Решение №7/10054 решение по жалобе Меркатор Рус на АО ДГК АО Русгидроснабжени... от 23 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего:

 

в присутствии представителей:

от ООО «Меркатор Рус» – представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;

от АО «РусГидро Снабжение»:

- (представитель по доверенности);

От АО «ДГК» – представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;

 

рассмотрев жалобу ООО «Меркатор-Рус», представленные материалы дела №027/10/18.1-1226/2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО «Меркатор Рус» на действия АО «Дальневосточная генерирующая компания», АО «РусГидро Снабжение» при проведении закупки путем конкурса в электронной форме с объектом закупки «Силовые сухие трансформаторы 6-10 кВ для аварийного запаса АО» (извещение 32211589643).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями организатора торгов, заказчика, выразившимися в требовании о предоставлении технических условий (далее – ТУ), отраженных в п. 4 таблицы 1.2 Технических требований.

Вышеуказанное послужило основанием для принятия жалобы к рассмотрению в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.

31.08.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки №32211589643.

Наименование объекта закупки: Силовые сухие трансформаторы 6-10 кВ для аварийного запаса АО.

Дата начала срока подачи заявок: 01.08.2022 00:00 (МСК+7).

Порядок подачи заявок: заявки подаются по адресу ЭТП, указанному в пункте 5 настоящего Извещения.

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 09.09.2022 17:00 (МСК+7).

От АО «РусГидро Снабжение» поступили письменные возражения на жалобу (исх. №318 от 16.09.2022), согласно которым АО «РусГидро Снабжение» указывает на пропуск ООО «Меркатор Рус» срока на обжалования положений документации, а также законность требования о предоставлении Технических условий (далее – ТУ).

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Меркатор Рус», Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Частью 5 ст. 3 Закона о закупках предусмотрено, что участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Деятельность заказчика, организатора торгов регулируется действующим Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденным 01.07.2022 решением Совета директоров (протокол от 01.07.2022).

Согласно п. 6.4.19 Единого Положения о закупке 6.4.19 в документации о закупке, как минимум, должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Как следует из материалов дела, пункт 4 «Требования к качеству продукции» таблицы 1.2 Технических требований (приложения №1 к документации) содержит требования по предоставлению документации, подтверждающей конструктив оборудования: - ТУ, в соответствии, с которыми выпускается оборудование. (Полнотекстовый документ).

Согласно статье 456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, с учетом взаимосвязанных положений ГК РФ и Закона о закупках, Заказчик не вправе требовать Технические условия  документы, которыми участник не может обладать, не приобретая соответствующего товара, при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как: сертификат соответствия, технические условия и так далее.

При этом Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать необходимыми Техническими условиями, регламентирующими производство товара, приобретение и поставка которого произойдет в будущем.

На основании вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что требование о предоставлении Технических условий, в соответствии с которым выпускается оборудование (полнотекстовый документ), отраженное в пункте 4 «Требования к качеству продукции» таблицы 1.2 Технических требований (приложения №1 к документации), является избыточным.

Доводы возражений АО «РусГидро Снабжение» о пропуске заявителем срока на подачу жалобы отклоняются, поскольку жалоба подана ООО «Меркатор Рус» в Московское УФАС России 08.09.2022 (вх. №61268-ЭП/22), в то время как окончание срока подачи заявок определено 09.09.2022.

Доводы возражений АО «РусГидро Снабжение» о возможной поставке заказчику некачественного товара отклоняются, поскольку отсутствие в составе заявки документов, сопровождающих передачу продукции (в данном случае технических условий), не свидетельствует о невозможности участника закупки надлежащим образом исполнить договор. Кроме того, п. 4 «Требования к качеству продукции» таблицы 1.2 Технических требований (приложения №1 к документации) содержит требования о предоставлении иных документов в составе заявки, позволяющих оценить и проверить соответствие предлагаемого участником закупки товара требованиям заказчика.

Комиссия Хабаровского УФАС России также принимает во внимание доводы жалобы о том, что в соответствии со ст. 1225 ГК РФ секреты производства (ноу-хау) относятся к интеллектуальной собственности, в связи с чем технические условия, выступающие стандартом организации, утверждаемым изготовителем продукции, могут относиться к интеллектуальной собственности, в связи с чем предоставление ТУ без согласия изготовителя исключается и является нарушением исключительных прав.

При таких обстоятельствах Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении АО «ДГК», АО «РусГидро Снабжение» требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

В связи с установленным нарушениями Закона о закупках в действиях АО «ДГК», АО «РусГидро Снабжение» при осуществлении рассматриваемой закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, внесения изменений в аукционную документацию об осуществлении закупки для целей проведения процедуры в соответствии с Положением о закупке, аукционной документацией.

Учитывая установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы ООО «Меркатор Рус» обоснованной.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Меркатор Рус» на действия АО «Дальневосточная генерирующая компания», АО «РусГидро Снабжение» при проведении закупки путем конкурса в электронной форме с объектом закупки «Силовые сухие трансформаторы 6-10 кВ для аварийного запаса АО» (извещение 32211589643) обоснованной.

2. Признать заказчика – АО «Дальневосточная генерирующая компания», организатора торгов – АО «РусГидро Снабжение»  нарушившими пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – АО «Дальневосточная генерирующая компания», организатору торгов – АО «РусГидро Снабжение» предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны