Решение №3 Решение № 3 в отношении ООО «Городские электросети» от 15 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 3

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 января 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09 февраля 2016 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

- <…>

- заместитель руководителя управления;

члены Комиссии:

- <…>

- ведущий специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля,

 

-  <…>

- специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,

 рассмотрев дело № 3-1/155 по признакам нарушения ООО «Городские электросети» (682800, Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Восточная, д. 11-а)    части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило заявление гр. <…> на действия ООО «Городские электросети» по нарушению процедуры  технологического присоединения, установленной «Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

Как установлено в ходе рассмотрения дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства, 13.05.2015 гр. <…> подал заявку в ООО «Городские электросети» на увеличение максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств физического лица до 30 кВт (вх. № 441 от 13.05.2015).

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения, в его адрес ООО «Городские электросети», как сетевой организацией,  в 30-дневный срок должны были быть направлены проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору.

Однако в установленный срок (до 13.06.2015), указанные документы в адрес гр. <…> ООО «Городские электросети» не были направлены.

Как поясняло ООО «Городские электросети» Хабаровскому УФАС России (письмом от 13.07.2015, вх. № 3/6381 от 17.07.2015) по соответствующему запросу, «заявка на увеличение максимальной мощности гр. <…> подана с нарушением Правил технологического присоединения, в части отсутствия перечня и мощности энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики (пункт 10 Правил). В результате служебного расследования установлено, что секретарь руководителя ООО «Городские электросети» халатно отнеслась к своим должностным обязанностям и не произвела регистрацию и отправление подготовленного письма в адрес гр. <…> о необходимости предоставления дополнительной информации в течение 6 дней с момента получения заявки, виновные наказаны в дисциплинарном порядке. В адрес гр. <…> направлено письмо № 183 от 10.07.2015 о необходимости предоставления отсутствующих сведений в соответствии с Правилами технологического присоединения».

Как следует из представленных Хабаровскому УФАС России документов, гр. <…> письмом от 23.07.2015 (вх. № 729 от 23.07.2015) представил ООО «Городские электросети» недостающие документы и сведения.

Однако, как установлено Хабаровским УФАС России, в срок до 23.08.2015 ООО «Городские электросети» в адрес гр. <…> также не были направлены проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия, как неотъемлемое приложение к договору.

ООО «Городские электросети» письмом № 242  от 04.09.2015 пояснило   факт ненаправления указанных документов тем, что подписанный проект договора об осуществлении технологического присоединения и индивидуальные технические условия будут направлены  адрес гр. <…> в течение 3 рабочих дней с момента вступления в силу решения уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Осуществление технологического присоединения по индивидуальному проекту связано с отсутствием технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке гр. <…>, на основании пп. 28 б) и 29 Правил технологического присоединения.

Письмом № 260 от 23.09.2015 ООО «Городские электросети» также сообщило Хабаровскому УФАС России по соответствующему запросу, что по состоянию на 23.09.2015 ООО «Городские электросети» не обращалось в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту энергопринимающих устройств гр. <…> ввиду того, что в настоящее время документы для обращения находятся в стадии подготовки.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлено следующее.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения.

Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. 

Пунктом 6 Правил оговорено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Согласно пункту 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.   

Пунктом 7 Правил определено, что настоящие Правила устанавливают следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. 

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 2 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 3 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Согласно пункту 15 Правил, в  случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 5 дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.

При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.

Пунктом 28 Правил определены критерии наличия технической возможности технологического присоединения, в случае несоблюдения которых считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

В силу пункта 30 Правил, в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

Пунктом 30.1 Правил установлено, что если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 настоящих Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Согласно пункту 30.4 Правил сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. В случае если заявитель выразит согласие осуществить расчеты за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в размере, установленном уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, сетевая организация не вправе отказать в заключении договора. Исполнение указанных в индивидуальных технических условиях мероприятий либо их части может быть осуществлено как сетевой организацией, так и заявителем (по выбору заявителя). В случае отказа заявителя от заключения договора заявитель в течение 30 дней на основании заключенного между заявителем и сетевой организацией соглашения, указанного в пункте 30.1 настоящих Правил, оплачивает сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере стоимости этого мероприятия, указанной в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Хабаровскому УФАС России ООО «Городские электросети» по соответствующему запросу представлены документы и сведения, не отвечающие критериям, установленным пунктом 28 Правил и недостаточно свидетельствующие об отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке гр. <…>.

Кроме того, ООО «Городские электросети» письмом исх. № 260 от 23.09.2015 (вх. № 3/9419э от 25.09.2015) сообщило Хабаровскому УФАС России о том, что «по состоянию на 23.09.2015 ООО «Городские электросети» не обращалось в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, указанных в заявке гр. <…>».

Письмом исх. № 263 от 13.11.2015 (вх. № 3/11177 от 13.11.2015) ООО «Городские электросети» также сообщило, что не обратилось в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, указанных в заявке гр. <…>,  а также о том, что в адрес гр. <…>. 06.11.2015 направлен проект договора № 84 об осуществлении технологического присоединения от 06.11.2015 и технических условий, как неотъемлемого приложения к договору (с приложением копии проекта договора № 84 и технических условий, а также сопроводительного письма).

При этом ООО «Городские электросети» письмом  исх. № 303 от 17.12.2015 поясняло Хабаровскому УФАС России факт отсутствия технической возможности  технологического присоединения ограничением  на максимальную мощность трансформатора ТМ-250 кВа и необходимостью реконструкции мачтовой трансформаторной подстанции МТП-554. Указанное свидетельствовало о том, что «в данном случае присоединение дополнительно энергопринимающих устройств гр. <…> представлялось невозможным без замены трансформатора из-за ограничения по мощности трансформатора».

Вышеназванным письмом исх. № 303 от 17.12.2015 ООО «Городские электросети» пояснило Хабаровскому УФАС России, что выполнение работ по замене силового трансформатора на мачтовой трансформаторной подстанции МТП-554 не планировалось в 2015 году, проведение внеплановых работ по данному объекту до ноября 2015 года не представлялось возможным в связи с необходимостью выполнения плановых работ по капитальному ремонту электрических сетей и выполнению  инвестиционной программы предприятия; 03.11.2015 ООО «Городские электросети»  на основании наряда-допуска  № 24 от 03.11.2015 произвело работы по замене силового трансформатора на мачтовой трансформаторной подстанции МТП-554. В результате чего 06.11.2015 в адрес гр. <…> 06.11.2015 направлен проект договора № 84 об осуществлении технологического присоединения от 06.11.2015 и технических условий, как неотъемлемого приложения к договору.

При этом ООО «Городские электросети» не пояснило Хабаровскому УФАС России причины, по которым у ООО «Городские электросети» отсутствовала возможность произвести указанные выше работы по замене силового трансформатора на мачтовой трансформаторной подстанции МТП-554 ранее, после получения заявки гр. <…> от 13.05.2015, что явилось основанием для признания факта отсутствия технической возможности  технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <…>.

Как установлено Хабаровским УФАС России, договор № 84 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 06.11.2015 подписан гр. <…> 18.11.2015, срок исполнения договора составляет 6 месяцев со дня заключения указанного договора (18.05.2016), при этом договор заключен без индивидуальных технических условий, без платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

По состоянию на 25.01.2016 (дату принятия настоящего решения) технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гр. <…>, ООО «Городские электросети» не осуществлено.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства  в соответствии со служебной запиской отдела контроля экономической концентрации Хабаровского УФАС России от 16.10.2015, положение ООО «Городские электросети» на рынке услуг о передаче электрической энергии на территории г. Советская Гавань в зоне расположения своих сетей (по границе балансовой принадлежности) признано доминирующим.

При таких обстоятельствах на ООО «Городские электросети»  распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее «Закон о защите конкуренции»), в редакции до 05.10.2015.

Таким образом, в указанных выше действиях ООО «Городские электросети» Комиссией усматривается нарушение части 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении процедуры  технологического присоединения, установленной Правилами технологического присоединения,  а именно в бездействии в направлении уведомления гр. <…> об отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил технологического присоединения, а также в бездействии  ООО «Городские электросети»  по обращению в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств, указанных в заявке гр. <…>., в рамках пункта 30.1 Правил технологического присоединения, что привело к ущемлению интересов гр. <…>.

Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее. 

Федеральным законом от 05.10.2015 № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон о защите конкуренции. Новые положения вступили в силу с 05.01.2016.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 № 275-ФЗ) устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, с момента вступления в силу новой редакции части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, действия занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов, не влекущие за собой последствия в виде ущемления интересов физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью, ограничением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неопределенного круга потребителей, не образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено, что последствием рассматриваемых Комиссией действия ООО «Городские электросети» явилось ущемление интересов гр. <…>.

При этом Комиссия, изучив материалы дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства,  констатирует, что результатом вышеуказанных действий ООО «Городские электросети» не может являться ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей.

Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона №275-ФЗ, действия ООО «Городские электросети» не являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как отсутствует  обязательный элемент состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции – наличие (либо угроза наступления) последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления  интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга лиц.

Пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции  установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, статьёй 48, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия  

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 3-1/155 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии) ООО «Городские электросети».

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны