Решение №027/01/18.1-1295 /2020 Решение по жалобе ООО «СервисМонтажСтрой» на действия АО «ДГ... от 4 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего  врио руководителя  управления, членов Комиссии:  начальника отдела контроля органов власти, ведущего специалиста-эксперта Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей от:

- ООО «СервисМонтажСтрой» -  по доверенности от 14.08.2020,  по доверенности от 02.09.2020,  по доверенности от 18.08.2020,

- АО «ДГК» -  по доверенности от 17.01.2019 №51/16,   по доверенности от 30.01.2018 №51/45,

- ООО «Хабаровский завод реставрации труб» -  по доверенности от 04.09.2020 №1,

рассмотрев жалобу ООО «СервисМонтажСтрой», материалы дела №8-01/287 (027/01/18.1- 1295/2020),

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «СервисМонтажСтрой» на действия АО «ДГК», закупочной комиссии АО «РусГидро Снабжение» при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию распределительного газопровода высокого давления ГРС-3 -ХТЭЦ-2, техническому обслуживанию газопровода высокого давления котельной в Волочаевском городке г. Хабаровска (извещение №32009220885).

Как следует из жалобы и дополнений к ней, обществу необоснованно по критерию «опыт выполнения работ (опыт участника)» присвоен 1 балл, необоснованно не учтен договор от 07.08.2016 №ТС/16, заключенный с ООО «Пивоваренная компания Балтика», подтверждающий наличие необходимого опыта по обслуживанию распределительного газопровода высокого давления, заявка ООО «Амурская строительная компания» неправомерно допущена к участию в закупке. Заказчиком в нарушение действующего законодательства не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности.

От АО «РусГидро Снабжение» поступили письменные возражения от 25.08.2020 №271,  03.09.2020 №282, согласно которым ООО «Амурская строительная компания» в своей заявке представило договор от 10.01.2019, подтверждающий техническое обслуживание распределительного газопровода высокого давления и акт приемки выполненных работ от 10.12.2019  на сумму 43 463 652,78 руб., что составляет 89% от начальной (максимальной) цены закупки, данному участнику обоснованно присвоено 5 баллов за опыт. Присвоенное данному участнику в соответствии с методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур неустойчивое финансовое состояние не является основанием отклонения заявок, общество подтвердило наличие у него персонала, необходимого для выполнения работ. Перечень работ, необходимых к выполнению по предмету закупки, не предполагает наличие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности. Представленный в составе заявки, поданной на участие в закупке, ООО «СервисМонтажСтрой» договор от 07.08.2020 №ТС\16, заключенный с ООО «Пивоваренная компания «Балтика», является смешанным, предусматривает различные виды работ, в актах приемки выполненных работ указана общая сумма за потребление тепловой энергии, из которой невозможно выделить работы, связанные с техническим обслуживанием газопровода высокого давления. Поскольку приложенные к договору акты приемки выполненных работ не содержат сведения о стоимости и видах работ по техническому обслуживанию газопровода, основания для принятия к оценке данного договора отсутствовали.

В заседании комиссии Хабаровского УФАС России представители АО «ДГК» позицию организатора торгов поддержали в полном объеме, дополнительно пояснив, что оснований для принятия спорного договора к оценке не имелось, так как акты выполненных работ не содержат информации о конкретных видах работ, подтверждающих необходимый опыт техническому обслуживанию распределительного газопровода высокого давления. Требуемый к выполнению перечень работ не предполагает наличие лицензии.

Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (пункт 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителями товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства  и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии (пункт 10); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 14).

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность установить порядок проведения закупки и заключения по результатам закупки договора, требования к участникам, к документам, подаваемым в составе заявки, исходя из предмета закупки, иные лица таким правом не обладают.

08.06.2020 организатором закупки  АО «РусГидро Снабжение» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru  размещено извещение №32009220885 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию распределительного газопровода высокого давления ГРС-3 -ХТЭЦ-2, техническому обслуживанию газопровода высокого давления котельной в Волочаевском городке г. Хабаровска. Заказчиком выступает АО «ДГК».

Дата начала срока подачи заявок – 08.06.2020. Дата окончания срока подачи заявок – 08.07.2020. Дата окончания рассмотрения заявок- 17.08.2020. Дата подведения итогов – 25.08.2020.

Начальная (максимальная) цена договора – 40 733 318,00 руб.

Как следует из пункта 4.12.1 извещения о проведении конкурса, оценка и сопоставление заявок, признанных закупочной комиссией соответствующими по результатам отборочной стадии (подраздел 4.9), осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в разделе 13 (приложение №6), с последующим формированием по итогам этого ранжирования заявок по степени их предпочтительности на основании полученного итогового балла (по мере уменьшения). При этом первое место в ранжировке присваивается заявке, получившей по результатам оценки наибольший итоговый балл.

Оценка и сопоставление заявок проводится только на основании представленных в составе заявки документов и сведений, применение иного порядка и (или) критериев оценки и сопоставления заявок не допускается (пункт 4.12.2 документации о закупке).

Помимо обязательных требований к участникам, в приложении №3 к документации о закупке могут быть установлены специальные требования (подраздел 10.2), исходя из предмета закупки, которым также должны соответствовать участники (пункт 3.1.4 документации о закупке).

Помимо обязательных и специальных требований к участникам, в приложении №3 к документации о закупке могут быть установлены квалификационные требования (подраздел 10.3), которым должны соответствовать участники (пункт 3.1.5 документации о закупке).

Для подтверждения соответствия установленным требованиям участник обязан приложить в составе заявки документы, перечисленные в приложении №3 к настоящей документации о закупке (раздел 10) (пункт 3.1.6 документации о закупке).

Пунктом 8 технических требований (приложение №1 документации о закупке) установлено, что наличие у участника совокупного опыта (выполнения работ по техническому обслуживанию распределительного газопровода высокого давления за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявки на участие в конкурентной закупке, подтверждается исполненными обязательствами (выполнением указанных услуги) в общем (совокупном) объеме не менее 30 % от начальной (максимальной) цены договора (лота), указанной в извещении.  Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления участником закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «справка об опыте участника», приведенной в документации о закупке, с приложением подтверждающих документов (копий договоров и актов выполненных работ (оказанных услуг), подписанных с обеих сторон). Представленный договор в отсутствие актов выполненных работ по нему (в отношении всех этапов исполнения обязательств), или подтверждающий выполнение иных работ заказчиком не оценивается и не является подтверждением совокупного опыта участника. Сведения, не позволяющие явно/ или однозначно определить наличие требуемого опыта у участника, не оцениваются.

Пунктом 10.3 приложения №3 установлены квалификационные требования к участникам, в числе которых требования к наличию опыта, материально-технических ресурсов, кадровых ресурсов, установленных исходя из предмета закупки согласно техническим требованиям, которые подтверждаются справкой о выполнении аналогичных по характеру и объему поставки продукции договоров по установленной форме 9 подраздела 7.9, включая обязательные приложения к ней, справкой о материально-технических ресурсах, которые будут использованы в рамках выполнения договора по установленной форме 10 (подраздел 7.10), включая обязательные приложения к ней, справкой о кадровых ресурсах, которые будут привлечены в ходе выполнения договора по установленной форме 11 (подраздел 7.11), включая обязательные приложения к ней.

Порядок и критерии оценки и сопоставления заявок установлены в приложении  №6 раздела 13 документации о закупке, в соответствии с которым помимо ценового критерия (значимость 90%, чем меньше цена заявки (оферты), тем выше предпочтительность), оценке подлежит опыт выполнения работ (опыт участника) (значимость 10%, чем больше у участника опыт оказания услуг, указанный в пункте 8 технических требований, тем выше предпочтительность). Расчет оценки за опыт осуществляется в зависимости от информации, представленной в справке об опыте участника в соответствии с требованиями участника  (пункт 8 технических требований) на общую сумму:

- за 30% НМЦ без учета НДС (включительно) присваивается 0 баллов,

- более 30%, но менее 40%  НМЦ без учета НДС (включительно) - 1 балл,

- более 40%, но менее 50%   НМЦ без учета НДС (включительно) – 2 балла,

- более 50%, но менее 60%  НМЦ без учета НДС (включительно) – 3 балла,

- более 60%, но менее 70%  НМЦ без учета НДС (включительно) – 4 балла,

- выше 70% НМЦ без учета НДС (включительно) – 5 баллов.

Затем рассчитывается итоговая оценка по приведенной в данном приложении формуле.

Как следует из протоколов от 08.07.2020 №1/в, от 11.08.2020 №2/Р, на участие в закупке поступило 6 заявок, 3 заявки отклонены как несоответствующие требованиям документации о закупке, заявки ООО «ХЗРТ» с ценой предложения 40 733 318,00 руб. без НДС, ООО «Амурская строительная компания» с ценой предложения 37 474 652,56 руб. без НДС, ООО «СервисМонтажСтрой» с ценой предложения 40 325 984,82 руб. признаны соответствующими и допущены к участию в закупке, закупочной комиссией проведена предварительная ранжировка заявок, по ценовому критерию ООО «ХЗРТ» присвоено 4,6 баллов, ООО «Амурская строительная компания» - 5 баллов, ООО «СервисМонтажСтрой» - 4,65 баллов, за опыт выполнения работ ООО «ХЗРТ» присвоено 5 баллов, ООО «Амурская строительная компания» - 5 баллов, ООО «СервисМонтажСтрой» - 1 балл. Итоговый балл ООО «ХЗРТ» - 4,64 балла, ООО «Амурская строительная компания» - 5 баллов, ООО «СервисМонтажСтрой» - 4,29 баллов. Предварительно 1 место присуждено ООО «Амурская строительная компания», 2 место - ООО «ХЗРТ», 3 место - ООО «СервисМонтажСтрой».  Закупочной комиссией принято решение провести в 10:00 13.08.2020 переторжку, шаг переторжки -0 0,1 – 100% от НМЦ без учета НДС.

Согласно протоколу переторжки от 13.08.2020 №3/П, протоколу от 25.08.2020 №4/ВП, ООО «ХЗРТ» предложило 33 401 320,56 руб., ООО «Амурская строительная компания» - 33 663 133,64 руб., ООО «СервисМонтажСтрой» - 36 800 000,00 руб., победителем признано ООО «ХЗРТ» с ценой предложения 33 401 320,56 руб., 2 место присвоено ООО «Амурская строительная компания», 3 место - ООО «СервисМонтажСтрой».

Из заявки ООО «СервисМонтажСтрой», представленной в материалы дела, следует, что обществом в подтверждение опыта представлены в том числе договор от 07.08.2020 №ТС\16, заключенный с ООО «Пивоваренная компания «Балтика», на сумму 49 809 099 руб., акты выполненных работ по договору за период с 2016 по 2020 гг., подтверждающие выполнение работ (услуг) по потреблению тепловой энергии, что не соответствует  предмету закупки и не может быть учтено при оценке по критерию «опыт участника».

Исходя из пункта 8 технических требований, закупочной документации в целом, невыставление закупочной комиссией за указанный договор баллов соответствует положениям закупочной документации и не может признаваться   нарушением Закона о закупках.

Довод заявителя о том, что заказчик осведомлен о выполнении обществом в рамках исполнения договора  от 07.08.2020 №ТС\16 услуг по техническому обслуживанию распределительного газопровода высокого давления, комиссией Хабаровского УФАС России не принимается, поскольку требование о предоставлении наряду с договорами актов выполненных работ, подтверждающих необходимый опыт, распространяется в равной мере на всех участников закупки, закупочной комиссией в соответствии с закупочной документацией оцениваются только представленные в составе заявки документы, оценка иных документов, не включенных в заявку, закупочной документацией не предусмотрена, присвоение баллов по данному критерию в отсутствие подтверждающих такой опыт актов выполненных работ может привести к созданию такому участнику преимущественных условий участия в закупке, нарушению заказчиком, организатором закупки положений закупочной документации, принципов, установленных   Законом о закупках.

В данной части жалоба признается необоснованной.

 Довод жалобы о  несоответствии ООО «Амурская строительная компания» требованиям заказчика комиссией Хабаровского УФАС России не принимается исходя из следующего.

В заявке данным участником представлен заключенный с ООО «Стройинвест» договор подряда от 10.01.2019 №1062-Д-01-18-19 на оказание услуг по техническому обслуживанию распределительного газопровода высокого давления котельной, стоимость работ 43 463 652,78 руб., акт выполненных работ от 10.12.2019 №181113-001 по техническому обслуживанию распределительного газопровода высокого давления котельной на сумму 43 463 652,78 руб., справка о материально-технических ресурсах, справка о кадровых ресурсах, бухгалтерская отчетность за период с 2016 по 2019 гг. с отметкой налогового органа о принятии, иные документы в соответствии с закупочной документацией.

Поскольку ООО «Амурская строительная компания» подтвердило опыт выполнения работ по предмету закупки на сумму более 70% от начальной (максимальной) цены договора, ему обоснованно присвоено 5 баллов по данному критерию,  представленная обществом бухгалтерская отчетность оценена в соответствии с методикой, обществу установлена неустойчивое финансовое состояние, что не является основанием  для отказа в допуске к участию в закупке.

По вопросу основного вида  деятельности ООО «Амурская строительная компания» (оптовая торговля лесоматериалами)  следует отметить, что действующим законодательством запрет на осуществление иных видов деятельности, не указанных в качестве основных, и не запрещенных законом, не установлен.

Кроме того, данный участник не признан победителем закупки.

В данной части жалоба признается необоснованной.

Довод жалобы о необходимости установления требования к участникам закупки  о наличии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности комиссией Хабаровского УФАС России отклоняется исходя из следующего.

Как следует из пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности.

Постановлением  Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности» установлен перечень видов работ, выполняемых на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах 1,2 и 3 классов опасности, который является исчерпывающим.

Согласно ведомости объемов работ, являющемуся приложением №1 к техническому заданию закупочной документации, к работам по предмету закупки отнесены в том числе обход и осмотр трассы подземного газопровода, восстановление опознавательных столбиков с установкой знаков и ее восстановление на крановых узлах, электроприводы, пробный пуск, проверка затяжки болтов, запорная арматура, выявление утечки газа при техническом осмотре подземного газопровода, и т. д.

Указанные в ведомости объемов работ технического задания виды работ не относятся к работам, поименованным в постановлении от 10.06.2013 №492.

Поскольку предметом закупки являются услуги по техническому обслуживанию распределительного газопровода высокого давления, по техническому обслуживанию газопровода высокого давления котельной, не включенные в указанный перечень, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1,2 и 3 классов опасности не требуется.

В данной части жалоба признается необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «СервисМонтажСтрой» на действия АО «ДГК», закупочной комиссии АО «РусГидро Снабжение» при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию распределительного газопровода высокого давления ГРС-3 -ХТЭЦ-2, техническому обслуживанию газопровода высокого давления котельной в Волочаевском городке г. Хабаровска (извещение №32009220885) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны