Решение №8-01/157 Решение по жалобу ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» на действи... от 27 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:– начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

-  ПАО «ННК «Хабаровскнефтепродукт» –– по доверенности от 04.12.2019 №09-219,– по доверенности от 23.12.2019 №09-226,

- АО «Региоснаб» -– по доверенности от 25.05.2020,– по доверенности до 31.12.2020,– по доверенности от 25.05.2020,

рассмотрев жалобу ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» на действия АО «Региоснаб» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку нефтепродуктов (бензин АИ92, АИ 95, дизельное топливо) (извещение №32009079757), материалы дела №8-01/157 (027/01/18.1-622/2019),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» на действия АО «Региоснаб» при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку нефтепродуктов (бензин АИ92, АИ 95, дизельное топливо) (извещение №32009079757).

Из жалобы общества следует, что произошла замена протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 06.05.2020, заказчиком неправомерно отклонена заявка ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт», что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона № 223-ФЗ).

Из письменных пояснений АО «Региоснаб» следует, что согласно информационной карте установлены требования по поставке необходимого количества по позициям: ДТ-Л (зимнее-летнее) ЕВРО класс 2, вид III (ДТ-3-К5), бензин АИ-95-К5, Бензин АИ-92-К5 (без указания учета позиции межсезонного вида топлива – ДТ-Е). Вместе с тем, условия технического задания содержат требование к характеристикам дизельного топлива, а именно – к предельной температуре фильтруемости дизельного топлива межсезонного. Рассматриваемое упущение является технической ошибкой, допущенной в процессе размещения документа. Основанием для отклонения заявки ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» было указано «отсутствие в заявке участника показателя температуры фильтруемости дизельного топлива межсезонного». Требование к поставке именно дизельного топлива «межсезонного» для АО «Региоснаб» является не излишним, а существенным условием закупки. Вместе с тем, АО «Региоснаб» согласны, что указанный вид топлива не вошел в информационную карту, в связи с чем у  ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» имелись основания полагать о возможности вариативности поставки топлива (либо зимнее-летнее либо межсезонное). Также просят отменить протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 06.05.2020, протокол рассмотрения заявки единственного участника от 09.05.2020 и обязать повторно рассмотреть заявки на участие в электронном аукционе на поставку нефтепродуктов.

Доводы, изложенные в возражениях, представители АО «Региоснаб» в заседании комиссии Хабаровского УФАС России поддержали в полном объеме.

Заслушав представителей обществ, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В Комиссии Хабаровского УФАС России по рассмотрению жалобы ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» объявлялся перерыв до «17» час. «00» мин. «27» мая 2020 г.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.

Согласно подпунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть, указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

15.04.2020 АО «Региоснаб» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение №32009079757 о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку нефтепродуктов (бензин АИ92, АИ 95, дизельное топливо), аукционная документация. Дата начала срока подачи заявок – 16.04.2020. Дата окончания срока подачи заявок – 06.05.2020. Дата рассмотрения заявок – 06.05.2020. Дата проведения аукциона – 07.05.2020. Дата подведения итогов – 08.05.2020. Начальная (максимальная) цена договора - 45 999 778,00 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 06.05.2020№1672354 на момент окончания срока подачи заявок на участие в аукционе было подано 2 заявки. Решением аукционной комиссии заявка №2 (ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт») была отклонена в связи с несоответствием требованиям документации, а именно: в составе первой части заявки участником не представлена информация предусмотренная документацией, а именно в требованиях к характеристикам дизельного топлива не указана предельная температура фильтруемости дизельного топлива межсезонного. Аукционная комиссия признала данный аукцион несостоявшимся.

Материалами дела установлено, что заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок во вкладке «решение комиссии» размещена информация об отклонении заявки ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» по причине несоответствия заявки участника закупки требованиям документации закупки в соответствии с пп. а п. 4.1.4. ч. 4 раздела I. инструкция участникам документации об электронном аукционе, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, его количественных и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг, о стране происхождения товара и иные сведения об условиях исполнения договора. В составе первой части заявки участником предоставлена информация несоответствующая положениям документации, а именно в требованиях к характеристикам дизельного топлива указана предельная температура фильтруемости дизельного топлива зимнего минус 8, что противоречит п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

Из чего следует, что заказчиком размещена информация об отклонении заявки ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» с разночтениями.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 09.05.2020 №1672354 аукционная комиссия рассмотрела заявку единственного участника аукциона и приняла решение о соответствии требованиям документации данной заявки.

Согласно п. 9 информационной карты (является неотъемлемой частью аукционной документации) к поставке требуется: 1)  Автомобильный бензин АИ-92-К5 (регулятор-92) ГОСТ Р 51105-97, 2) Автомобильный бензин АИ-95 (регулятор-95), 3) Дизельное топливо (зимнее-летнее) ЕВРО класс 2, вид III (ДТ-3-К5) ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009).

В соответствии с технической частью (является неотъемлемой частью аукционной документации) установлены требования к характеристикам дизельного топлива (ГОСТ З52368-2005), где предельная температура фильтруемости: летнее дизельное топливо – не определяется, дизельного топлива зимнего – не выше минус 20, дизельного топлива межсезонного – не выше минус 15.

Согласно п. 1.1 раздела 1 проекта договора предметом договора является: поставка нефтепродуктов (дизельное топливо, бензин марки АИ -92, АИ-95).

Таким образом, аукционная документация содержит противоречивую информацию о технических характеристиках закупаемого товара, что затрудняет претенденту сформировать и подготовить заявку на участие в аукционе.

Из заявки ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» следует, что общество предложило к поставке летнее дизельное топливо с предельной температурой фильтруемости – минус 8, дизельное топливо зимнее с предельной температурой фильтруемости – минус 40.

Материалами дела установлено, что заявка ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» соответствует информационной карте, но противоречит техническому заданию, что подтверждает вывод Комиссии Хабаровского УФАС России о наличии противоречий в документации и невозможности должным образом сформировать заявку на участие в аукционе.

Поскольку заявка ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» соответствовала требованиям информационной карты, аукционная комиссия неправомерно приняла решение об отклонении данной заявки, что противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а также в информации об отклонении заявки ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» в протоколе рассмотрения первых частей заявок от 06.05.2020№1672354 и в информации решения комиссии, размещенной в ЕИС, имеются противоречия, что не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о признании жалобы обоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи АО «Региоснаб» предписания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» на действия АО «Региоснаб» (ИНН/ОГРН – 2723189344/ 1162724078494) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку нефтепродуктов (бензин АИ92, АИ 95, дизельное топливо) (извещение №32009079757) обоснованной.

2. Признать действия АО «Региоснаб» при проведении указанной закупки нарушающими п.1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО «Региоснаб»  предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны