Решение б/н жалоба ООО «ТехЭнергоСнаб» на действия организатора аукциона... от 21 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 8-01/127

по делу № 027/01/18.1-170/2019

21 мая 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе

<…>

,

в присутствии представителей:

ООО «ТехЭнергоСнаб» - <…> (по доверенности), <…> (по доверенности);

АО «РусГидро Снабжение» - <…> (по доверенности);

АО «ДРСК» - <…> (по доверенности), <…> (по доверенности);

АО «ДЭТК» - <…> (по доверенности), <…> (по доверенности);

рассмотрев жалобу ООО «ТехЭнергоСнаб» на действия организатора аукциона – АО «РусГидро Снабжение», материалы дела № 027/01/18.1-170/2019,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «ТехЭнергоСнаб» на действия организатора аукциона АО «РусГидро Снабжение» (далее – АО «РГС») при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку трансформаторов силовых для нужд АО «ДРСК» по подлотам: подлот № 1: «Трансформаторы силовые 35 КВ» (ГКПЗ № 5003.1); подлот № 2: «Трансформаторы силовые 110 КВ» (ГКПЗ № 5002.1).

Из жалобы ООО «ТехЭнергоСнаб» следует, что к участию в закупке необоснованно допущена заявка АО «ДЭТК», в связи с представлением участником некорректных расчетных сравнений на предлагаемый к поставке трансформатор, без учета требований ГОСТ Р 55188-2018, что противоречит требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Представитель общества в заседании комиссии поддержал доводы жалобы, дополнительно сославшись на приложение Б ГОСТ Р 55188-122 (МЭК 60076-5:2006) «Трансформаторы силовые. Стойкость к коротким замыканиям», которым установлено, что трансформатор считается подобным другому трансформатору, взятому для сравнения (прототипу), если с момента испытания прототипа прошло не более 10 лет.

АО «РГС» в представленных возражениях и его представитель в заседании комиссии доводы жалобы отклонили, пояснив, что в целях недопущения поставки в адрес заказчика товара, не соответствующего требованиям, установленным аукционной документацией, в отношении участника установлено требование о предоставлении в составе заявки протокола испытаний или расчетного сравнения на предлагаемые силовые трансформаторы. С целью дополнения заявок всем участникам аукциона организатором направлены запросы о предоставлении дополнительной информации. Допущенными к участию в закупке участниками представлены требуемые аукционной документацией расчетные сравнения на стойкость к токам короткого замыкания, что соответствует условиям документации о закупке, в связи, с чем у закупочной комиссии отсутствовали правовые основания для отклонения заявки общества от участия в закупке.

Представитель АО «РГС» в заседании комиссии дополнительно отметил, что в документации о закупке установлено требование о соблюдении участниками закупки не всего ГОСТ Р 52719-2007, а только пункта 9.7, подпункта 9.3.2 - 9.3.2.4 пункта 9.3.

АО «ДРСК» поддержало позицию АО «РГС», пояснив, что заявка АО «ДЭТК» допущена правомерно, поскольку в составе заявки участника представлены все требуемые аукционной документацией документы, в том числе расчетное сравнение на предлагаемые силовые трансформаторы.

Поскольку доводы жалобы подпадают под основания, указанные в части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися.

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение организатором торгов, оператором электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссией установленной законодательством Российской Федерации процедуры организации и проведения торгов, процедуры заключения договоров по результатам торгов.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке, в числе прочего, должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам такой закупки.

03.09.2018 АО «РГС» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение № 31806882371 о проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку трансформаторов силовых для нужд АО «ДРСК» по подлотам: - подлот № 1: «Трансформаторы силовые 35 КВ» (ГКПЗ № 5003.1); - подлот № 2: «Трансформаторы силовые 110 КВ» (ГКПЗ № 5002.1), документация о закупке, содержащая порядок и условия ее проведения, требования к участникам закупки и документам, включаемым в состав заявки, а также иную информацию о закупке в соответствии с частями 9, 10 статьи 4 Закона о закупках.

Подпунктом 2.4.1.1 «з» пункта 2.4.1, подпунктом 2.5.1.1 «и» пункта 2.5.1 документации о закупке, пунктом 5.2.4 технических требований аукционной документации установлено, что участник закупки для проверки соответствия заявленных характеристик и конструктива предложенных к поставке трансформаторов должен в составе заявки представить документы, предусмотренные пунктом 9.3.2.4. ГОСТ – протокол испытаний или расчетное сравнение на предлагаемые силовые трансформаторы (полный текст).

В соответствии с пунктом 9.7 ГОСТ Р 52719-2007 «Трансформаторы силовые. Общие технические условия» (далее – ГОСТ) по требованию заказчика должны быть представлены протоколы типовых и периодических испытаний, а также результаты опыта короткого замыкания по фазам.

Из подпункта 9.3.2.4 ГОСТ следует, что приемка в части стойкости при коротких замыканиях силовых трансформаторов мощностью до 40 МВА включительно производится на основании испытаний на стойкость при коротких замыканиях по ГОСТ 20243 или расчетного сравнения с трансформатором аналогичной конструкции (прототипом), выдержавшим испытания на стойкость при коротких замыканиях.

По результатам проведения отборочной стадии закупочная комиссия вправе отклонить заявки, которые не содержат документов, требуемых в соответствии с условиями аукционной документации о закупке (подпункт 2.8.2.4 «в» аукционной документации).

В установленный аукционной документацией срок на участие в аукционе поступило 9 заявок: ОАО «Электрозавод», ООО «ТехЭнергоСнаб», ООО «Тольяттинский Трансформатор», ООО «Торговый дом Итэлиум», ООО «СвердловЭлектро-Силовые трансформаторы», ООО «НеваЭнергоПром», АО «ДЭТК», ООО «ТехЭнергоСнаб», ООО «Энергия Востока», в результате рассмотрения которых к участию в закупке допущено 6 заявок (протокол заседания закупочной комиссии № РГС-258/ОА-Р от 15.04.2019).

В соответствии с протоколом выбора победителя по открытому аукциону от 06.05.2019 № РГС-258/ОА-ВП победителем признано ООО «СВЕРДЛОВЭЛЕКТРО-СИЛОВЫЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ» с ценовым предложением в размере 90 001 217,78 руб. (без учета НДС), второе место присвоено ООО «ТехЭнергоСнаб» с ценовым предложением в размере 90 001 217,78 руб. (без учета НДС); третье место – АО «ДЭТК» с ценовым предложением в размере 91 122 047,44 руб. (без учета НДС).

В ходе рассмотрения жалобы ООО «ТехЭнергоСнаб» Комиссией установлено, что в составе заявки АО «ДЭТК», с учетом направленных на основании подпункта 2.8.2.9 пункта 2.8.2 документации о закупке в адрес участника запросов о разъяснении заявки и представлении недостающих документов, на предложенные к поставке трансформаторы ТДНС-16000/35 ВМ УХЛ1 (36,75/10,5), ТДТН-40000/110 У1 (115/38,5/6,6) представлены расчетные сравнения на стойкость к токам короткого замыкания, что соответствует условиям документации о закупке.

Довод ООО «ТехЭнергоСнаб» о неправомерном допуске к участию в закупке АО «ДЭТК», поскольку данным участником закупки не представлен требуемый аукционной документацией протоколы испытаний либо расчетное сравнение, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы, так как из представленной заявки указанного участника следует, что в её составе имеются расчетные сравнения, содержащие необходимые заказчику показатели проверки предназначаемых к поставке трансформаторов на предмет их соответствия при коротких замыканиях.

Доказательств, опровергающих представленные участником в составе заявки расчеты либо свидетельствующие о недействительности произведенных расчетов, ООО «ТехЭнергоСнаб» ни при подаче жалобы, ни в ходе ее рассмотрения не представлено.

Утверждение представителя ООО «ТехЭнергоСнаб» о том, что подобные протоколы и расчеты не могли быть представлены, основано исключительно на предположении, в связи, с чем не может быть принято во внимание.

В заседании комиссии представителем ООО «ТехЭнергоСнаб» дополнительно приведен довод о том, что представленное участником закупки АО «ДЭТК» расчетное сравнение на трансформатор не соответствует ГОСТ Р 55188-122, в котором установлено, что трансформатор считается подобным другому трансформатору, взятому для сравнения (прототипу), если с момента испытания прототипа прошло не более 10 лет, в связи с тем, что испытание прототипа проведено в 2006 году.

Представители заказчика и организатора закупки пояснили, что в аукционной документации установлен исчерпывающий перечень требований к закупаемому оборудованию, принципиально важных для заказчика, исходя из которых осуществляется оценка предлагаемых участниками закупки трансформаторов. Требование к сроку действия прототипа, о необходимости применения при подготовке заявки ГОСТ Р 55188-122 в документации о закупке отсутствует, поскольку для заказчика важен сам факт проведения испытаний, результаты которых используются при подготовке расчетных сравнений вне зависимости от срока давности таких испытаний.

В силу положений части 10 статьи 3 Закона о закупках заказчик самостоятельно определяет и устанавливает в документации о закупке перечень требований к участникам, в соответствии с которыми будут оцениваться заявки участников.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках установленные в документации о закупке требования должны в равной мере предъявляться к каждому участнику закупки. Не допускается предъявлять к участникам закупки требования, не предусмотренные документацией о закупке.

Одним из требований аукционной документации к участникам закупки является представление в составе заявки протокола испытаний либо расчетного сравнения на предлагаемый к поставке трансформатор. Требование о необходимости соблюдения участниками закупки ГОСТ Р 55188-122 в качестве обязательного условия допуска к закупке аукционная документация не содержит, в связи с чем у закупочной комиссии отсутствовали правовые основания для оценки заявок участников на предмет соблюдения данного стандарта, иное свидетельствовало бы о предъявлении к участникам требований, не предусмотренных документацией о закупке.

Поскольку условием допуска заявки к участию в закупке являлось только соблюдение ГОСТ Р 52719-2007 в части документов, подтверждающих стойкость трансформатора к коротким замыканиям, а не к сроку, в течение которого трансформатор признается прототипом в соответствии с ГОСТ Р 55188-122, довод, приведенный представителем ООО «ТехЭнергоСнаб», подлежит отклонению.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ТехЭнергоСнаб» на действия организатора закупки АО «РусГидро Снабжение» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку трансформаторов силовых для нужд АО «ДРСК» по подлотам: - подлот № 1: «Трансформаторы силовые 35 КВ» (ГКПЗ № 5003.1); - подлот № 2: «Трансформаторы силовые 110 КВ» (ГКПЗ № 5002.1) (извещение № 31806882371) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

АО «РусГидро Снабжение»
ИНН 1510012774, ОГРН 1041500751016
ООО "ТехЭнергоСнаб"
ИНН 7728364648, ОГРН 1177746227559