Решение №НВ/9600/23 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России 15 августа 2... от 20 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/7-1286/2023

 

20 сентября 2023 года                                                                                    г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

врио руководителя  управления;

Члены Комиссии:

главный специалист-эксперт  отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/7-1286/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения  ИП * рекламы  с нарушением требований  пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе»,

в присутствии  ИП *,    

                                                    

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия  Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю  15 августа  2023 года зафиксировано размещение рекламы табака, табачной продукции, курительных  принадлежностей  на внешних стенах торгового киоска, расположенного в г. Хабаровске, недалеко от жилого дома   по улице Ладожская, 25.   

         

          Фиксация рекламы произведена  фотоаппаратом  (модель SONY DSC-HX300).

 

В ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия  установлено, что на внешних стенах торгового киоска  (магазина) распространяется информация в виде следующих изображений: HQD, Spectrum, Masthave Undercoal, Element, Sebero, Darkside, Brusko, Duft, Smoant.   

 

      Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама-это информация, распространенная  любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу  лиц и направленная  на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование  или поддержание интереса  к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования, в силу пункта 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», могут выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или  продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс,  фестиваль, основанные  на риске игры пари), на привлечение внимания к которым  направлена реклама.

Таким образом, для признания информации рекламой такая информация должна отвечать определенным признакам, а именно: быть распространенной; адресованной неопределенному кругу лиц; направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему; направленной на продвижение объекта рекламирования на рынке.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Закона о рекламе» размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).

Распространенные на внешних стенах магазина по указанному выше адресу обозначения:

- Sebero, Element, Darkside,   SpectrumMasthave, Duft  являются названиями марок табака для кальянов; 

 - HQD, Smoant  являются названиями  марок электронных сигарет;

- Darkside зарегистрировано в качестве товарного знака по классу 34 в отношении  табака, табака для кальяна (свидетельство № 599750).

Анализ изображений на внешних стенах указанного выше торгового павильона, показал, что помимо сведений, обязательных к размещению в силу закона, обычаев делового оборота (название магазина, режим работы, сведения о лице, осуществляющем деятельность в торговой точке) также  размещены сведения рекламного характера, а именно: обозначения наименований марок табака, табака для кальянов и электронных сигарет.    Распространенная информация  направлена на привлечение внимания потребителей к деятельности торгового заведения  по продаже табачной, кальянной продукции  и курительных принадлежностей магазина кальянов и поддержания интереса к нему как к продавцу, так и к ассортименту  реализуемой им продукции.

Следовательно, рассматриваемая информация является  рекламой  табачной, кальянной продукцией и курительных принадлежностей.

Действие рассматриваемой рекламы  направлено привлечение внимания к  неограниченному количеству лиц, в том числе  тех, кто не является  потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку  размещение   рекламы табачной, кальянной продукции и курительных принадлежностей способом, обеспечивающим  ее свободное восприятие  (внешние стены торгового павильона), делают  такую рекламу доступной для этих лиц.

Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, в которой определено, что под рекламой и стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ  «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»  установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Таким образом, реклама, размещенная на фасаде магазина кальянов, расположенного в г. Хабаровске, недалеко от жилого дома  по улице Ладожская, д. 25,  нарушает требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе и является ненадлежащей.

На рассмотрение дела № 027/05/7-1286/2023  ИП * представил письменные пояснения (вх. от 20.09.2023 № 14899/23 ), из которых следует, что в размещенной на внешней стене торгового киоска рекламе отсутствует  объект рекламирования, поскольку отсутствуют изображения  продаваемого товара и не содержит демонстрацию процессов курения  табака или потребления никатиносодержащей   продукции. Указанные на фасаде здания обозначения марок табачной продукции   известны узкому кругу потребителей и не могут быть адресованы неопределенному кругу лиц.

Данные доводы отклоняются по изложенным выше обстоятельствам.     

 

Частями 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусмотрена ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение требований  пункта 8 статьи 7  настоящего Федерального закона.

Установлено, что деятельность по реализации табачной продукции  в магазине кальянов, расположенного в г. Хабаровске, недалеко от жилого дома  по улице Ладожская, д. 25, осуществляет ИП * .

Таким образом, рекламодателем и рекламораспространителем рекламы, лицом в чьих интересах размещается  реклама,  является ИП *

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48  Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛ:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу табака, табачной продукции, курительных принадлежностей, распространяемую ИП *  на внешних стенах  торгового киоска, расположенного в г. Хабаровске, недалеко от жилого дома   по улице Ладожская, 25поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП* обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.3.1 Кодекса Российской Федерации   об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации   (в трехмесячный срок).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны