Решение б/н Решение и предписание в отношении ОАО «Хабаровский нефтепере... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 5

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 марта 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей:

- от ОАО «Хабаровское специализированное ремонтно-строительное управление»:

- от ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод»:

рассмотрев дело № 3-1/165 по признакам нарушения ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» (далее – ОАО «ХНПЗ») (местонахождение ОАО «ХНПЗ»: 680011 г. Хабаровск, ул. Металлистов, 17) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе от приема сточных вод (письмо ОАО «ХНПЗ» от 21.06.2013 № 03273) ОАО «Хабаровское специализированное ремонтно-строительное управление» (далее – ОАО «ХСРСУ»),

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление ОАО «ХСРСУ» (вх. № 6/1167 от 27.06.2013) на действия ОАО «ХНПЗ», в части отказа от приема сточных вод (письмо ОАО «ХНПЗ» от 21.06.2013 № 03273).

В рамках рассмотрения заявления установлено, что ОАО «ХСРСУ» в период с 01.06.2011 по 30.06.2013 производило сброс сточных вод в систему водоотведения ОАО «ХНПЗ», на основании договора от 01.06.2011 № 1076 и дополнительных соглашений от 17.01.2012 № 1 и от 30.01.2013 № 2.

Из текста письма ОАО «ХНПЗ» от 21.06.2013 № 03273, направленного в адрес ОАО «ХСРСУ» следует, что с 30.06.2013 ОАО «ХНПЗ» отказывает ОАО «ХСРСУ» в приеме сточных вод в сети водоотведения ОАО «ХНПЗ», а также указывает на необходимость ОАО «ХСРСУ» осуществить присоединение к канализационным сетям МУП города Хабаровска «Водоканал», либо организовать водоотведение иным способом.

Согласно пояснений ОАО «ХСРСУ» (письмо ОАО «ХСРСУ» от 27.06.2013 № б/н), ОАО «ХСРСУ» не имеет возможности осуществлять сброс сточных вод в систему водоотведения МУП города Хабаровска «Водоканал», в силу стесненности условий, а также необходимости понести дополнительные финансовые и временные затраты на строительство соответствующих сетей и оборудование, при условии, что в отношении ОАО «ХСРСУ» с 2011 года Арбитражным судом Хабаровского края по делу А73-1563/2011 возбуждено дело о банкротстве.

Как пояснило МУП города Хабаровска «Водоканал» (вх. Хабаровского УФАС России от 09.09.2013 № 6/7688), ближайшая точка присоединения расположена на расстоянии не менее 300 метров от объектов ОАО «ХСРСУ» и для оказания МУП города Хабаровска «Водоканал» услуги водоотведения, ОАО «ХСРСУ» необходимо направить в адрес МУП города Хабаровска «Водоканал» заявление о выдаче технических условий подключения, получить их и выполнить в полном объеме (разработать проектную документацию, заключить договор на подключение, выполнить строительство канализационных сетей до точки присоединения и подключить их).

Также ОАО «ХСРСУ» пояснило (письмо от 27.06.2013 № б/н), что готово заключить договор на прием сточных вод с ОАО «ХНПЗ» на условиях ОАО «ХНПЗ» и гарантирует своевременную оплату за предоставленные услуги.

ОАО «ХНПЗ» (письмо от 19.07.2013 № 03923 в адрес ОАО «ХСРСУ») предлагало ОАО «ХСРСУ» заключить договор на прием сточных вод на период устройства колодца по типу «Шамбо», с последующим прекращением приема сточных ОАО «ХНПЗ» вод от ОАО «ХСРСУ».

Из представленных документов и сведений следует, что ОАО «ХСРСУ» в ответ на отказ ОАО «ХНПЗ» в приеме сточных вод (письмо ОАО «ХНПЗ» от 21.06.2013 № 03273), направляло в адрес ОАО «ХНПЗ» письмо (от 01.07.2013 № б/н) с просьбой не отказывать в приеме сточных вод и о продлении договорных отношений, ОАО «ХНПЗ» в свою очередь на письмо ОАО «ХСРСУ» (от 01.07.2013 № б/н) повторно отказало ОАО «ХСРСУ» в приеме сточных вод (письмо ОАО «ХНПЗ» от 05.07.2013 № 03557 в адрес ОАО «ХСРСУ»), пояснив в том числе, что оставляет за собой право произвести отключение системы канализации ОАО «ХСРСУ», и вместе с тем представив расчет по которому ОАО «ХСРСУ» в период с 01.07.2013 по 15.07.2013 и далее будет производиться оплата за услугу водоотведения.

При наличии достаточных оснований для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 39 Закона о защите конкуренции, Хабаровским УФАС России приказом от 27.09.2013 № 643 возбуждено дело № 3-1/165 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/165 (далее – Комиссия).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании поручения председателя Комиссии по рассмотрению дела № 3-1/165 в целях установления доминирующего положения ОАО «ХНПЗ», и в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, Хабаровским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг водоотведения на территории г. Хабаровска в зоне расположения технологической инфраструктуры (канализационных сетей) ОАО «ХНПЗ» (по границе балансовой принадлежности).

По заключению отдела контроля экономической концентрации Хабаровского УФАС России, положение ОАО «ХНПЗ» на рынке услуг водоотведения на территории г. Хабаровска в зоне расположения технологической инфраструктуры (канализационных сетей) ОАО «ХНПЗ» (по границе балансовой принадлежности), в период 2012 – 2013 годы, признано доминирующим.

В соответствии с пунктами 3.25, 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, Комиссия, заслушав доводы сторон, а также проанализировав возражения, представленные ОАО «ХНПЗ» о том, что положение ОАО «ХНПЗ» не может быть признано доминирующим, руководствуясь документами и информацией, полученной в ходе рассмотрения материалов дела № 3-1/165, а также руководствуясь служебными письмами отдела контроля экономической концентрации Хабаровского УФАС России, принимает решение об установлении доминирующего положения ОАО «ХНПЗ» на рынке услуг водоотведения на территории г. Хабаровска в зоне расположения технологической инфраструктуры (канализационных сетей) ОАО «ХНПЗ» (по границе балансовой принадлежности), в период 2012 – 2013 годы.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в сферы деятельности субъектов естественных монополий входит водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

       К участию в рассмотрении дела № 3-1/165 в связи с необходимостью получения дополнительной информации и документов, в соответствии с частью 4 статьи 42 Закона о защите конкуренции, в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах были привлечены ООО «Компания «Надежда – Фарм», ООО «Право – Регион», ОАО «Хабаровсккрайгаз». Документы и сведения, полученные от ООО «Компания «Надежда – Фарм», ООО «Право – Регион», ОАО «Хабаровсккрайгаз» приобщены к материалам дела № 3-1/165.

В ходе рассмотрения материалов дела 3-1/165 и представленных сторонами документов и сведений Комиссией установлено следующее.

ОАО «ХНПЗ» осуществляет переработку нефти и выработку из нее нефтепродуктов. На территории ОАО «ХНПЗ» располагаются сети водоотведения и очистные сооружения, данные очистные сооружения являются специфическими очистными сооружениями, необходимыми для очистки промышленных стоков, образующихся в процессе деятельности ОАО «ХНПЗ» перед сбросом вод в систему канализации МУП города Хабаровска «Водоканал» (письмо ОАО «ХНПЗ» от 25.07.2013 № 04003).

Вместе с тем ОАО «ХНПЗ» оказывает услуги водоотведения для потребителей через сети водоотведения и очистные сооружения ОАО «ХНПЗ».

Согласно информации представленной ОАО «ХНПЗ» (письмо от 10.09.2013 № 04655), работа блока механической очистки сточных вод зависит от скорости движения потока сточных вод и времени отстаивания, при поступлении дополнительного объема сточных вод изменяется качественный состав сточных вод, выходящих с локальных очистных сооружений ОАО «ХНПЗ» и попадающих в сети водоотведения и очистные сооружения МУП города Хабаровска «Водоканал», что может привести к превышению допустимых концентраций вредных веществ (утвержденных постановлением Мэра города Хабаровска от 29.11.2013 № 1496) в сбрасываемых сточных водах.

Комиссией установлено, что между ОАО «ХНПЗ» и МУП города Хабаровска «Водоканал» заключен и действует договор от 01.01.2010 (абонент № 196) на временные условия приема (ВУП) загрязняющих веществ в сточных водах, согласно которому МУП города Хабаровска «Водоканал» принимает загрязняющие вещества в составе сточных вод ОАО «ХНПЗ» в системы водоотведения МУП города Хабаровска «Водоканал» с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ (утвержденных постановлением Мэра города Хабаровска от 29.11.2013 № 1496), а ОАО «ХНПЗ» ежемесячно производит оплату установленную договором и соответствующими дополнительными соглашениями. Учет фактических концентраций загрязняющих веществ определяется путем выполнения МУП города Хабаровска «Водоканал» аналитических измерений состава сточных вод ОАО «ХНПЗ».

Также Комиссией установлено, что ОАО «ХНПЗ» (письмо ОАО «ХНПЗ» от 09.12.2013 № 05840) в период с 2011 по 2013 годы оказывало услуги водоотведения следующим контрагентам:

Наименование организации

2011 год

2012 год

2013 год

Лимит водоотведения м3/год

Факт, м3/год

Лимит водоотведения м3/год

Факт, м3/год

Лимит водоотведения м3/год

Факт, м3/год

ЗАО «Альянстрансоил»

1787,4

1787,4

1787,4

1787,4

1816,2

1664,85

ОАО «ХНП»

1182,6

1182,6

1182,6

1182,6

1182,6

1084,05

ГУ «4 ПЧ ФПС по Хаб. Краю»

5050,76

5050,76

5067,48

5067,48

4665,12

4276,36

ОАО «ХРМК»

1690

1690

799,32

799,32

792,84

726,77

ООО «ДСМ»

799,92

799,92

799,92

799,92

1020,29

676,9

ООО «Синерджектик-Проджектс»

4159,73

572

487,4

421

514,65

238,00

ЗАО «Альянс-Энерго»

-

-

80,19

33,4

-

-

Компания с ограниченной ответственностью «Текникас реунидас, С.А.», филиал

-

-

3659,25

1644

3659,25

2753,4

ЭНКА ИНШААТ ВЕ САНАЙИ АНОНИМ ШИРКЕТИ

-

-

2756,75

1838

3569,92

2185,00

ООО «Карат»

-

-

-

-

124,53

124,53

ООО «Экопром»

-

-

-

-

262,56

175,04

ООО «Нефтегазмонтаж»

-

-

-

-

272,74

90,92

ОАО «Хабаровсккрайгаз»

32100,00

32100

32171,4

32171,4

32160,6

32160,6

ООО «Право – Регион»

1665,85

426,0

1665,85

526

1665,85

290

ОАО «Хабаровское специализированное ремонтно-строительное управление»

821,04

435,0

821,04

661

804,84

430

ООО «Компания «Надежда – Фарм»

1499,04

733,0

1499,04

787,0

1469,64

668,0

 

Также согласно информации, представленной ОАО «ХНПЗ», лимиты сброса сточных вод для контрагентов установлены соответствующими договорами, фактический объем сточных вод принимаемых от контрагентов определяется исходя из показаний приборов учета водопотребления (при наличии), а также исходя из лимитов водоотведения (при отсутствии приборов учета водопотребления), установленных договорами межу ОАО «ХНПЗ» и контрагентами.

Комиссией установлено, что фактический учет объема сточных вод ОАО «ХСРСУ», поступающий с систему водоотведения и на очистные сооружения ОАО «ХНПЗ», осуществляется на основании прибора учета водопотребления (письмо ОАО «ХСРСУ» от 09.12.2013 № б/н). Документы и сведения, свидетельствующие о превышении ОАО «ХСРСУ» лимитов водоотведения, установленным соответствующим договором в Хабаровское УФАС России не представлены.

Из представленных ОАО «ХНПЗ» документов и сведений (письмо ОАО «ХНПЗ» от 19.11.2013 № 05557) следует, что доля сточных вод всех контрагентов (как хозяйствующих субъектов выполняющих какие-либо работы по договорам с ОАО «ХНПЗ», так и иных хозяйствующих субъектов) на 2013 год в общем объеме сточных вод ОАО «ХНПЗ» составляет 2,5 %, в том числе доля ОАО «ХСРСУ» составляет 0,04 %.

При этом, число контрагентов, которым ОАО «ХНПЗ» оказывало услуги водоотведения в период с 2011 по 2013 год изменяется, а также изменяется количество сточных вод поступающих от контрагентов (как по лимитам на водоотведение на основании договоров с контрагентами, так и фактический объем сточных вод сбрасываемых контрагентами на основании приборов учета) на очистные сооружения ОАО «ХНПЗ».

По информации ОАО «ХНПЗ» (письмо ОАО «ХНПЗ» от 09.12.2013 № 05840), уведомления о необходимости подключения к канализационным сетям МУП города Хабаровска «Водоканал» были направлены ОАО «ХСРСУ», ОАО «Хабаровсккрайгаз», ООО «Надежда – Фарм», ООО «Право – Регион».

Как пояснило ОАО «ХНПЗ» (письмо от 10.09.2013 № 04655) целью заключения договоров на прием сточных вод со всеми контрагентами является не получение прибыли, а фактическая «компенсация» затрат. Уровень рентабельности от оказания услуг водоотведения ОАО «ХНПЗ» всем хозяйствующим субъектам составляет порядка 2,5 %. Очистка сточных вод сторонних организаций не является для ОАО «ХНПЗ» профильным видом деятельности. Услуги водоотведения контрагентам, которые находятся на территории ОАО «ХНПЗ» и которым не направлялись уведомления о прекращении договорных отношений (в части приема сточных вод), оказываются в связи с тем, что данные контрагенты выполняют подрядные работы по договорам, заключенным с ОАО «ХНПЗ» и вынуждены, находится на территории ОАО «ХНПЗ».

Также ОАО «ХНПЗ» пояснило (ОАО «ХНПЗ» от 10.09.2013 № 04655), что направление писем ОАО «ХСРСУ», ОАО «Хабаровсккрайгаз», ООО «Надежда – Фарм», ООО «Право – Регион», содержащих отказ в приеме сточных вод и предложением осуществить присоединение к сетям водоотведения МУП города Хабаровска «Водоканал» либо осуществлять водоотведение иным способом, связано с тем, что на территории ОАО «ХНПЗ» осуществляется модернизация производства, и с учетом проводимой реконструкцией и увеличением объема перерабатываемой нефти, ОАО «ХНПЗ» потребуется применение, в том числе дополнительных реагентов, что приведет к удорожанию стоимости процесса очистки сточных вод. Также договоры заключенные ОАО «ХНПЗ» на прием сточных вод с иными контрагентами, либо расторгаются досрочно (к примеру с 01.07.2013 года соглашением от 28.06.2013 расторгнут договор на прием сточных вод с ООО «Синерджик Проджектс»), либо прекращают свое действие в связи с истечением срока.

Согласно пояснений ОАО «ХНПЗ» (письма ОАО «ХНПЗ» от 18.10.2013 № 05095 и от 19.11.2013 № 05557), ОАО «ХНПЗ» не является организацией водопроводно-канализационного хозяйства и не владеет системой коммунальной канализации, не является специализированной организацией, оказывающей услуги приема сточных вод, а также обладает свободой в заключении договора в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также ОАО «ХНПЗ» пояснило (письмо ОАО «ХНПЗ» от 09.12.2013 № 05840), что на очистные сооружения все сточные воды, в том числе сточные воды ОАО «ХНПЗ» от производственной деятельности, сточные воды ОАО «ХНПЗ» от хозяйственно-бытовой деятельности и сточные воды от всех контрагентов поступают единым потоком.

Таким образом, Комиссия констатирует, что сточные воды ОАО «ХНПЗ» от производственной деятельности, от хозяйственно-бытовой деятельности ОАО «ХНПЗ» и от всех контрагентов (в том числе ОАО «ХСРСУ») поступают без фактического учета сточных вод и оценки по составу, принадлежности, степени воздействия на скорость потока в связи с изменением объема сточных вод отводимых контрагентами в единицу времени, иным показателям (что в том числе подтверждается письмом ОАО «ХНПЗ» от 27.01.2014 № 00276).

Документов и сведений о том, каким образом реконструкция и увеличение объема перерабатываемой нефти повлияют на собственный объем сточных вод поступающих на очистные сооружения ОАО «ХНПЗ», в том числе подтверждающих экономическую и технологическую невозможность оказывать услуги по водоотведению ОАО «ХСРСУ», ОАО «Хабаровсккрайгаз», ООО «Надежда – Фарм», ООО «Право – Регион», в Хабаровское УФАС России не представлено (в том числе представленная ОАО «ХНПЗ» в письме от 19.11.2013 № 05557 общая пояснительная записка по проекту «Комплекс гидрогенизационных процессов» не содержит сведений о том, каким образом введение в эксплуатацию данного комплекса может повлиять на работу систем водоотведения и очистных сооружений ОАО «ХНПЗ»).

Представители ОАО «ХНПЗ» неоднократно заявляли на заседаниях Комиссии о наличии возможности у ОАО «ХСРСУ» осуществить присоединение к сетям водоотведения МУП города Хабаровска «Водоканал», также данные доводы содержатся в письмах ОАО «ХНПЗ» направленных в адрес Хабаровского УФАС России со ссылкой на письмо МУП города Хабаровска «Водоканал» от 09.12.2013 № 926/52, в котором содержатся пояснения о наличии возможности осуществить соответствующее присоединения.

Вместе с тем Комиссия констатирует, что осуществление ОАО «ХСРСУ» присоединения к сетям водоотведения МУП города Хабаровска «Водоканал» связано с необходимостью ОАО «ХСРСУ» нести дополнительные финансовые и временные расходы на выполнение соответствующих мероприятий по присоединению. Согласно представленной информации, ОАО «ХСРСУ» не имеет возможности воспользоваться услугами МУП города Хабаровска «Водоканал» для целей водоотведения, так как для этого ОАО «ХСРСУ», учитывая расположение сетей, необходимо построить насосную станцию и резервуар, произвести перенос имеющихся канализационных сетей (ориентировочная стоимость которых по расчетам ОАО «ХСРСУ», составляет 2750 тыс. руб.). Данные затраты связанные с поиском и приобретением товара (услуг водоотведения), являются существенными и ограничивающими экономические возможности приобретения товара (услуг водоотведения). 

Как пояснило ОАО «ХСРСУ» (письмо ОАО «ХСРСУ» от 09.12.2013 б/н), действия ОАО «ХНПЗ» по отказу в приеме сточных вод ущемляют интересы ОАО «ХСРСУ» ввиду невозможности нормальной эксплуатации принадлежащего ОАО «ХСРСУ» на праве собственности здания расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Металлистов, 14, используемого в качестве офисного здания, в котором располагается администрация предприятия и сдаваемые в аренду помещения.

Также Комиссией установлено, что в период с 01.07.2013 по настоящее время между ОАО «ХСРСУ» и ОАО «ХНПЗ» существуют фактические отношения, связанные с оказанием услуги водоотведения (фактический прием сточных вод, выставление счетов на оплату за оказанные услуги и внесение платы по соответствующим счетам), по приему сточных вод (письмо ОАО «ХСРСУ» от 09.12.2013 б/н).

Из пояснений ООО «Право – Регион» (письмо от 20.01.2014 № б/н) следует, что ООО «Право – Регион» предоставляет в аренду помещения под офисы, сточные воды, поступающие от ООО «Право – Регион» являются бытовыми, фактический объем сточных вод учитывается по прибору учета потребления холодной воды, письмо ОАО «ХНПЗ» об отказе в приеме сточных вод поступало, договорные отношения на прием сточных вод не продлевались.

Из пояснений ОАО «Хабаровсккрайгаз» (письмо от 13.12.2013 № 07-20/5655) следует, что сточные воды, поступающие от ОАО «Хабаровсккрайгаз» являются хозяйственно-бытовыми, объем сточных вод определен в соответствии с договором на водоотведение, приборы учета отсутствуют, письма ОАО «ХНПЗ» об отказе в приеме сточных вод поступали, договорные отношения действовали до 31.12.2013 года.

Из пояснений ООО «Компания «Надежда – Фарм» (письмо от 04.12.2013 № 2036) следует, что ООО «Компания «Надежда – Фарм» осуществляет фармацевтическую оптовую и розничную торговлю, сточные воды, поступающие от ООО «Компания «Надежда – Фарм» образуются от использования воды для нужд работающих, охраны, работы отопительной системы, работы раковин и душа, объем сточных вод определяется в соответствии с лимитами установленными в договоре на водоотведение, уведомлений ОАО «ХНПЗ» об отказе в приеме сточных вод в 2013 году не поступало, договорные отношения действовали до 31.12.2013 года.

Также ОАО «ХНПЗ» пояснило (письмо ОАО «ХНПЗ» от 27.01.2014 № 00256), что нахождение в помещениях ОАО «ХСРСУ» зубопротезной лаборатории и автомобильной мастерской (согласно приложенным ОАО «ХНПЗ» фотоматериалам), а также иных организаций, может свидетельствовать о том, что сточные воды данных организаций в общем объеме сточных вод ОАО «ХСРСУ» не соответствуют хозяйственно-бытовому стоку и могут повлиять на показатели единого стока ОАО «ХНПЗ» (в том числе на такие показатели как содержание фенолов, жиров, нефтепродуктов).

Однако ранее ОАО «ХСРСУ» пояснило (письмо ОАО «ХСРСУ» от 09.12.2013 б/н), что сточные воды сбрасываемые лицами, которым ОАО «ХСРСУ» сдает в аренду помещения носят хозяйственно-бытовой характер (пользование умывальниками, туалетами).

Вместе с тем, документов и сведений о превышении допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах ОАО «ХСРСУ» Комиссией не установлено и лицами, участвующими в деле не представлено.

Также Комиссия констатирует, что ОАО «ХНПЗ» не осуществляет контроль состава и свойств сточных вод, отводимых контрагентами (абонентами) в систему водоотведения и очистные сооружения ОАО «ХНПЗ» (письма ОАО «ХНПЗ» от 09.12.2013 № 05840 и от 20.02.2014 № 00578).

Комиссией установлено, что для ОАО «ХНПЗ» на 2011, 2012, 2013 и 2014 годы Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края были утверждены тарифы на услуги водоотведения для потребителей, в том числе ОАО «ХСРСУ» (постановление от 29.11.2010 № 38/28, от 26.10.2011 № 38/22, от 13.06.2012 № 18/9, от 25.09.2013 № 25/7) и все обоснованные затраты ОАО «ХНПЗ» для предоставления услуги водоотведения контрагентам были учтены в соответствующих тарифах (письмо ОАО «ХНПЗ» от 09.12.2013 № 05840).

Также ОАО «ХНПЗ» пояснило (письмо ОАО «ХНПЗ» от 20.02.2014 № 00578), что программа контроля состава и свойств сточных вод ОАО «ХНПЗ» в период с 2013 по 2014 годы реализуется посредством контроля сточных вод на  ФХО (физико-химической очистке).

По результатам проведенного анализа действующего законодательства Российской Федерации, Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/165 о нарушении антимонопольного законодательство установлено следующее.

Согласно пунктов 2, 9, 14, 15, 28 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой, инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод, объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Согласно статьи 26 Закона о водоснабжении и водоотведении в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов централизованных систем водоотведения устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на сбросы). Лимиты на сбросы устанавливаются для объектов централизованных систем водоотведения при наличии у организации, эксплуатирующей указанные объекты, плана снижения сбросов. Организация, осуществляющая водоотведение, разрабатывает план снижения сбросов и утверждает такой план по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения, городского округа и территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор. Требования к содержанию плана снижения сбросов, порядок и сроки его согласования, основания для отказа в согласовании такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации. Орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан при разработке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы предусматривать мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Указанные мероприятия подлежат включению в план снижения сбросов. Мероприятия плана снижения сбросов должны быть учтены при формировании инвестиционной программы и установлении для организации, осуществляющей водоотведение, тарифов на водоотведение или тарифов на очистку сточных вод. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет" сведения об очистке сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения на территории субъекта Российской Федерации, информацию о планах снижения сбросов организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов и об итогах реализации таких планов.

Согласно статьи 27 Закона о водоснабжении и водоотведении в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Лимиты на сбросы устанавливаются при наличии у таких абонентов утвержденного плана снижения сбросов. Абоненты, указанные в части 1 настоящей статьи, разрабатывают план снижения сбросов и утверждают такой план по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор. Порядок установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов абонентов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, водным законодательством и настоящим Федеральным законом. Нормативы допустимых сбросов абонентов не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов.

Согласно статьи 28 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае проведения организацией, осуществляющей водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, в том числе по строительству, реконструкции и модернизации очистных сооружений, плата за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) уменьшается на величину фактически произведенных затрат на реализацию таких мероприятий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Затратами на реализацию природоохранных мероприятий признаются документально подтвержденные в отчетном периоде затраты организации, осуществляющей водоотведение, абонента такой организации на реализацию мероприятий, включенных в план снижения сбросов.

Согласно статьи 29 Закона о водоснабжении и водоотведении организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, их абоненты, причинившие вред окружающей среде, возмещают его в полном объеме.

Согласно статьи 30 Закона о водоснабжении и водоотведении контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Программа контроля состава и свойств сточных вод включает:

1) перечень абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов;

2) указание периодичности планового контроля абонентов и основания для проведения внепланового контроля;

3) указание мест отбора проб сточных вод.

Программа контроля состава и свойств сточных вод согласовывается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор. В целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов абонентов, подают в организацию, осуществляющую водоотведение, декларацию о составе и свойствах сточных вод, в которой, в частности, указываются нормативы допустимых сбросов абонентов, лимиты на сбросы. В случае, если абонентом допущено нарушение декларации о составе и свойствах сточных вод, абонент обязан незамедлительно проинформировать об этом организацию, осуществляющую водоотведение. Анализ отобранных проб сточных вод осуществляется лабораториями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данные анализов отобранных проб сточных вод используются при проведении проверок территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор. В случаях нарушения абонентом нормативов допустимых сбросов абонентов или лимитов на сбросы организация, осуществляющая водоотведение, информирует об этом территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, в течение 24 часов с момента получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента. Такая информация является основанием для проведения территориальным органом федерального органа власти, осуществляющего государственный экологический надзор, внеплановой проверки абонента.

Согласно постановления Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» установлено, что к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.

Также постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод» установлен порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее - организация, осуществляющая водоотведение) контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, контроль состава и свойств сточных вод), в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод.

При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов) и (или) лимитам на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы), указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения (далее - декларация о составе и свойствах сточных вод).

Контроль состава и свойств сточных вод включает в себя:

а) отбор проб сточных вод;

б) последующий анализ отобранных проб сточных вод.

Также постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утвержден порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ОАО «ХНПЗ» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства осуществляющей эксплуатацию централизованных систем водоотведения, отдельных объектов таких систем, и в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения ОАО «ХНПЗ».

Комиссия констатирует, что ОАО «ХНПЗ» фактически оказывало услуги водоотведения различным хозяйствующим субъектам (в том числе ОАО «ХСРСУ») с положительной рентабельностью (2,5 %), получая прибыль от данного вида услуг. Перегруженность очистных сооружений по гидравлике (как указано в письме ОАО «ХНПЗ» от 21.06.2013 № 03273 направленном в адрес ОАО «ХСРСУ») не взаимоувязана как с количеством отводимых сточных вод ОАО «ХСРСУ» так и с составом сточных вод ОАО «ХСРСУ» по ингредиентам ввиду отсутствия у ОАО «ХНПЗ» соответствующего контроля учета сточных вод отводимых абонентами ОАО «ХНПЗ», малого количества сточных вод ОАО «ХСРСУ» в общем едином стоке ОАО «ХНПЗ».

Также Комиссия не установила (и лицами участвующими в деле не предоставлялись подтверждающие документы и сведения), что реконструкция, проводимая ОАО «ХНПЗ», влияет на «собственный» объем и состав сточных вод ОАО «ХНПЗ», поступающих на очистные сооружения ОАО «ХНПЗ», и создает условия при которых у ОАО «ХНПЗ» возникает экономическая и технологическая невозможность оказывать услуги по водоотведению ОАО «ХСРСУ», ОАО «Хабаровсккрайгаз», ООО «Надежда – Фарм», ООО «Право – Регион».

Комиссия считает необходимым отметить, что по договору между ОАО «ХНПЗ» и МУП города Хабаровска «Водоканал» от 01.01.2010 на временные условия приема (ВУП) загрязняющих веществ в сточных водах МУП города Хабаровска «Водоканал» принимает загрязняющие вещества в рамках фиксированной платы в независимости от принадлежности загрязняющих веществ (загрязняющие вещества от деятельности ОАО «ХНПЗ» либо загрязняющие вещества от деятельности абонентов ОАО «ХНПЗ»).

Также Комиссия отмечает, наличие у ОАО «ХНПЗ» возможности компенсировать все обоснованные затраты связанные с приемом сточных вод хозяйствующих субъектов (абонентов), в том числе модернизацию сетей водоотведения и очистных сооружений, посредством тарифного регулирования, в соответствии с положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», и приказа Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», а также в рамках Закона о водоснабжении и водоотведении и принятых в его развитие соответствующих подзаконных актах.

Комиссия отмечает, что с 01.01.2014 года вступил в силу раздел VII правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, которым установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Таким образом, в результате анализа материалов дела 3-1/165, Комиссией установлено, что ОАО «ХНПЗ» имеет экономическую и технологическую возможность принимать сточные воды иных хозяйствующих субъектов (в том числе ОАО «ХСРСУ») и компенсировать соответствующие затраты.

Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/165, рассмотрев материалы дела, все предоставленные доказательства, пришла к выводу, что в действиях ОАО «ХНПЗ», в части направления письма (письмо ОАО «ХНПЗ» от 21.06.2013 № 03273) в адрес ОАО «ХСРСУ», содержавшего отказ от приема сточных вод, присутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что может привести к ущемлению интересов ОАО «ХСРСУ».

При этом, согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/165 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «ХНПЗ» не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ОАО «ХНПЗ» также установлено не было.

Всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела в их совокупности свидетельствует о пренебрежительном отношении ОАО «ХНПЗ», к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права, свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по водоотведению - имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании изложенного, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено наличие вины в вышеуказанных действиях ОАО «ХНПЗ».

Учитывая, наличие намерения ОАО «ХНПЗ» в отказе в приеме сточных вод ОАО «ХСРСУ» (что выражается в направлении письма от 21.06.2013 № 03273 содержащего соответствующий отказ, а также в том, что ОАО «ХНПЗ» на письмо ОАО «ХСРСУ» (от 01.07.2013 № б/н) с просьбой не отказывать в приеме сточных вод и о продлении договорных отношений, повторно отказало ОАО «ХСРСУ» в приеме сточных вод (письмо ОАО «ХНПЗ» от 05.07.2013 № 03557 в адрес ОАО «ХСРСУ»), при этом, в том числе пояснив, что оставляет за собой право произвести отключение системы канализации ОАО «ХСРСУ»), и тот факт, что письмо ОАО «ХНПЗ» от 21.06.2013 № 03273 не отозвано, угроза наступления последствий в виде ущемления интересов ОАО «ХСРСУ» присутствует.

По вышеизложенным обстоятельствам, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 1, статьей 23 Закона о защите конкуренции, в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, Комиссия считает необходимым выдать ОАО «ХНПЗ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «ХНПЗ» нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в действиях по направлению письма содержащего отказ в приеме сточных вод (письмо ОАО «ХНПЗ» от 21.06.2013 № 03273) ОАО «ХСРСУ».

 

2. Выдать ОАО «ХНПЗ» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

 

07 марта 2014 года                                                                                     г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41,  статьей  50  Федерального  Закона  от  26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения № 5 от 07.03.2014 по делу № 3-1/165 о нарушении ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» (далее – ОАО «ХНПЗ») (местонахождение ОАО «ХНПЗ»: 680011 г. Хабаровск, ул. Металлистов, 17) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «ХНПЗ» в срок до 07 апреля 2014 года прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в действиях по направлению письма содержащего отказ в приеме сточных вод (письмо ОАО «ХНПЗ» от 21.06.2013 № 03273) ОАО «Хабаровское специализированное ремонтно-строительное управление».

 

2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания ОАО «ХНПЗ» отозвать письмо, поименованное в пункте 1 настоящего предписания, направленное ОАО «ХНПЗ» в адрес ОАО «Хабаровское специализированное ремонтно-строительное управление».

 

3. ОАО «ХНПЗ» в срок до 30 апреля 2014 года сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны