Решение №ОВ/9269/23 Решение о признании жалобы Р. (вх. № 13836/23 от 01.09.2023)... от 11 сентября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 027/10/18.1-1323/2023
Резолютивная часть решения оглашена 11 сентября 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 11 сентября 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, в составе:
председателя комиссии: |
|
членов комиссии: |
|
|
|
в присутствии победителя аукциона С;
в отсутствие представителей:
- от Организатора торгов – ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» – явку не обеспечили, извещены надлежащим образом;
- заявителя – явку не обеспечил, извещен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу Р. (вх. № 13836/23 от 01.09.2023) на действия ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» (далее – Университет) – организатора торгов на право заключения договора купли-продажи государственного имущества – погрузчик фронтальный DOOSAN 440PLUS (извещение № 23000031990000000001), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.04.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба Р. (вх. № 13836/23 от 01.09.2023) на действия ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» (далее – Университет) – организатора торгов на право заключения договора купли-продажи государственного имущества – погрузчик фронтальный DOOSAN 440PLUS (извещение № 23000031990000000001).
Согласно жалобе Организатором торгов в извещении о проведении аукциона указана форма проведения торгов – «открытый аукцион в электронной форме», но подав заявку через электронную площадку «Сбербанк-аст», Заявитель не смог принять участие в электронном аукционе непосредственно на площадке.
Рассмотрев все представленные Заявителем, Организатором торгов документы, а также выслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Хабаровского УФАС установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
На основании вышеуказанной нормы, антимонопольный орган осуществляет проверку законности проведения только обязательных в силу законодательства Российской Федерации торгов в порядке, установленном статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».
05 июля 2023 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» опубликовано извещение о проведении открытого аукциона № 23000031990000000001.
Предметом аукциона является – продажа государственного имущества – погрузчика фронтального DOOSAN 440PLUS. Начальная максимальная цена контракта – 315 000, 00 рублей.
Погрузчик фронтальный DOOSAN 440PLUS находится в собственности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Реализуемое имущество находится в ведении ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» на праве оперативного управления, что подтверждается выпиской № 101930/1 из реестра федерального имущества об объекте учета федерального имущества.
26 июня 2023 года Минобрнауки России выдало ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» согласие (исх. № МН-21/2386-АГ) на реализацию особо ценного движимого имущества - погрузчика фронтального DOOSAN 440PLUS путем проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Каких-либо иных требований к порядку реализации бюджетным учреждением закрепленного за ним имущества действующее законодательство не устанавливает.
По общему правилу проведение торгов для заключения договоров о продаже вещи или имущественного права обязательно исключительно в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе (п. 3 ст. 447 ГК РФ).
В частности, продажа государственного имущества на аукционе или конкурсе являются способами приватизации этого имущества, предусмотренными статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон № 178-ФЗ).
Однако требования об обязательном проведении торгов в целях продажи государственного (муниципального) имущества, установленные Законом № 178-ФЗ, на отношения по отчуждению государственными (муниципальными) учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не распространяются (подпункт 9 пункта 2 статьи 3 Закона № 178-ФЗ).
Равным образом никакой иной федеральный закон или иной нормативный акт не предусматривают обязательного проведения торгов для заключения договоров купли-продажи имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями.
ФЗ «О защите конкуренции» в статье 17.1 устанавливает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе имущества, принадлежащего на праве оперативного управления бюджетным учреждениям (ч. 3 ст. 17.1 закона), в частности устанавливает требования о заключении таких договоров по результатам проведения торгов.
Однако указанные требования относятся только к заключению договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования.
Как видно из приведенной нормы, она не может применяться при заключении сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.
Таким образом, по общему правилу при продаже бюджетным учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, проведение торгов не требуется. Бюджетное учреждение вправе заключить с контрагентом договор купли-продажи закрепленного за учреждением имущества напрямую, то есть без проведения торгов, если иное не предусмотрено внутренними актами собственника его имущества или самого учреждения.
Решение о продаже имущества путем проведения торгов может быть принято самим бюджетным учреждением или собственником его имущества.
Таким образом, принимая во внимание, что проведение торгов по реализации ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» имущества, находящегося в оперативном управлении, не является обязательным в силу законодательства Российской Федерации, действия организатора торгов, оператора электронной площадки не могут быть рассмотрены Хабаровским УФАС России в порядке, установленном статьей 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».
Также, в силу статьи 23 ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Согласно части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума № 2) указано, что по смыслу взаимосвязанных положений части 1 статьи 1, частей 1 и 4 статьи 17, части 5 статьи 18 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный контроль допускается в отношении процедур, обязательность проведения которых прямо предусмотрена законом и введена в целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.
В Постановлении Пленума № 2 также отмечается, что иные торги, проведенные с нарушением положений, установленных законом, к сфере антимонопольного контроля по правилам статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» не относятся, что не исключает предъявление заинтересованными лицами исков о признании таких торгов и сделок, заключенных по их результатам, недействительными и о применении последствий недействительности.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает в действиях Организатора торгов нарушений статьи 18.1 ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Р. (вх. № 13836/23 от 01.09.2023) на действия ФГБОУ ВО «Комсомольский-на-Амуре государственный университет» – организатора торгов на право заключения договора купли-продажи государственного имущества – погрузчик фронтальный DOOSAN 440PLUS (извещение № 23000031990000000001), необоснованной.
2. Отменить ограничения, наложенные уведомлением Хабаровского УФАС России от 01 сентября 2023 года (исх. № ТТ/8999/23).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).