Решение б/н Комиссия Хабаровского УФАС России признала ОАО "Хабаровсккра... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 32

                                                                                   

Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей  ООО «Газ Сервис Центр»,  ОАО «Хабаровсккрайгаз», рассмотрев дело № 3-1/67 по признакам нарушения ОАО «Хабаровсккрайгаз» (680011, г. Хабаровск, ул. Брестская, дом 51, ИНН 2722010548) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление ООО «Газ Сервис Центр» (г.Хабаровск, ул.Фрунзе, 53, ИНН 2721106536) (вх. от 20.03.2013 № 6/2234) на действия Открытого акционерного общества «Хабаровсккрайгаз» (г.Хабаровск, ул. Брестская, 51, ИНН 2722010548) (далее – ОАО «Хабаровсккрайгаз»), выразившиеся во взимании платы за «регистрацию приборов учета газа».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.   

ОАО «Хабаровсккрайгаз» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» и имеет долю более 65 %  на рынке оказания услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края.

При наличии достаточных оснований для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных статьей 39 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю приказом от 20.06.2013 № 361 возбуждено дело № 3-1/67 о нарушении антимонопольного законодательства и создана Комиссия по рассмотрению дела №3-1/67.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/67 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/67 установлено следующее.

Согласно представленной ООО «Газ Сервис Центр» информации, ООО «Газ Сервис Центр» является организацией, оказывающей гражданам услуги по установке приборов учета газа. ООО «Газ Сервис Центр» осуществляет указанную деятельность на основании Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства №287-11-2721106536-С-139-И1 от 18.02.2011. В процессе оказания данных услуг, ООО «Газ Сервис Центр» взаимодействует с ОАО «Хабаровсккрайгаз», как с ресурсоснабжающей организацией, для сдачи прибора учета газа в эксплуатацию и его опломбирования.

Как пояснило ООО «Газ Сервис Центр», ОАО «Хабаровсккрайгаз», осуществляя установку пломбы в месте присоединения прибора учета к газопроводу, взимает в 2012-2013 гг. с организаций, осуществляющих установку приборов учета газа, в том числе и с ООО «Газ Сервис Центр», денежные средства за «регистрацию приборов учета газа».

Взимание ОАО «Хабаровсккрайгаз»  с ООО «Газ Сервис Центр» в 2012-2013 гг. денежных средств за  «регистрацию приборов учета газа» подтверждается квитанциями, в которых в качестве основания оплаты указано – «регистрация прибора учета газа».

Между тем, как указывает ООО «Газ Сервис Центр», законодательством не предусмотрено совершение поставщиком газа таких действий как «регистрация приборов учета газа», являющихся условием принятия данного прибора в качестве расчетного. В то время, как опломбирование прибора учета газа поставщиком газа является обязательным действием, без совершения которого прибор учета газа не может быть использован для определения объема потребления газа. При этом, фактически ОАО «Хабаровсккрайгаз», взимая денежные средства за регистрацию приборов учета газа, осуществляет только их опломбирование.

Однако, письмом от 01.03.2013 №19-63/1231 ОАО «Хабаровсккрайгаз» на письмо ООО «Газ Сервис Центр» от 11.02.2013 сообщило, что оно не взимает денежные средства за опломбирование или регистрацию прибора учета газа, а возмещает за счет организаций, установивших приборы учета газа, свои расходы, связанные с осуществлением соответствующих действий.

По мнению ООО «Газ Сервис Центр», вышеуказанные действия ОАО «Хабаровсккрайгаз» являются навязыванием заведомо невыгодных условий контрагенту по договору и созданием дискриминационных условий, препятствующих деятельности организаций, осуществляющих установку приборов учета газа.

Взимание соответствующих расходов с организаций, осуществляющих установку приборов учета газа, приводит к ущемлению прав потребителей, поскольку неся соответствующие расходы по оплате ОАО «Хабаровсккрайгаз» платы за «регистрацию приборов учета газа», данные организации, в целях компенсации соответствующих затрат, вынуждены закладывать данные расходы в свои тарифы.

То есть, по существу ОАО «Хабаровсккрайгаз» взимает плату за «регистрацию» или опломбирование приборов учета газа с тех же потребителей, но через организации, осуществляющие установку приборов учета газа.

Указанные действия ОАО «Хабаровсккрайгаз», по мнению ООО «Газ Сервис Центр», ущемляют не только права потребителей, но и права ООО «Газ Сервис Центр», поскольку приводят к несению им дополнительных экономически необоснованных и непредусмотренных действующим законодательством затрат.

Не согласившись с вышеуказанными действиями ОАО «Хабаровсккрайгаз»  ООО «Газ Сервис Центр» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю с просьбой признать действия ОАО «Хабаровсккрайгаз» незаконными и нарушающими антимонопольное законодательство.

По результатам анализа представленных документов и сведений Комиссией по рассмотрению дела №3-1/67 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

Согласно сведениям, представленным ОАО «Хабаровсккрайгаз», прибор учета газа допускается в эксплуатацию исключительно газоснабжающей организацией после проверки соответствия установки прибора учета газа установленным нормативам и требованиям, а также его дальнейшего опломбирования.

Под «вводом прибора учета газа в эксплуатацию» ОАО «Хабаровсккрайгаз» понимает – процедуру передачи информации об установленном приборе учета энергоресурса в организацию, осуществляющую начисления за потребленный ресурс. Данная процедура осуществляется ОАО «Хабаровсккрайгаз» на безвозмездной основе, в независимости от того, установлен прибор учета газа ОАО «Хабаровсккрайгаз» или иной организацией.

Детально порядок «регистрации» и опломбирования прибора учета газа, как указало ОАО «Хабаровсккрайгаз», не урегулирован нормативными правовыми актами. При этом, установка пломбы является обязанностью поставщика газа, а «регистрация прибора учета газа» (в том числе обеспечение доступа к прибору учета газа) обязанностью потребителя. Без обеспечения потребителем доступа, установка пломбы поставщиком невозможна.

Каких-либо договоров на оказание услуг по «регистрации приборов учета газа» ОАО «Хабаровсккрайгаз» с ООО «Газ Сервис Центр» не заключалось.

ОАО «Хабаровсккрайгаз» пояснило, что в случае установки прибора учета газа сторонними организациями, ОАО «Хабаровсккрайгаз» проводит процедуру оформления и «регистрации прибора учета газа» (как указано в выставляемых ОАО «Хабаровсккрайгаз» квитанциях - «регистрация прибора учета газа»), которая включает в себя: проезд к месту монтажа регистрируемого прибора учета газа и обратно, осмотр монтажа прибора учета газа на соответствие ранее бесплатно выданным техническим условиям по установке прибора учета газа, оформление необходимой технической документации, инструктаж абонента, фиксация в журнале учета совершенных мероприятий и передача информации в отдел реализации сжиженного газа населению (дата ввода в эксплуатацию прибора учета газа, первичные показания, тип и марка прибора учета газа, а также межпроверочный интервал). После чего проводится бесплатная регистрация прибора учета газа, а затраты ОАО «Хабаровсккрайгаз» на технический надзор, монтаж и проезд к месту работ должны компенсироваться.

При этом, доставка сотрудника ОАО «Хабаровсккрайгаз» к месту «регистрации прибора учета газа» может производиться транспортом организации, осуществляющей установку прибора учета газа, в таком случае плата за проезд к месту работ ОАО «Хабаровсккрайгаз» не взимается.

Согласно пояснениям ОАО «Хабаровсккрайгаз», организации, устанавливающие приборы учета газа, ежемесячно передают в
ОАО «Хабаровсккрайгаз» информацию об установленных приборах учета газа: ФИО абонента, место установки прибора учета газа, тип установленного прибора учета газа, первичные показания. По получении такой информации ОАО «Хабаровсккрайгаз» направляет своих сотрудников для проверки качества установки прибора учета газа, его опломбирования и снятия показаний (пункт 5.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - Постановление Госстроя РФ № 170).

В связи с тем, что монтаж прибора учета газа зачастую производится с
нарушениями, ОАО «Хабаровсккрайгаз» выезжает на технический надзор, в ходе которого производиться осмотр на соответствие монтированного прибора учета газа выданным техническим условиям. Если монтаж прибора учета газа соответствует нормативным требованиям, производиться процедура его «регистрации», в противном случае организация уведомляется о нарушениях допущенных в монтаже и «регистрация прибора учета газа» производиться после устранения выявленных нарушений.

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», технический надзор – это мероприятия, которые осуществляет специализированная организация на стадии проектирования и строительства системы газоснабжения.

ОАО «Хабаровсккрайгаз» осуществляет технический надзор за монтажом приборов учета газа сторонними организациями в связи с тем, что является организацией, эксплуатирующей внутридомовые сети газоснабжения. Пунктом 5.2.3 ПБ 10-529-03 устанавливается, что лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов газопотребления вправе: осуществлять технический надзор при реконструкции и техническом перевооружении опасных производственных объектов газопотребления.

Согласно пункту 10.228 Свода Правил 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб», одобренные постановлением Госстроя России от 26.06.2003 г. № 112 (далее – СП 42-101-2003), система контроля качества строительно-монтажных работ должна предусматривать: проведение производственного контроля качества работ;  проведение ведомственного контроля за качеством работ и техникой безопасности;  проведение технического надзора со стороны эксплутационной организации;  контроль со стороны органов Госгортехнадзора России.

Кроме того, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», пунктом 2.3 Правил технической эксплуатации и требованиями безопасности труда в газовом хозяйстве Российской Федерации, утвержденным приказом Росгазификации от 20.10.1991 №70-П (далее – Правила №70-П) (обязательны для всех предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности), устанавливается, что за строительством и монтажом систем газоснабжения должен вестись технический надзор организациями-заказчиками или предприятиями газового хозяйства по договорам с этими организациями. Технический надзор за монтажом газового оборудования предприятий общественного назначения и бытового обслуживания населения непроизводственного характера, а также жилых домов должен осуществляться предприятиями газового хозяйства по договорам с заказчиком.

 

По поводу необходимости выдачи сторонним организациям, осуществляющим установку приборов учета газа, технических условий на установку приборов учета газа, ОАО «Хабаровсккрайгаз» пояснило следующее.

Согласно пунктам 5.5.2 и 5.5.3 Постановления Госстроя РФ № 170, монтаж и демонтаж газопроводов, установка газовых приборов, аппаратов и другого газоиспользующего оборудования, присоединение их к газопроводам, системам поквартирного водоснабжения и теплоснабжения производится специализированными организациями.

Самовольная перекладка газопроводов, установка дополнительного и перестановка имеющегося газоиспользующего оборудования не допускаются. Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией. Исходя из данных формулировок, как указывает ОАО «Хабаровсккрайгаз», приборы учета газа также относятся к газоиспользующему оборудованию.

Прибор учета газа допускается в эксплуатацию исключительно газоснабжающей организацией после проверки соответствия установки прибора учета газа установленным нормативам и требованиям, а также его дальнейшем опломбировании.

Согласно пункту 22 «Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации», утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (далее – Приказ №239), переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией на основании письменной заявки потребителя услуг.

 Кроме того, в соответствии с пунктами 7.4.1 – 7.4.5 Национального стандарта ГОСТ Р 54961 – 2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.08.2012 №251-ст (далее - ГОСТ Р 54961 – 2012), переустройство сетей газопотребления должно производиться на основании письменных заявок собственников жилых и многоквартирных домов, общественных и административных зданий, помещений общественного назначения, квартир многоквартирных домов.

К работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, относятся следующие виды работ: установка дополнительного бытового газоиспользующего оборудования или замена существующего с увеличением его единичной тепловой мощности; установка, изменение места установки и демонтаж приборов учета газа; и др.

Проектная документация должна разрабатываться при выполнении следующих видов работ: установка дополнительного бытового газоиспользующего оборудования или замена существующего с увеличением его единичной тепловой мощности; установка приборов учета газа в многоквартирном доме; и др.

Проектная документация должна разрабатываться в соответствии с действующим законодательством и согласовываться с газоснабжающими организациями в части организации учета природного газа.

Работы по переустройству сетей газопотребления должны производиться эксплуатационными или специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа. Результаты работ по переустройству сетей газопотребления должны оформляться актами, заверенными подписями исполнителей работ и потребителей газа по форме, являющейся приложением указанным Национальным стандартам. Акты и проектная документация переустройства сетей газопотребления должны включаться в состав исполнительной документации объектов газификации.

При этом, согласно пояснениям ОАО «Хабаровсккрайгаз», действующее законодательство не содержит расшифровку категории «дополнительное газовое оборудование». В рамках положений Постановления Госстроя РФ № 170 под «дополнительным газовым оборудованием» понимается оборудование, которое ранее не было установлено у потребителя, и устанавливается в дополнение к уже ранее установленному газовому оборудованию и законодательно определяется единым понятием «дополнительное газовое оборудование».

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», вышеуказанные правовые нормы позволяют требовать с организаций, осуществляющих на законных основаниях по заявкам абонентов установку приборов учета газа, выполнять свою деятельность на основании полученных от ОАО «Хабаровсккрайгаз» технических условий и после выполнения работ предъявлять их техническому надзору ОАО «Хабаровсккрайгаз».

Оплату за технический надзор  должен осуществлять исполнитель услуги по установке прибора учета газа либо владелец прибора учета газа. Действующим законодательством не предусмотрено безвозмездное оказание ОАО «Хабаровсккрайгаз» услуг подобного рода.

Также, как поясняет ОАО «Хабаровсккрайгаз», для осуществления деятельности по установке приборов учета газа, организации, осуществляющие на законных основаниях по заявкам абонентов установку приборов учета газа,  согласно пункту 1.2.1 ПБ 12-529-03 «Правил безопасности систем газопотребления и газораспределения», утвержденных постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.03.2003 №9 (далее - ПБ 12-529-03), и пункту 2 главы 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 15.3 раздела 3 «Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, обязаны предоставить в ОАО «Хабаровсккрайгаз» следующие документы:

- документы, подтверждающие аттестацию в объеме соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность по установке газовых счетчиков,

- свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов     капитального   строительства,     выданное саморегулируемой организацией,

- заявление на выдачу технических условий на установку прибора учета газа (изменение характеристик внутридомового газового оборудования).

По предоставлению вышеуказанного перечня документов, ОАО «Хабаровсккрайгаз» бесплатно выдает организациям технические условия, на основании которых организация осуществляет услуги по монтажу приборов учета газа.

ОАО «Хабаровсккрайгаз» выдает ООО «Газ Сервис Центр» технические условия единожды, сроком на один год.

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», в соответствии с пунктом 4.15 СП 62.13330.2010, а также пунктом 4.15 Строительных норм и правил Российской Федерации «Газораспределительные системы» 42-01-2002, принятых и введеных в действие с 01.07.2003 постановлением Госстроя России от 23.12.2002 № 163 (далее - СНиП 42-01-2002) техническое перевооружение сетей газораспределения (в том числе и монтаж приборов учета) следует осуществлять в соответствии с проектом, что подразумевает под собой выдачу технических условий (Градостроительный кодекс Российской Федерации). В связи с высокой   стоимостью   проектных   работ   и   для   снижения социальной напряженности ОАО «Хабаровсккрайгаз» было принято решение выдавать технические условия организациям, осуществляющим на законных основаниях по заявкам абонентов установку приборов учета газа, принимая в качестве проекта схему установки приборов учета газа.

Помимо этого, ОАО «Хабаровсккрайгаз» пояснило, что в случае обращения абонентов в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за опломбировкой прибора учета газа, установленного сторонней организацией, ОАО «Хабаровсккрайгаз» осуществляет установку пломбы бесплатно, так как данная обязанность возложена на ОАО «Хабаровсккрайгаз» законодательством как на исполнителя коммунальной услуги газоснабжение. Затраты на оказание данных услуг ОАО «Хабаровсккрайгаз» ничем не компенсируются.

Согласно пояснениям ОАО «Хабаровсккрайгаз», для принятия прибора учета газа в качестве расчетного, абонент должен представить в ОАО «Хабаровсккрайгаз»: технические условия, выданные на установку прибора учета газа; документы, подтверждающие полномочия лица, установившего прибор учета газа (свидетельство СРО, документ, подтверждающий аттестацию персонала); эксплуатационную документацию на прибор учета газа (технический паспорт <...> сертификат и т.д.).

В случае, если установку приборов учета газа производит непосредственно ОАО «Хабаровсккрайгаз», плата за «регистрацию прибора учета газа», после его монтажа, с абонентов не взимается, в случае если абоненты обращаются за таковой. В данной ситуации для контроля за установкой в ОАО «Хабаровсккрайгаз» внедрена «система 10% контроля».

Данная система представляет собой выборочную проверку мастерами районных эксплуатационных служб качества работ по установке приборов учета, выполненных слесарями. Из общего количества установленных за отчетный период приборов учета газа методом случайной выборки отбирается 10 % приборов учета, проверку качества установки которых осуществляет непосредственно мастер районной эксплуатационной службы, выезжая на место установки. При этом, затраты ОАО «Хабаровсккрайгаз» на осуществление «10 % контроля» включены в состав накладных расходов.

Также, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», на основании пункта 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила №549), поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом. ООО «Газ Сервис Центр» не является абонентом, представляя собой коммерческую организацию, которая по заявлениям абонентов обязуется оказать спектр услуг по установке, вводу в эксплуатацию и регистрации прибора учёта у поставщика газа и взимает с абонентов за оказание данных услуг плату. В то время как, ввод в эксплуатацию прибора учета газа, опломбирование и его «регистрацию» вправе осуществлять исключительно газоснабжающая организация.

При этом, ОАО «Хабаровсккрайгаз» в своей переписке с ООО «Газ Сервис Центр» пояснило, что оно не взимает денежные средства за опломбирование или «регистрацию» приборов учета газа, а возмещает за счет организаций, установивших приборы учета газа, свои расходы, связанные с осуществлением соответствующих действий.

Сама пломбировка прибора учета газа, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», осуществляется в случае соответствия монтажа прибора учета газа выданным техническим условиям и нормативно-технической документации. Бесплатной для абонента, согласно пункту 22 Правил №549, является первичная пломбировка прибора учета газа.

Как указывает ОАО «Хабаровсккрайгаз», действующим законодательством не предусмотрена обязанность ОАО «Хабаровсккрайгаз» безвозмездно оказывать иному юридическому лицу вышеназванные услуги, которые для него являются объектом предпринимательской деятельности и извлечения прибыли.

Как установлено Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/67, в прейскуранте цен ОАО «Хабаровсккрайгаз» оказание услуг технического надзора сторонним организациям при установке прибора учета газа поименовано как «регистрация приборов учета газа».

Плата за «регистрацию прибора учета газа» в 2012-2013 годах взималась ОАО «Хабаровсккрайгаз» со всех организаций, осуществляющих установку приборов учета газа.

Согласно представленным ОАО «Хабаровсккрайгаз» Приложениям к «Стоимости услуг на оформление и регистрацию бытовых газовых приборов и оборудования, установленных специализированными организациями» на 2012 и 2013 гг. в состав работ на оформление и регистрацию приборов учета газа, установленных специализированными организациями, входит: проезд к месту работы и обратно, осмотр монтажа прибора учета газа, оформление технической документации, инструктаж абонента, регистрация прибора учета в журнале.

Также, ОАО «Хабаровсккрайгаз» пояснило, что на основании пункта 27 Правил № 549 определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

После осуществления проверки установки прибора учета газа и его опломбирования, счетчик ставиться на учет в  ОАО «Хабаровсккрайгаз», заносится в единую информационную базу ОАО «Хабаровсккрайгаз», а также информация об установленном приборе учета газа и его первичные показания передаются в ООО «Амур ВЦ» для осуществления начислений по фактическим показаниям прибора учета газа.

Первоначально осуществляется опломбирование прибора учета газа, а затем производится его постановка на учет в ОАО «Хабаровсккрайгаз» в качестве расчетного прибора учета газа.

Установить прибор учета газа может любая коммерческая организация, соответствующая всем требованиям, предъявляемым действующим законодательством к таким организациям. Поставку газа абонентам и расчеты за поставляемый газ по фактическим показаниям прибора учета газа осуществляет только ресурсоснабжающая организация (пункты 24-27 Правил № 549).

Таким образом, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», невозможно использовать прибор учета газа в качестве расчетного без осуществления процедуры его «регистрации» в газоснабжающей организации. «Регистрация прибора учета газа» является частью комплекса мероприятий по принятию прибора учета газа в качестве расчетного.

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», процедура опломбирования прибора учета газа предшествует процедуре его «регистрации». Поскольку это разные действия, то вопрос о плате за установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу решается в соответствии подпунктом «б» пункта 22 Правил № 549 отдельно от проводимой ОАО «Хабаровсккрайгаз» «регистрации прибора учета газа».

ОАО «Хабаровсккрайгаз» пояснило, что фактически ОАО «Хабаровсккрайгаз», осуществляя все обязанности исполнителя коммунальных услуг в отношении потребителей, является исполнителем коммунальной услуги – газоснабжение. 

Помимо этого, согласно представленным ОАО «Хабаровсккрайгаз» сведениям, при утверждении тарифов в Комитете по ценам и тарифам Праительства Хабаровского края, ОАО «Хабаровсккрайгаз» не представляло для включения в тариф свои затраты на «регистрацию приборов учета газа» - затраты на технический надзор за монтажом приборов учета газа. Данные услуги, оказываемые ОАО «Хабаровсккрайгаз»  для сторонних организаций, являются платными и относятся к прочей деятельности.

Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/67 по результатам анализа законодательства и представленных документов установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ  «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «об энергосбережении») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные к системам централизованного газоснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона «об энергосбережении» установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно части 8 статьи 13 Закона «об энергосбережении» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Частью 9 статьи 13 Закона «об энергосбережении» установлено, что с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон «о единстве измерений») ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерения к использованию по назначению.

Подпунктом «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), установлено, что исполнитель коммунальных услуг обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Пунктом 27 Правил №549 установлено, что установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил № 549 поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течении 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.      

При этом Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/67 установлено, что законодательством Российской Федерации, не предусмотрено понятие «регистрация прибора учета газа», а также не установлена процедура осуществления такого рода деятельности.

 

Как установлено Комиссией, согласно пункту 1.1. СП 42-101-2003, на которые ссылается ОАО «Хабаровсккрайгаз» как на основание проведения технического надзора,  положения настоящего СП распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые газораспределительные системы, нормы и правила на проектирование и строительство которых регламентированы СНиП 42-01-2002.

При этом, согласно главе 3 «ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.09.2010 №242-ст) (далее - ГОСТ Р 53865-2010) под прибором учета газа понимается - средство измерения, используемое для определения объема газа, перемещенного через контролируемую точку сети газораспределения (газопотребления).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» под газораспределительной системой понимается - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Вышеизложенное указывает на то, что ОАО «Хабаровсккрайгаз» ошибочно ссылается на указанный Свод Правил как на основание проведения технического надзора за монтажом прибора учета газа.

 

Согласно пункту 1.1 Правил №70-П, на которые также ссылается ОАО «Хабаровсккрайгаз», настоящие Правила обязательны для всех предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности, а также для кооперативов, арендных предприятий, лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и других субъектов хозяйственной деятельности, эксплуатирующих системы газоснабжения на территории Российской Федерации. Правила содержат обязательные положения и требования, предъявляемые при эксплуатации газопроводов и сооружений на них, средств их защиты от коррозии, газового оборудования, аппаратуры, контрольно-измерительных приборов, средств автоматики и телемеханики, вычислительной техники, используемых в системах газоснабжения и у потребителей газа, а также зданий, сооружений, коммуникаций и всех видов оборудования газорегуляторных пунктов, газонаполнительных станций, пунктов, автомобильных газозаправочных станций, складов баллонов, баллонных и резервуарных установок сжиженного газа.

В соответствии с пунктом 2.3 Правил №70-П за строительством и монтажом систем газоснабжения должен вестись технический надзор организациями-заказчиками или предприятиями газового хозяйства по договорам с этими организациями.     

 Технический надзор за монтажом газового оборудования предприятий общественного назначения и бытового обслуживания населения непроизводственного характера, а также жилых домов должен осуществляться предприятиями газового хозяйства по договорам с заказчиком.

При этом пунктом 8.1 Правил №70-П установлено, что газовое оборудование жилых и общественных зданий, предприятий бытового обслуживания населения непроизводственного характера включает в себя вводные и внутренние газопроводы (от запорного устройства на вводе до приборов) и газовые приборы: плиты, водонагреватели, отопительные печи, котлы и т.п., использующие газ в качестве топлива.

Согласно ГОСТ Р 53865-2010 под системой газоснабжения понимается -  имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.

Таким образом, Правила №70-П не предусматривают проведение технического надзора за монтажом прибора учета газа организациями, осуществляющими его установку. Указанное свидетельствуют о том, что ОАО «Хабаровсккрайгаз» необоснованно ссылается на положения Правил №70-П как на основание проведения технического надзора.

 

Также, ОАО «Хабаровсккрайгаз» в качестве основания необходимости выдачи технических условий ссылается на положения Постановления Госстроя РФ №170, Приказ №239, ГОСТ Р-54961-2012, указывая что приборы учета газа относятся к газоиспользующему оборудованию. Также прибор учета газа, по мнению ОАО «Хабаровсккрайгаз», является дополнительным газовым оборудованием.

При этом Комиссией установлено, что согласно главе 3 ГОСТ Р 53865-2010 под газоиспользующим оборудованием понимается - оборудование, в котором газ используют в качестве топлива.

Согласно пункту 7.4.2 ГОСТ Р-54961-2012 к работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, относятся, в том числе, следующие виды работ: установка дополнительного бытового газоиспользующего оборудования или замена существующего с увеличением его единичной тепловой мощности; демонтаж и изменение места установки бытового газоиспользующего оборудования;    установка, изменение места установки и демонтаж приборов учета газа.

Таким образом,  по результатам анализа вышеуказанных актов Комиссией установлено, что прибор учета газа не может являться ни газоиспользующим оборудованием, ни дополнительным газовым оборудованием. В связи с чем, Комиссия считает необоснованными ссылки ОАО «Хабаровсккрайгаз» на указанные акты, как на основание выдачи технических условий для монтажа приборов учета газа.

 

Согласно СНиП 42-01-2002 настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, расширению и техническому перевооружению сетей газораспределения, газопотребления и объектов сжиженных углеводородных газов, предназначенных для обеспечения природным и сжиженными углеводородными газами потребителей, использующих газ в качестве топлива, а также устанавливает требования к их безопасности и эксплуатационным характеристикам, которые обеспечивают выполнение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870 «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

В соответствии с пунктом 4.15 СНиП 42-01-2002, на который ссылается ОАО «Хабаровсккрайгаз», строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, расширение и техническое перевооружение сетей газораспределения и газопотребления следует осуществлять в соответствии с проектом, утвержденным в установленном порядке, а также с учетом требований СП 48.13330 и настоящего свода правил.

При этом, ОАО «Хабаровсккрайгаз» не обосновал необходимость применения положений СНиП 42-01-2002 при монтаже, установке приборов учета газа, что также не было установлено Комиссией.

Также, согласно вышеуказанным актам (в том числе ГОСТ Р 54961-2012, Правилам №70-П, ПБ 12-529-03), указанные в них работы проводятся специализированной организацией на основании заключенного с ней договора и лишь согласовываются с газоснабжающей организацией.

Более того, ссылки на вышеуказанные Правила безопасности, Своды правил, Национальные стандарты, Строительные нормы и правила, на которых основываются доводы ОАО «Хабаровсккрайгаз» о необходимости осуществления «регистрации прибора учета газа», как на нормативные правовые акты, являются необоснованным и противоречащими законодательству Российской Федерации, поскольку данные документы не являются нормативными правовыми актами.

Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

 

Помимо этого, как установлено Комиссией, в соответствии с законодательством Российской Федерации ввод в эксплуатацию прибора учета газа, а также его опломбировка осуществляются на безвозмездной основе.

Согласно подпункту «у» пункта 31 Правил №354, единственным критерием ввода прибора учета газа в эксплуатацию является соответствие его законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений. При этом, пунктом 2.12 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996 (зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 15.11.1996 №1198) установлено, что счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы.

Критериями осуществления установки пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, согласно Правил №549, является исправное состояние прибора учета газа и наличие на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Также, как указывалось выше, согласно Правил №354 обязанность по осуществлению ввода в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета по заявлению потребителя лежит на исполнителе коммунальных услуг.

На основании изложенного Комиссия констатирует, что выводы ОАО «Хабаровсккрайгаз» о том, что прибор учета газа допускается в эксплуатацию исключительно газоснабжающей организацией после проверки соответствия установки прибора учета газа установленным нормативам и требованиям, а также его дальнейшем опломбировании, противоречат законодательству Российской Федерации.

 

Комиссией также установлено, что в состав работ по «регистрации приборов учета газа», установленных специализированными организациями, ОАО «Хабаровсккрайгаз» включает следующие расходы: проезд к месту работы и обратно, осмотр монтажа прибора учета газа, оформление технической документации, инструктаж абонента, регистрация прибора учета в журнале.

При этом, согласно представленным сведениям, ОАО «Хабаровсккрайгаз» осуществляет опломбировку прибора учета газа и ввод его в эксплуатацию, независимо от того, установлен прибор учета газа ОАО «Хабаровсккрайгаз» или сторонней организацией. При осуществлении процедуры ввода прибора учета газа в эксплуатацию ОАО «Хабаровсккрайгаз» передает информацию об установленном приборе учета энергоресурса в организацию, осуществляющую начисления за потребленный ресурс. Данная процедура осуществляется ОАО «Хабаровсккрайгаз» на безвозмездной основе и также в независимости от того, установлен прибор учета газа ОАО «Хабаровсккрайгаз» или иной организацией.

Также, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», в связи с тем, что монтаж прибора учета газа сторонними организациями зачастую производится с нарушениями, ОАО «Хабаровсккрайгаз» выезжает на технический надзор, в ходе которого производиться осмотр на соответствии монтированного сторонними организациями прибора учета газа ранее бесплатно выданным техническим условиям по установке прибора учета газа.

При этом, как указывалось выше, в случае установки прибора учета газа сторонними организациями, ОАО «Хабаровсккрайгаз», согласно данным пояснениям,  компенсирует лишь затраты на технический надзор и проезд к месту работы.

Комиссией установлено, что согласно представленным ООО «Газ Сервис Центр» договорам на установку бытового прибора учета газа, ООО «Газ Сервис Центр» на основании заявки абонента производит установку прибора учета газа, осуществляет подключение прибора учета газа к внутреннему газопроводу в соответствии с техническими требованиями, установленными нормативными документами, информирует абонентов об условиях и порядке регистрации прибора учета газа, проведения обслуживания в ОАО «Хабаровсккрайгаз», а также, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в части своих обязательств по договору.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Газ Сервис Центр», являясь организацией, осуществляющей на законных основаниях установку приборов учета газа, самостоятельно несет ответственность за выполненные ею работы, в том числе по монтажу прибора учета газа. В связи с чем, у абонента, по мнению Комиссии, отсутствует необходимость в проведении ОАО «Хабаровсккрайгаз» технического надзора на соответствие монтированного ООО «Газ Сервис Центр» прибора учета газа.

Помимо этого, как пояснил представитель ООО «Газ Сервис Центр» на заседании Комиссии, ООО «Газ Сервис Центр», при установке приборов учета газа, также проводит инструктаж абонентов по его безопасному использованию.

При этом, Комиссией установлено, что ОАО «Хабаровсккрайгаз», в случае установки приборов учета газа самостоятельно, производит лишь выборочную проверку качества работ по установке приборов учета газа («система 10% контроля»). Плата за указанную проверку с абонента не взимается, то есть «регистрация прибора учета газа», в данном случае, производится бесплатно после его монтажа.

Комиссией установлено, что, в указанном случае, проезд сотрудников ОАО «Хабаровсккрайгаз» к месту работы и обратно, для осуществления опломбирования и ввода в эксплуатацию прибора учета газа, также не требует дополнительных затрат со стороны абонента.

В ходе рассмотрения дела Комиссией у ОАО «Хабаровсккрайгаз» определением были запрошены пояснения о том, что, в случае самостоятельного обращения абонента в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за опломбировкой прибора учета газа, установленного сторонней организацией, будет ли ОАО «Хабаровсккрайгаз» осуществлять «регистрацию приборов учета газа» и будет ли в данном случае взиматься плата за соответствующие услуги; в случае если данная плата взиматься не будет, пояснить каким образом будут компенсироваться затраты, подобные затратам ОАО «Хабаровсккрайгаз», компенсируемым путем взимания платы с ООО «Газ Сервис Центр» за «регистрацию приборов учета газа», указанным в письме ОАО «Хабаровсккрайгаз» от 01.03.2013 №19-63/1231.

На данный запрос ОАО «Хабаровсккрайгаз» пояснило, что в случае обращения абонента в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за опломбировкой прибора учета газа, установленного сторонней организацией, ОАО «Хабаровсккрайгаз» осуществит установку пломбы бесплатно, так данная обязанность возложена на ОАО «Хабаровсккрайгаз» законодательством как на исполнителя коммунальной услуги газоснабжение. До настоящего времени в ОАО «Хабаровсккрайгаз» не поступало подобных заявок от абонентов, так как организации, устанавливающие приборы учета газа, оказывают абонентам комплекс услуг по установке и «регистрации» прибора учета газа и у абонента нет необходимости обращаться в ОАО «Хабаровсккрайгаз». 

По результатам анализа представленных документов и сведений Комиссией установлено, что в независимости от того, установлен прибор учета газа ОАО «Хабаровсккрайгаз» или сторонней организацией, денежные средства за оформление технической документации, инструктаж абонента и регистрацию прибора учета в журнале ОАО «Хабаровсккрайгаз» ни с абонента, ни с организации, устанавливающей прибор учета газа, не взимаются.

Также, Комиссией установлено, что наличие (отсутствие) технической возможности установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) предусмотрено «Критериями наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», утвержденными приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 (далее - Приказ Минрегиона России № 627).

Так, пунктом 2 Приказа Минрегиона России № 627 предусмотрено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Таким образом, вышеизложенное, по мнению Комиссии, указывает на отсутствие необходимости ОАО «Хабаровсккрайгаз» проводить осмотр монтажа ООО «Газ Сервис Центр» прибора учета газа на соответствие ранее бесплатно выданным техническим условиям по установке прибора учета газа (или, как указывает  ОАО «Хабаровсккрайгаз», технический надзор).

Кроме того, как указывалось выше, законодательством Российской Федерации не предусмотрено совершение поставщиком газа таких действий, как «регистрация приборов учета газа», являющихся условием принятия данного прибора в качестве расчетного. В то время, как опломбирование и ввод в эксплуатацию прибора учета газа поставщиком газа является обязательным действием, без совершения которого прибор учета не может быть использован для определения объема потребленного газа.

Более того, согласно пояснениям ОАО «Хабаровсккрайгаз», технический надзор – это мероприятия, которые осуществляет специализированная организация на стадии проектирования и строительства системы газоснабжения, что не относиться к работам по вводу бытового (индивидуального) прибора учета газа в эксплуатацию.

 

Помимо этого, как пояснил представитель ОАО «Хабаровсккрайгаз» на заседании Комиссии, «регистрация приборов учета газа» является услугой, которую организации, осуществляющие установку приборов учета газа, в том числе и ООО «Газ Сервис Центр», заказывают в добровольном порядке у ОАО «Хабаровсккрайгаз».

При этом, согласно пояснениям и представленным документам, ООО «Газ Сервис Центр» обращаясь в ОАО «Хабаровсккрайгаз» просит «принять документы на регистрацию установленных газовых счетчиков», подразумевая при этом не проведение ОАО «Хабаровсккрайгаз» платных действий - технический надзор на соответствие монтажа прибора учета газа ранее выданным техническим условиям, а ввод установленного прибора учета газа в эксплуатацию. Таким образом, согласно данным на заседании Комиссии пояснениям, ООО «Газ Сервис Центр» не обращается в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за оказанием услуг по «регистрации приборов учета газа».

Также, как установлено Комиссией, согласно пояснениям ОАО «Хабаровсккрайгаз» невозможно использовать прибор учета газа в качестве расчетного без осуществления процедуры его «регистрации» в газоснабжающей организации. «Регистрация прибора учета газа» является частью комплекса мероприятий по принятию прибора учета газа в качестве расчетного. Данные обстоятельства указывают на то, что организации,   осуществляющие установку приборов учета газа, вынуждены заказывать у ОАО «Хабаровсккрайгаз» «регистрацию приборов учета газа».

При этом, затраты, которые несет ООО «Газ Сервис Центр», являясь коммерческой организацией, целью которой является извлечение прибыли в ходе осуществления предпринимательской деятельности, оплачивая ОАО «Хабаровсккрайгаз» «регистрацию приборов учета газа», ООО «Газ Сервис Центр» вынуждено компенсировать через абонентов-потребителей услуг установки приборов учета газа. В то время как, при обращении абонентов за установкой прибора учета газа непосредственно в ОАО «Хабаровсккрайгаз», плата за «регистрацию приборов учета газа» с абонента, как  пояснило  ОАО «Хабаровсккрайгаз», взиматься не будет.

При этом, одним из значимых конкурентных преимуществ является ценовая политика хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Оплату ООО «Газ Сервис Центр» «регистрации приборов учета газа», как указывалось выше, в конечном итоге необходимо компенсировать путем включения в себестоимость оказываемых (расходная часть) услуг или за счет финансового результата деятельности (прибыль), что создает угрозу наступления последствий в виде роста цен на услуги, оказываемые ООО «Газ Сервис Центр».

 

Кроме того, законодательством Российской Федерации, а именно Приказом №239, Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила №410), предусмотрен порядок обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (в том числе прибора учета газа).

В соответствии с пунктом 1 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317, под газораспределительной организацией понимается - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Пунктом 3 Правил №549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил №410) установлено, что специализированная организация - это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Согласно пункту 2 Правил №410 под специализированной организацией понимается - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

Согласно пункту 3 Правил №549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил №410) внутридомовым газовым оборудованием являются - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

В соответствии с пунктом 2 Правил №410 внутридомовое газовое оборудование это: в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.

Пунктом 3 Правил №410 предусмотрено, что внутриквартирное газовое оборудование – это газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.

Согласно Правил №549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил №410, а также в редакции Правил №410) поставщик газа проводит проверки технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования, не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки.

В соответствии с пунктом 131 Правил №354  газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным: а) в многоквартирном доме: в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме; в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования; б) в отношении внутридомового газового оборудования в жилом доме - по договору с собственником жилого дома, а в жилом доме государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования; с собственником - в части капитального ремонта такого оборудования.

Согласно Правил №549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил №410) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора, для заключения которого, абоненту необходимо, в том числе, представить газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить, копию договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Правилами №549 (в редакции Правил №410) установлено, что для заключения договора поставки газа, абоненту необходимо представить газоснабжающей организации копию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Вышеизложенное, как установлено Комиссией, указывает на то, что газоснабжение потребителя (заключение договора поставки газа) невозможно без предварительного заключения договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении (договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования).

Также, согласно пункту 8 Приказа №239, надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования обеспечивается путем обслуживания систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа.

Пунктом 2 Правил №410 также предусмотрено, что техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования – это работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

Таким образом Комиссия констатирует, что если целью выдачи ОАО «Хабаровсккрайгаз» технических условий на установку и последующий осмотр (технический надзор) монтируемого прибора учета газа является безопасное использование внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, то, по мнению Комиссии, на основании предусмотренного законодательством договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между абонентом и ОАО «Хабаровсккрайгаз», являющимся специализированной организацией, абонент может обратится с заявкой в ОАО «Хабаровсккрайгаз» для выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Также в силу вышеуказанных нормативных правовых актов ОАО «Хабаровсккрайгаз», как специализированная организация, осуществляет работы (оказывает услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в плановом порядке.

ОАО «Хабаровсккрайгаз», являясь газораспределительной организацией, обладающей специальными познаниями в области обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, на основании указанной заявки может провести, в том числе, визуальную проверку целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (в том числе прибора учета газа).

Вышеизложенное, по мнению Комиссии, также указывает на отсутствие необходимости проведения ОАО «Хабаровсккрайгаз» возмездных работ по техническому надзору за монтажом прибора учета газа на соответствие ранее выданным техническим условиям, также учитывая при этом, что согласно законодательству Российской Федерации работы (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для абонента, в рамках заключенного соответствующего договора, являются платными.

 

Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края – ОАО «Хабаровсккрайгаз» - имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, должно было предпринять все возможные меры по обеспечению выполнения обязанности публичного характера, возложенной на поставщика газа государством, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.  

Названные действия указывают на пренебрежительное отношение  ОАО «Хабаровсккрайгаз» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях ОАО «Хабаровсккрайгаз» существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10  Гражданского Кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/67 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Хабаровсккрайгаз» не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ОАО «Хабаровсккрайгаз», также установлено не было.

 

С учетом вышеизложенного, Комиссия констатирует, что вышеуказанное действия ОАО «Хабаровсккрайгаз» по взиманию в 2012  году - ноябре 2013 года  платы за «регистрацию приборов учета газа» ущемляют интересы ООО «Газ Сервис Центр» и являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таки образом, Комиссией по рассмотрению дела №3-1/67 о нарушении антимонопольного законодательства установлено наличие вины ОАО «Хабаровсккрайгаз» в совершении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, установленного настоящим решением.

Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи ОАО «Хабаровсккрайгаз» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции»,   Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Хабаровсккрайгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во взимании с ООО «Газ Сервис Центр» в 2012  году - ноябре 2013 года  платы за «регистрацию приборов учета газа».

2. Выдать   ОАО «Хабаровсккрайгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

           

Связанные организации

Связанные организации не указаны