; 5) участник №5; 6) участник №6; 7) участник №7; 8) участник №8. Конкурсной комиссией принято решение о допуске заявок участников: 1) участник №1; 2) участник №2; 3) участник №3; 4) участник №4; 5) участник №5; 6) участник №6; 7) участник №8к участию в данном конкурсе. Конкурсной комиссией принято решение об отклонении  заявки следующего участника: №7.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок, поступивших для участия в открытом конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего №1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора на оказание услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1) от 07.12.2022 конкурсной комиссией принято решение об отклонении заявки следующего участника: №1. Также конкурсная комиссия приняла решение о соответствии следующих участников: 1) участник №2; 2) участник №3; 3) участник №4; 4) участник №5; 5) участник №6; 6) участник №8.

По итогам оценки вторых частей заявок участников заявкам конкурсной комиссией присвоены следующие балльные оценки:

Наименование критерия/ подкритерия

Участник №2

Участник №3

Участник №4

Участник №5

Участник №6

Участник №8

Опыт участника

15

15

15

15

15

15

Квалификация персонала

15

15

15

10

15

15

Наличие фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств перед заказчиком и/или третьими лицами

0

-5

0

0

-5

0

Итого баллов по неценовым критериям оценки:

30

25

30

25

25

30

В соответствии с итоговым протоколом от 07.12.2022 №58 конкурсная комиссия признала победителем  по лоту № 1 участника №8.

Согласно приложению №2 к итоговому протоколу от 07.12.2022 №58 определены следующие результаты оценки заявок, поступивших для участия в закупке по лоту №1:

Регистрационный номер/номер заявки участника

Цена, предложенная участником, руб. без учета НДС/с учетом НДС

Количество баллов, присвоенное заявке по критерию «Цена договора»

Количество баллов, присвоенное заявке по неценовым критериям

Итоговое количество баллов, присвоенное заявке по итогам оценки

Порядковый номер заявки по итогам оценки

Участник №8

1 962 240,00 руб. без НДС (НДС не облагается)

70,00

25,00

95,00

1 (Победитель)

Участник №4

1 611 664,80 руб. без НДС (НДС не облагается))

70,00

25,00

95,00

2 (второе место)

Участник №5

1 880 334,01 руб. без НДС (НДС не облагается)

70,00

25,00

97,00

3

Участник №4

2 452 800,00 руб. без НДС (НДС не облагается)

53,66

30,00

83,66

4

Участник №2

2 480 832,00 руб. без НДС (НДС не облагается)

53,06

30,00

83,06

5

Участник №3

2 452 800,00 руб. без НДС (2 943 360,00 руб. с НДС)

53,66

25,00

78,66

5

 

Из заявки ООО «ЧОП «Корд», поданной на участие в данном конкурсе, следует, что общество в качестве подтверждения квалификации персонала представлены следующие удостоверения частных охранников: 1) удостоверение <...> (<...>); 2) удостоверение <...> (<...>); 3) удостоверение<...> (<...>ч); 4) удостоверение <...> (<...>); 5) удостоверение <...> (<...>); 6) удостоверение <...> (<...>); 7) удостоверение <...> (<...>); 8) удостоверение <...> (<...>); 9) удостоверение <...> (<...>).

Как следует из письменных возражений ОАО «РЖД», ООО «ЧОП «Корд» в составе заявки на участие представлена информация о наличии квалифицированного персонала, в котором указаны 9 частных охранников, при этом по результатам проверки на официальном сайте Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в разделе для проверки действительности удостоверений частных охранников установлено отсутствие информации по удостоверениям с номерами <...> (<...>), <...> (<...>), <...> (<...>). В связи с отсутствием подтверждения действительности удостоверений частных охранников такие сотрудники участника не принимались к учету при оценке заявок участников.

Однако Комиссией Хабаровского УФАС России вопреки доводам ОАО «РЖД» установлено, что информация о достоверности удостоверений сер. <...>(<...>) и <...> (<...>) сведениями официального сайта https://rosguard.gov.ru/ru/page/index/proverka-dejstvitelnostiudostovereniya-chastno

go-oxrannika подтверждается.

Вместе с тем, Хабаровским УФАС России в адрес Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю направлен запрос о предоставлении информации по вопросу действительности данных удостоверений частных охранников (исх. от 26.12.2022 №ЛИ/13831/22, от 26.12.2022 №ЛИ/13840/22).

28.12.2022 в адрес Хабаровского УФАС России поступил официальный ответ Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю (вх. от 28.12.2022 №27677/22) из которого следует, что согласно данным информационно-справочного портала сервиса централизованного учета оружия Росгвадии удостоверения частного охранника выданные:

- К<...> сер. <...> сроком действия от 23.11.2021 до 23.11.2026;

- Т<...> сер. <...> сроком действия от 14.10.2021 до 14.10.2026;

- П<...> сер. <...> сроком действия от 22.04.2015 до 22.04.2025, являются действующими.

Таким образом, представленные ООО «ЧОП «Корд» в составе заявки удостоверения частных охранников: 1) <...> (К<...>); 2) <...> (П<...>); 3) <...> (Т<...>) являются действующими.

Поскольку ООО «ЧОП «Корд» в составе заявки представлены действующие удостоверения частных охранников, у конкурсной комиссии не имелось оснований для непринятия данных удостоверений для учета при оценки заявки по критерию «квалификация персонала», в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы.

В действиях заказчика устанавливается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса российской федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.  

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Исходя из установленных обстоятельств, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ОАО «РЖД» предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЧОП «КОРД» на действия заказчика – ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме №1805/ОКЭ-ДВОСТ/22 на право заключения договора на  оказание услуг по охране имущества с использованием специальных средств (лот №1) - обоснованной.

2. Признать действия ОАО «РЖД» при проведении указанной закупки нарушающими п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ОАО «РЖД» предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы дела №7-11/184 (027/10/18.1-1707/2022) уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны