Решение №3 Решение № 3 и предписание №1 в отношении ОАО «Хабаровсккрайг... от 2 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                            

РЕШЕНИЕ № 3

                                                                                   

Резолютивная часть решения оглашена 28 января 2015 года.

Решение в полном объеме изготовлено 11 февраля 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела №3-1/158 о нарушении антимонопольного законодательства

в присутствии представителей:

от ООО «Газмонтажкомплект» представитель не явился, извещено надлежащим образом;

от ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ» представитель не явился, извещено надлежащим образом;

от ОАО «Хабаровсккрайгаз»:

- … по доверенности от 01.06.2014;

- ... по доверенности от 01.01.2015 №07-22/21,

рассмотрев дело № 3-1/158 по признакам нарушения ОАО «Хабаровсккрайгаз» (680011, г. Хабаровск, ул. Брестская, дом 51, ИНН 2722010548) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в период с 15.04.2014 по 15.07.2014 проведена плановая выездная проверка в отношении Открытого акционерного общества «Хабаровсккрайгаз» (680011, г.Хабаровск, ул. Брестская, д. 51, ИНН 2722010548). Предметом проводимой проверки являлось соблюдение требований статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 2013 год.

В ходе проведения данной проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю установлено следующее.

В 2013 году ОАО «Хабаровсккрайгаз» оказывало сторонним организациям услуги по «регистрации», вновь установленных приборов учёта газа - технический надзор за установкой прибора учёта.

Технический надзор за монтажом прибора учёта газа, согласно пояснениям  ОАО «Хабаровсккрайгаз», представляет собой процедуру осмотра места установки и соединения прибора учёта с газопроводом на предмет соответствия действующим нормативным и техническим требованиям, в частности Свода Правил 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб», одобренных постановлением Госстроя России от 26.06.2003 г. № 112  (далее – СП 42-101-2003), и оказываются на основании пункта 10.228 СП 42-101-2003, согласно которого система контроля качества строительно-монтажных работ должна предусматривать:

- проведение производственного контроля качества работ;

-        проведение ведомственного контроля за качеством работ и техникой безопасности;

-        проведение технического надзора со стороны эксплуатационной организации;

- контроль со стороны органов Госгортехнадзора России.

Согласно представленному ОАО «Хабаровсккрайгаз» Приложению №1 к «Стоимости услуг на оформление и регистрацию бытовых газовых приборов и оборудования, установленных специализированными организациями» на 2012 и 2013 гг. в состав работ на оформление и регистрацию приборов учета газа, установленных специализированными организациями, входит:

- проезд к месту монтажа регистрируемого прибора учета газа и обратно;

- осмотр монтажа прибора учета газа на соответствие бесплатно выданным техническим условиям;

- оформление необходимой технической документации;

- инструктаж абонента;

- фиксация в эксплуатационной документации учета совершённых мероприятий;

- передачу информации в отдел реализации газа населению.

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», для получения услуги по «регистрации приборов учёта газа», организации, осуществляющие деятельность по установке приборов учета газа, согласно пункта 1.2.1. Правил Безопасности 12-529-03 «Правила безопасности систем газопотребления и газораспределения», утвержденных постановление Госгортехнадзора Российской Федерации от 18.03.2003 №9 (далее - ПБ 12-529-03) пункта 2 главы 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 15.3 раздела 3 «Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденного Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, обязаны предоставить в ОАО «Хабаровсккрайгаз» следующие документы:

- документы, подтверждающие аттестацию в объеме соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность по установке газовых счётчиков;

- свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией;

- заявление на выдачу технических условий на установку приборов учета газа (изменение характеристик внутридомового газового оборудования).

По предоставлению вышеуказанного перечня документов, ОАО «Хабаровсккрайгаз» бесплатно выдает организациям технические условия, на основании которых организация осуществляет услуги по монтажу приборов учета газа. В соответствии с пунктом 4.15 СП 62.13330.2010, а также пунктом 4.15 Строительных норм и правил Российской Федерации «Газораспределительные системы» 42-01-2002, принятых и введеных в действие с 01.07.2003 постановлением Госстроя России от 23.12.2002 № 163 (далее - СНиП 42-01-2002) техническое перевооружение сетей газораспределения (в том числе и монтаж приборов учета газа) следует осуществлять в соответствии с проектом, что подразумевает под собой выдачу технических условий (Градостроительный кодекс Российской Федерации).

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», согласно пункту 22 «Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации», утвержденного приказом Минрегиона Российской Федерации от 26.06.2009 № 239 (далее – Приказ №239), переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией на основании письменной заявки потребителя услуг.

 Кроме того, в соответствии с пунктами 7.4.1 – 7.4.5 Национального стандарта ГОСТ Р 54961 – 2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.08.2012 №251-ст (далее - ГОСТ Р 54961 – 2012), переустройство сетей газопотребления должно производиться на основании письменных заявок собственников жилых и многоквартирных домов, общественных и административных зданий, помещений общественного назначения, квартир многоквартирных домов.

К работам, выполняемым при переустройстве сетей газопотребления, относятся следующие виды работ: установка дополнительного бытового газоиспользующего оборудования или замена существующего с увеличением его единичной тепловой мощности; установка, изменение места установки и демонтаж приборов учета газа; и др.

Проектная документация должна разрабатываться при выполнении следующих видов работ: установка дополнительного бытового газоиспользующего оборудования или замена существующего с увеличением его единичной тепловой мощности; установка приборов учета газа в многоквартирном доме.

Проектная документация должна разрабатываться в соответствии с действующим законодательством и согласовывается с газоснабжающей организацией в части организации учета природного газа. Работы по переустройству сетей газопотребления производятся эксплуатационными и специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа. Результаты работ по переустройству сетей газопотребления оформляются актами, заверенными подписями исполнителей работ и потребителей газа по форме, являющейся приложением к стандарту. Акты и проектная документация переустройства сетей газопотребления включаются в состав исполнительной документации объектов газификации.

В связи с тем, что монтаж приборов учета газа зачастую производится с нарушениями, ОАО «Хабаровсккрайгаз» выезжает на технический надзор, в ходе которого производиться осмотр на соответствие монтированного прибора учета газа выданным техническим условиям. Если монтаж прибора учета газа соответствует нормативным требованиям, производиться процедура его регистрации, в противном случае, организация уведомляется о нарушениях допущенных в монтаже и регистрация прибора учета газа производиться после устранения выявленных нарушений.

После осуществления проверки установки прибора учета газа и его опломбирования, счётчик ставится на учёт в ОАО «Хабаровсккрайгаз», заносится в единую информационную базу Общества, а также информация об установленном приборе учета газа и его первичные показания передаются в ООО «Амур ВЦ» для осуществления начислений по фактическим показаниям прибора учета газа.

Согласно представленным сведениям, организации, устанавливающие приборы учета газа, ежемесячно передают в ОАО «Хабаровсккрайгаз» информацию об установленных приборах учета: ФИО Абонента, место установки прибора учета газа, тип установленного прибора, первичные показания. По получении такой информации ОАО «Хабаровсккрайгаз» направляет своих сотрудников для проверки качества установки прибора учета газа, его опломбирования и снятия показаний (пункт 5.5.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170).

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», при утверждении тарифов в Комитете по ценам и тарифам Праительства Хабаровского края, ОАО «Хабаровсккрайгаз» не представляло для включения в тариф свои затраты на «регистрацию приборов учета газа». Данные услуги, оказываемые ОАО «Хабаровсккрайгаз»  для сторонних организаций, являются платными и относятся к прочей деятельности.

В 2013 году услуга по «регистрации приборов учета газа» оказывалась ОАО «Хабаровсккрайгаз» следующим организациям:

- ООО «Газмонтажкомплект»;

- ООО «Газ Сервис Центр»;

- ООО «Хабаровская Энерго-сервис ЛПЛ».

ОАО «Хабаровсккрайгаз» пояснило, что на основании пункта 27 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 549 от 21.07.2008 (далее - Правила № 549) определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку. Данной нормой урегулированы взаимоотношения между Абонентом - физическим лицом и ОАО «Хабаровсккрайгаз».

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», услуги по «регистрации приборов учёта», которые оказывались ОАО «Хабаровсккрайгаз» сторонним организациям в 2013 году, представляют собой оказание услуг по техническому надзору - осмотру места установки и соединения прибора учёта с газопроводом на предмет соответствия действующим нормативным и техническим требованиям, в частности СП 42-101-2003. Данная процедура предшествует процедуре принятия прибора учёта в качестве расчётного, урегулированной в пункте 27 Правил №549.

Нормативное урегулирование подобных правоотношений, как указывает ОАО «Хабаровсккрайгаз», в настоящее время отсутствует. Тем не менее, не соответствие места соединения прибора учёта газа с газопроводом СП 42-101-2003 не позволит сотруднику ОАО «Хабаровсккрайгаз» осуществить установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу.

В 2013 году услуги по регистрации приборов учета газа (технический надзор) оказывались ОАО «Хабаровсккрайгаз» юридическим лицам по цене установленной «Стоимостью услуг на оформление и регистрацию бытовых газовых приборов и оборудования, установленного специализированными организациями», утвержденной вр.и.о. генерального директора  ОАО «Хабаровсккрайгаз» 27.12.2012.

Плата за услуги по «регистрации приборов учёта газа», установленных непосредственно ОАО «Хабаровсккрайгаз», с абонентов - физических лиц не взимается.

Согласно пояснениям, ОАО «Хабаровсккрайгаз» в 2013 году не взималась с абонентов плата за «регистрацию приборов учета газа», если в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за принятием прибора учета газа в качестве расчетного обращались сторонние организации, установившие данные приборы. Более того, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», за оказанием услуг подобного рода абоненты в ОАО «Хабаровсккрайгаз» не обращались, они обращались за оказанием услуг по «регистрации приборов учёта газа» в иные организации, осуществляющие установку приборов учёта газа.

В 2013 году ОАО «Хабаровсккрайгаз» взималась плата за «регистрацию приборов учёта газа» - технический надзор, со сторонних организаций, осуществляющих деятельность по установке приборов учёта газа. Однако, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», данные организации не обращались в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за принятием приборов учёта в качестве расчётного, а именно за услугой по «регистрации приборов учёта» (технический надзор).

Типовой договор на оказание услуг по «регистрации приборов учёта» в ОАО «Хабаровсккрайгаз» не разрабатывался. В 2013 году ОАО «Хабаровсккрайгаз» договоры на «регистрацию приборов учёта» не заключались.

Согласно представленным документам, общая выручка ОАО «Хабаровсккрайгаз» за «регистрацию приборов учета газа» в 2013 году составила: 3 510 235,33 руб. (из них: 1 374 511,12 руб. с ООО «Газ Сервис Центр», 1 280 114,82 руб. с ООО «Газмонтажкомплект», 855 609,39 руб. с ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ»).

В ходе рассмотрения дела №3-1/158 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией также установлено следующее.

Согласно представленным ООО «Газмонтажкомплект» сведениям, в стоимость предоставляемых ООО «Газмонтажкомплект» услуг по установке приборов учета газа входят затраты по «регистрации» данных приборов в ОАО «Хабаровсккрайгаз».

Также, ООО «Газмонтажкомплект» пояснило, что ООО «Газмонтажкомплект договоров на установку приборов учета газа с абонентами не заключает. Согласно заявления клиента, ООО «Газмонтажкомплект» обеспечивает год гарантии на прибор учета газа и установленный материал.

Согласно документам и сведениям, представленным ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ», в стоимость предоставляемых ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ» услуг по установке приборов учета газа входят затраты по «регистрации» данных приборов в ОАО «Хабаровсккрайгаз».

 

Поскольку Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 19.12.2013 было принято Решение №32, которым ОАО «Хабаровсккрайгаз» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во взимании с ООО «Газ Сервис Центр» в 2012  году - ноябре 2013 года  платы за «регистрацию приборов учета газа», запросы по рассматриваемым в данном деле обстоятельствам  в адрес ООО «Газ Сервис Центр» не направлялись.

Комиссией по результатам анализа законодательства Российской Федерации установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ  «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон «об энергосбережении») производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются, в том числе, на объекты, подключенные к системам централизованного газоснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона «об энергосбережении» установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Согласно части 8 статьи 13 Закона «об энергосбережении» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Частью 9 статьи 13 Закона «об энергосбережении» установлено, что с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон «о единстве измерений») ввод в эксплуатацию средства измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерения к использованию по назначению.

Подпунктом «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354), установлено, что исполнитель коммунальных услуг обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Пунктом 27 Правил №549 установлено, что установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил № 549 поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течении 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.      

При этом Комиссией по рассмотрению дела № 3-1/158 установлено, что законодательством Российской Федерации, не предусмотрено понятие «регистрация прибора учета газа», а также не установлена процедура осуществления такого рода деятельности.

Как установлено Комиссией, согласно пункту 1.1. СП 42-101-2003, на которые ссылается ОАО «Хабаровсккрайгаз» как на основание проведения технического надзора,  положения настоящего СП распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые газораспределительные системы, нормы и правила на проектирование и строительство которых регламентированы СНиП 42-01-2002.

При этом, согласно главе 3 «ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения» (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.09.2010 №242-ст) (далее - ГОСТ Р 53865-2010) под прибором учета газа понимается - средство измерения, используемое для определения объема газа, перемещенного через контролируемую точку сети газораспределения (газопотребления).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» под газораспределительной системой понимается - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Вышеизложенное указывает на то, что ОАО «Хабаровсккрайгаз» ошибочно ссылается на указанный Свод Правил как на основание проведения технического надзора за монтажом прибора учета газа.

 

Согласно СНиП 42-01-2002 настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, расширению и техническому перевооружению сетей газораспределения, газопотребления и объектов сжиженных углеводородных газов, предназначенных для обеспечения природным и сжиженными углеводородными газами потребителей, использующих газ в качестве топлива, а также устанавливает требования к их безопасности и эксплуатационным характеристикам, которые обеспечивают выполнение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 870 «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

В соответствии с пунктом 4.15 СНиП 42-01-2002, на который ссылается ОАО «Хабаровсккрайгаз», строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, расширение и техническое перевооружение сетей газораспределения и газопотребления следует осуществлять в соответствии с проектом, утвержденным в установленном порядке, а также с учетом требований СП 48.13330 и настоящего свода правил.

При этом, ОАО «Хабаровсккрайгаз» не обосновал необходимость применения положений СНиП 42-01-2002 при монтаже, установке приборов учета газа, что также не было установлено Комиссией.

Также, согласно вышеуказанным актам (в том числе ГОСТ Р 54961-2012, ПБ 12-529-03), указанные в них работы проводятся специализированной организацией на основании заключенного с ней договора и лишь согласовываются с газоснабжающей организацией.

Более того, ссылки на вышеуказанные Правила безопасности, Своды правил, Национальные стандарты, Строительные нормы и правила, на которых основываются доводы ОАО «Хабаровсккрайгаз» о необходимости выдачи технических условий и осуществления «регистрации прибора учета газа», как на нормативные правовые акты, являются необоснованным и противоречащими законодательству Российской Федерации, поскольку данные документы не являются нормативными правовыми актами.

Пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Помимо этого, как установлено Комиссией, в соответствии с законодательством Российской Федерации ввод в эксплуатацию прибора учета газа, а также его опломбировка осуществляются на безвозмездной основе.

Согласно подпункту «у» пункта 31 Правил №354, единственным критерием ввода прибора учета газа в эксплуатацию является соответствие его законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений. При этом, пунктом 2.12 Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 14.10.1996 (зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 15.11.1996 №1198; утратили силу 29.05.2014) установлено, что счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы.

Критериями осуществления установки пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, согласно Правил №549, является исправное состояние прибора учета газа и наличие на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю поверку.

Также, как указывалось выше, согласно Правил №354 обязанность по осуществлению ввода в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета по заявлению потребителя лежит на исполнителе коммунальных услуг.

На основании изложенного Комиссия констатирует, что выводы ОАО «Хабаровсккрайгаз» о том, что прибор учета газа допускается в эксплуатацию (принимается в качестве расчетного) после проверки соответствия установки прибора учета газа установленным нормативам и требованиям, а также его дальнейшем опломбировании, противоречат законодательству Российской Федерации.

Комиссией также установлено, что в состав работ по «регистрации приборов учета газа», установленных специализированными организациями, ОАО «Хабаровсккрайгаз» включает следующие расходы: проезд к месту работы и обратно, осмотр монтажа прибора учета газа, оформление технической документации, инструктаж абонента, регистрация прибора учета в журнале.

При этом, согласно представленным сведениям, ОАО «Хабаровсккрайгаз» осуществляет опломбировку прибора учета газа и ввод его в эксплуатацию, независимо от того, установлен прибор учета газа ОАО «Хабаровсккрайгаз» или сторонней организацией. При осуществлении процедуры ввода прибора учета газа в эксплуатацию ОАО «Хабаровсккрайгаз» передает информацию об установленном приборе учета энергоресурса в организацию, осуществляющую начисления за потребленный ресурс. Данная процедура осуществляется ОАО «Хабаровсккрайгаз» на безвозмездной основе и также в независимости от того, установлен прибор учета газа ОАО «Хабаровсккрайгаз» или иной организацией.

Также, как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», в связи с тем, что монтаж прибора учета газа сторонними организациями зачастую производится с нарушениями, ОАО «Хабаровсккрайгаз» выезжает на технический надзор, в ходе которого производиться осмотр на соответствии монтированного сторонними организациями прибора учета газа ранее бесплатно выданным техническим условиям по установке прибора учета газа.

При этом, в случае установки прибора учета газа сторонними организациями, ОАО «Хабаровсккрайгаз», согласно данным пояснениям,  компенсирует лишь затраты на технический надзор и проезд к месту работы.

Согласно представленным сведениям, организации, осуществляющие установку приборов учета газа, имеют свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, а также аттестацию в объеме соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции руководителей и специалистов, осуществляющих деятельность по установке газовых счётчиков.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что организации, осуществляющие на законных основаниях установку приборов учета газа, самостоятельно несут ответственность за выполненные ими работы, в том числе по монтажу прибора учета газа. В связи с чем, у абонентов, по мнению Комиссии, отсутствует необходимость в проведении ОАО «Хабаровсккрайгаз» технического надзора на соответствие монтированных указанными организациями приборов учета газа.

В ходе рассмотрения дела Комиссией у ОАО «Хабаровсккрайгаз» определением были запрошены пояснения о том, осуществляло ли бы ОАО «Хабаровсккрайгаз» «регистрацию приборов учета газа» и взималась ли бы в плата за соответствующие услуги в случае, обращения абонента в ОАО «Хабаровсккрайгаз» в 2013 году за опломбировкой прибора учета газа, установленного сторонней организацией; в случае если данная плата не взималась бы, пояснить каким образом компенсировались бы затраты, подобные затратам ОАО «Хабаровсккрайгаз», компенсируемым путем взимания платы с организаций, осуществляющих установку приборов учета газа, за «регистрацию приборов учета газа».

На данный запрос ОАО «Хабаровсккрайгаз» пояснило, что в случае обращения абонента в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за опломбировкой прибора учета газа, установленного сторонней организацией, плата за установку пломбы, в силу действующего законодательства, не взималась бы. Однако, абоненты, которым в 2013 году сторонние организации установили прибор учета газа, в ОАО «Хабаровсккрайгаз» самостоятельно не обращались, так как организации, устанавливающие приборы учета газа, оказывают абонентам комплекс услуг по установке и «регистрации прибора учета газа».

Также, Комиссией установлено, что наличие (отсутствие) технической возможности установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) предусмотрено «Критериями наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения», утвержденными приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627 (далее - Приказ Минрегиона России № 627).

Так, пунктом 2 Приказа Минрегиона России № 627 предусмотрено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Таким образом, вышеизложенное, по мнению Комиссии, указывает на отсутствие необходимости ОАО «Хабаровсккрайгаз» проводить осмотр монтажа прибора учета газа организациями, осуществляющими установку приборов учета газа, на соответствие ранее бесплатно выданным техническим условиям по установке прибора учета газа (или, как указывает ОАО «Хабаровсккрайгаз», технический надзор).

Кроме того, как указывалось выше, законодательством Российской Федерации не предусмотрено совершение поставщиком газа таких действий, как «регистрация приборов учета газа», являющихся условием принятия данного прибора в качестве расчетного. В то время, как опломбирование и ввод в эксплуатацию прибора учета газа поставщиком газа является обязательным действием, без совершения которого прибор учета не может быть использован для определения объема потребленного газа.

Более того, согласно пояснениям ОАО «Хабаровсккрайгаз», технический надзор – это мероприятия, которые осуществляет специализированная организация на стадии проектирования и строительства системы газоснабжения, что не относиться к работам по вводу бытового (индивидуального) прибора учета газа в эксплуатацию.

ОАО «Хабаровсккрайгаз» также пояснило, что процедура «регистрации прибора учета газа» предшествует процедуре принятия прибора учета в качестве расчетного. Не соответствие места соединения прибора учета газа с газопроводом не позволит сотруднику ОАО «Хабаровсккрайгаз» осуществить установку пломбы на месте присоединения данного прибора к газопроводу.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что ОАО «Хабаровсккрайгаз»  и абонент не смогут использовать прибор учета газа в качестве расчетного без предварительного осуществления процедуры его «регистрации» в газоснабжающей организации. «Регистрация прибора учета газа» является частью комплекса мероприятий по принятию прибора учета газа в качестве расчетного. Данные обстоятельства указывают на то, что организации, осуществляющие установку приборов учета газа, вынуждены заказывать у ОАО «Хабаровсккрайгаз» «регистрацию приборов учета газа».

Вышеизложенное указывает на то, что организации, осуществляющие установку приборов учета газа, обращаясь в ОАО «Хабаровсккрайгаз» за «регистрацией прибора учета», действуют не в своих интересах, а в интересах своих потребителей, то есть абонентов ОАО «Хабаровсккрайгаз». Кроме того, принятие прибора учета газа в качестве расчетного представляет интерес как для ОАО «Хабаровсккрайгаз», так и для абонента ОАО «Хабаровсккрайгаз», поскольку приборы учета используются обеими сторонами договора в целях коммерческого учета и оплаты.

При этом стоит отметить, что одним из значимых конкурентных преимуществ является ценовая политика хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке. Оплату «регистрации приборов учета газа», организации, осуществляющие установку приборов учета газа, согласно пояснениям ООО «Газмонтажкомплект» и ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ», в конечном итоге компенсируют путем включения в себестоимость оказываемых услуг (расходная часть), что приводит к  росту цен на услуги, которые абоненты ОАО «Хабаровсккрайгаз» заказывают у данных организаций, и к возможному ущемлению их интересов, как лиц, заинтересованных в оказании данной услуги. В то время как, при обращении абонентов за установкой прибора учета газа непосредственно в ОАО «Хабаровсккрайгаз», плата за «регистрацию приборов учета газа» с абонента, как  пояснило  ОАО «Хабаровсккрайгаз», не взимается.

Кроме того, законодательством Российской Федерации, а именно Приказом №239, Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила №410), предусмотрен порядок обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (в том числе прибора учета газа).

В соответствии с пунктом 1 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317, под газораспределительной организацией понимается - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Пунктом 3 Правил №549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил №410) установлено, что специализированная организация - это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Согласно пункту 2 Правил №410 под специализированной организацией понимается - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу. В случае когда в качестве топлива используется сжиженный газ, специализированной организацией, с которой может быть заключен договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, может выступать любая газораспределительная организация, имеющая допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

Согласно пункту 3 Правил №549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил №410) внутридомовым газовым оборудованием являются - газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа.

В соответствии с пунктом 2 Правил №410 внутридомовое газовое оборудование это: в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.

Пунктом 3 Правил №410 предусмотрено, что внутриквартирное газовое оборудование – это газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.

Согласно Правил №549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил №410, а также в редакции Правил №410) поставщик газа проводит проверки технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, а также установленного газоиспользующего оборудования, не реже 1 раза в полугодие, а также в случае поступления от абонента соответствующей заявки.

В соответствии с пунктом 131 Правил №354  газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным: а) в многоквартирном доме: в отношении внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме - с товариществом или кооперативом, управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - с собственниками помещений в многоквартирном доме; в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования; б) в отношении внутридомового газового оборудования в жилом доме - по договору с собственником жилого дома, а в жилом доме государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования; с собственником - в части капитального ремонта такого оборудования.

Согласно Правил №549 (в редакции, действующей до вступления в силу Правил №410) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора, для заключения которого, абоненту необходимо, в том числе, представить газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить, копию договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Правилами №549 (в редакции Правил №410) установлено, что для заключения договора поставки газа, абоненту необходимо представить газоснабжающей организации копию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Вышеизложенное, как установлено Комиссией, указывает на то, что газоснабжение потребителя (заключение договора поставки газа) невозможно без предварительного заключения договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении (договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования).

Также, согласно пункту 8 Приказа №239, надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования обеспечивается путем обслуживания систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа.

Пунктом 2 Правил №410 также предусмотрено, что техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования – это работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям.

Таким образом Комиссия констатирует, что если целью выдачи ОАО «Хабаровсккрайгаз» технических условий на установку и последующий осмотр (технический надзор) монтируемого прибора учета газа является безопасное использование внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования, то, по мнению Комиссии, на основании предусмотренного законодательством договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между абонентом и ОАО «Хабаровсккрайгаз», являющимся специализированной организацией, абонент может обратится с заявкой в ОАО «Хабаровсккрайгаз» для выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Также в силу вышеуказанных нормативных правовых актов ОАО «Хабаровсккрайгаз», как специализированная организация, осуществляет работы (оказывает услуги) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в плановом порядке.

ОАО «Хабаровсккрайгаз», являясь газораспределительной организацией, обладающей специальными познаниями в области обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, на основании указанной заявки может провести, в том числе, визуальную проверку целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (в том числе прибора учета газа).

Вышеизложенное, по мнению Комиссии, также указывает на отсутствие необходимости проведения ОАО «Хабаровсккрайгаз» возмездных работ по техническому надзору за монтажом прибора учета газа на соответствие ранее выданным техническим условиям, также учитывая при этом, что согласно законодательству Российской Федерации работы (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для абонента, в рамках заключенного соответствующего договора, являются платными.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.  

ОАО «Хабаровсккрайгаз» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка Федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» и имеет долю более 65 %  на рынке оказания услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края.

Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края – ОАО «Хабаровсккрайгаз» - имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, должно было предпринять все возможные меры по обеспечению выполнения обязанности публичного характера, возложенной на поставщика газа государством, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.  

Названные действия указывают на пренебрежительное отношение ОАО «Хабаровсккрайгаз» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям публичного права и свидетельствуют о наличии в действиях ОАО «Хабаровсккрайгаз» существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10  Гражданского Кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В ходе рассмотрения дела № 3-1/158 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Хабаровсккрайгаз» не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий ОАО «Хабаровсккрайгаз», также установлено не было.

С учетом вышеизложенного, Комиссия констатирует, что вышеуказанные действия ОАО «Хабаровсккрайгаз» по взиманию в 2013 году с ООО «Газмонтажкомплект» и ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ», осуществляющих деятельность по установке абонентам ОАО «Хабаровсккрайгаз»  приборов учета газа, платы за «регистрацию приборов учета газа» ущемляют интересы абонентов ОАО «Хабаровсккрайгаз», приборы учета которым устанавливают данные организации, и являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, Комиссией по рассмотрению дела №3-1/158 о нарушении антимонопольного законодательства установлено наличие вины ОАО «Хабаровсккрайгаз» в совершении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, установленного настоящим решением.

Учитывая изложенное, Комиссией сделан вывод о наличии оснований для выдачи ОАО «Хабаровсккрайгаз» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,  частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции»,   Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Хабаровсккрайгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось во взимании в 2013 году с ООО «Газмонтажкомплект» и ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ», осуществляющих деятельность по установке абонентам ОАО «Хабаровсккрайгаз» приборов учета газа, платы за «регистрацию приборов учета газа».

2. Выдать ОАО «Хабаровсккрайгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 1

 

11 февраля 2015 года                                                                                 г. Хабаровск

 

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего Решения № 3 от 11.02.2015 по делу №3-1/158 о нарушении Открытым акционерным обществом «Хабаровсккрайгаз» (г.Хабаровск, ул.Брестская, 51, ИНН 2722010548) (далее – ОАО «Хабаровсккрайгаз»)  части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.  ОАО «Хабаровсккрайгаз» в срок до 24 марта 2015 года  прекратить нарушение антимонопольного законодательства, установленное решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 3 от 11.02.2015 .

2. С целью исполнения пункта 1 настоящего предписания ОАО «Хабаровсккрайгаз» при наличии обстоятельств, схожих с обстоятельствами, установленными в ходе рассмотрения дела №3-1/158 и причин, по которым  ОАО «Хабаровсккрайгаз» взимало с ООО «Газмонтажкомплект» и ООО «Хабаровский Энерго-сервис ЛПЛ» в 2013 году денежные средства за «регистрацию приборов учета газа», признанным решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 3 от 11.02.2015 по делу №3-1/158 необоснованными, не допускать действий по взиманию с поименованных организаций, осуществляющих установку приборов учета газа в интересах абонентов-потребителей коммунальной услуги газоснабжение, денежных средств за «регистрацию приборов учета газа» при принятии указанных приборов учета газа в качестве расчетных.

3.  ОАО «Хабаровсккрайгаз» в срок до 27 марта 2015  года сообщить об исполнении настоящего предписания с приложением соответствующих подтверждающих документов.  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны