Заключение №8-01/243 Заключение по делу №8-01/243 от 27 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:  ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

- ООО «Форест Гроув» - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения дела, подключение к видеоконференцсвязи не обеспечило,

- Дальневосточный банк ПАО Сбербанк – по доверенности от 09.04.2020 №ДВБ/247-Д,

 рассмотрев обращение Дальневосточного банка ПАО Сбербанк о включении  ООО «Форест Гроув» в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее -  Закон №223-ФЗ),    

                        

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступило обращение Дальневосточного банка ПАО Сбербанк о включении  ООО «Форест Гроув» в реестр  недобросовестных поставщиков, предусмотренный Законом №223-ФЗ, в связи с уклонением общества от заключения договора по результатам аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение ремонтных работ (извещение №32008899371) на предложенных в заявке условиях.

От ООО «ФорестГроув» в адрес Хабаровского УФАС России поступили письменные пояснения из которых следует, что в соответствии с документацией о закупке договор по результатам закупки заключается не ранее, чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам электронного аукциона. Дата протокола – 12.03.2020. Заказчиком нарушен срок направления договора, а именно 18.05.2020. Общество также ссылается на письма Минэкономразвития России от 10.07.2015 №Д28и-1668, п. 1 письма ФАС России от 08.12.2014 №АЦ/50130/14.

Представитель ПАО Сбербанк в заседании Комиссии Хабаровского УФАС России настаивало на включении общества в  реестр недобросовестных поставщиков, так как участник, став победителем аукциона, не подписал договор в установленные законом сроки, протокол разногласий заказчику не направлялся.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующему выводу.

В соответствии с частью 2, 3 статьи 5 Закона № 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган: сведения, предусмотренные пунктами 3 - 7 перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1211 (далее - перечень), а в случае закупки товаров, работ, услуг, по которой принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 статьи 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», или в случае закупки товаров, работ, услуг и заключения договоров, сведения о которых составляют государственную тайну, сведения, предусмотренные пунктами 3 - 5 перечня; копию протокола (иного документа, в случае если такой протокол не предусмотрен), на основании которого заключается договор с победителем закупки или участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора; копию уведомления (при наличии) об отказе от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора.

19.02.2020 ПАО Сбербанк на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение №32008899371 о проведении аукциона в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение ремонтных работ, техническая документация, проект договора.

Срок подачи заявок установлен до 27.02.2020. Дата подведения итогов – 10.03.2020.

Начальная (максимальная) цена договора 16 546 810,82 рублей.

Согласно пунктам 5.1, 5.2, 5.3 закупочной документации заключение договора по итогам закупочной процедуры осуществляется в сроки и в порядке, указанные в извещении. Договор по результатам конкурентной закупки с участием СМСП заключается с использованием программно-аппаратных средств ЭТП и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки и банка. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному банком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется банку с использованием программно-аппаратных средств ЭТП. Банк рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания. Договор по результатам конкурентной закупки с участием СМСП заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией, извещением об осуществлении конкурентной закупки или приглашением принять участие в такой закупке и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

В соответствии с п. 5.4 закупочной документации в случае отказа победителя заключить договор, в том числе уклонения от заключения договора, банк имеет право отменить решение о признании данного участника победителем закупочной процедуры и принять одно из следующих решений: заключить договор с участником, занявшим второе (последующее) место; отказаться от проведения закупочной процедуры; провести новую закупочную процедуру.

Согласно п. 5.5 закупочной документации в случае отказа участника, занявшего второе место, и признанного банком победителем закупочной процедуры, являющейся торгами, заключить договор, его уклонения от заключения договора, банк имеет право отменить решение о признании данного участника победителем закупочной процедуры и принять одно из решений: о проведении новой закупочной процедуры;- об использовании иного способа закупки; о рассмотрении единственной соответствующей требованиям документации заявки участника, с возможным заключением договора с этим участником по цене и на условиях, предложенных этим участником (в том числе на условиях, определённых по итогам переговоров с ним), но не выше начальной (максимальной) стоимости по данной закупочной процедуре, и на условиях, не хуже заявленных банком при открытии данной закупочной процедуры; об отказе от проведения закупки; - осуществить закупку у единственного поставщика.

В соответствии с пунктом 22 извещения о закупке договор по результатам закупки заключается не ранее, чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам электронного аукциона.

Согласно итоговому протоколу от 10.03.2020 №19/2 на участие в закупке поданы следующие заявки: ООО «Промградстрой» (номер заявки 5077) с ценовым предложением – 10 823 778,57 руб., ООО «Форест Гроув» (номер заявки 9678) с ценовым предложением – 10 906 512,62 руб., ООО «Сфера» (номер заявки 9990) с ценовым предложением – 14 892 129,82 руб., ООО «Бизнесстрой-ЮЛ» (номер заявки 6863) с ценовым предложением – 16 133 140,57 руб. Аукционной комиссией присвоены следующие порядковые номера: 1 место - ООО «Промградстрой», 2 место – ООО «Форест Гроув», 3 место – ООО «Бизнесстрой-ЮЛ», 4 место – ООО «Сфера». Аукционная комиссия приняла решение признать победителем ООО «Промградстрой», как участника, предложившего наименьшее ценовое предложение (цену договора).

Итоговый протокол от 10.03.2020 №19/2 размещен на официальном сайте 13.06.2020. Предельный срок подписания договора с ООО «Промградстрой» – 02.04.2020. По состоянию на 02.04.2020 победителем ООО «ПромГрадСтрой» протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора в адрес заказчика со стороны участника не представлен, договор не подписан.

В соответствии с итоговым протоколом от 28.04.2020 №33 аукционная комиссия отменила решение о признании ООО «Проградстрой» победителем данного аукциона на основании п. 18.14 Положения о закупках ПАО Сбербанк №2348-2 от 13.08.2018. Также аукционная комиссия приняла решение о признании победителем ООО «Форест Гроув», занявшим второе место на основании п. 18.14 Положения о закупках ПАО Сбербанк и о заключении с ним договора.

Поскольку итоговый протокол от 10.03.2020 №19/2 отменен итоговым протоколом от 28.04.2020 №33 (размещен в ЕИС лишь 12.05.2020) и выбран новый победитель ООО «Форест Гроув», то предельный срок подписания договора с ООО «Форест Гроув» - 01.06.2020.

20.05.2020 ПАО «Сбербанк» на электронной площадке ООО «Форест Гроув» направлен договор для подписания, подписанный со стороны банка, что подтверждается материалами дела.

По состоянию на 01.06.2020 ООО «Форест Гроув» протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора  в адрес заказчика со стороны участника не представлен, договор не подписан.

Согласно итоговому протоколу от 01.06.2020 №48 аукционная комиссия отменила решение о признании ООО «Форест Гроув» победителем данного аукциона на основании п. 18.14 положения о закупках ПАО Сбербанк и признала победителем данной закупки ООО «БизнесСтрой-ЮЛ», занявшее третье место на основании п. 18.14 Положения ПАО Сбербанк и приняла решение о заключении с данным участником договора.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения договоров, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 223-ФЗ, нарушающих права заказчика. Внесение в реестр недобросовестных поставщиков ставится в зависимость от их добросовестного или не добросовестного поведения.

Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей применение к нему неблагоприятных последствий.

В соответствии правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.07.2008 №10-П, федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований форм, принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.

Меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании участника аукциона уклонившимся от заключения договора уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

Закупочной документацией не установлен срок, в течение которого второй участник закупки может рассчитывать на возможность заключения договора, в случае его незаключения с первым участником (с победителем закупки). Однако такой срок должен быть разумным, чтобы второй участник не утратил интерес к данной закупке.

Дата первого итогового протокола, где ООО «Промградстрой» признано победителем закупки – 10.03.2020. Дата второго итогового протокола, где ООО «Форест Гроув» признано победителем – 28.04.2020. Дата направления победителю данной закупки ООО «Форест Гроув» проекта договора для подписания – 20.05.2020.

Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что с даты подведения итогов закупки (10.03.2020), когда ООО «Форест Гроув» признано вторым участником, и до направления ему проекта договора как победителю закупки на основании второго итогового протокола о результатах закупки (28.04.2020) прошло более 2 месяцев.

Исходя из того, что договор по результатам закупки со вторым участником должен быть заключен в разумные сроки, а также принимая во внимание, что  ООО «Форест Гроув» признано победителем закупки, проект договора ему направлялся   в период введенных ограничений по причине пандемии, общество могло утратить интерес либо лишиться возможности выполнить договор на определенных ранее условиях, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для включения ООО «Форест Гроув» (ИНН 2540226084/КПП 254001001/ОГРН 1172536002980) в реестр недобросовестных поставщиков.

Связанные организации

Связанные организации не указаны