Решение №027/10/18.1-145/2021 Решение по жалобе ООО «76МАГАДАН-ХАБАРОВСК» на действия МУП ... от 17 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей: заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: начальник отдела контроля органов власти; главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ООО «76МАГАДАН-ХАБАРОВСК» - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие представителя в заседании комиссии не обеспечило, в том числе посредством видеоконференцсвязи;
- МУП города Хабаровска «ДОРРЕМСТРОЙ» - представители по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО «76МАГАДАН-ХАБАРОВСК», материалы дела №8-01/16(027/10/18.1-145/2021),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «76МАГАДАН-ХАБАРОВСК» на действия МУП города Хабаровска «ДОРРЕМСТРОЙ» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку автомобильных масел, смазок и жидкостей (извещение № 32109909269).
Как следует из жалобы, заказчиком необоснованно отклонена заявка ООО «76МАГАДАН-ХАБАРОВСК», которая соответствовала требованиям извещения заказчика. По позициям 1, 2, 4 заказчиком не установлен параметр эквивалентности.
Представители МУП города Хабаровска «ДОРРЕМСТРОЙ» с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 12.02.2021 №1-05/66, дополнительно пояснив, что в заявке участника ООО «76МАГАДАН-ХАБАРОВСК» по позиции №3 предложена смазка «7.Класс» со значением «NLGI 2», что не соответствует требованиям, установленным извещением о закупке (8.Класс «NLGI 1-2»), так как подтверждает соответствие товара только классу 2, также по позициям 1, 2, 4 показатель «наименование» не соответствует требованиям заказчика (эквиваленты не рассматривались) в связи, с чем заявка общества не допущена правомерно.
Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
В заседании комиссии объявлялся перерыв до 17.00 ч. 17.02.2021.
Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее- Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6.1 статьи 3 Закона о закупках случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Таким образом, именно на заказчика возложена обязанность устанавливать в закупочной документации требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки заявок и участников.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП г. Хабаровска «Дорремстрой», утвержденного директором 07.08.2020 (далее – Положение о закупке), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Под запросом котировок в электронной форме (далее - запрос котировок) понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора (часть 1статьи 23 Положения о закупке).
По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок комиссия по осуществлению конкурентных закупок принимает решение о признании заявки на участие в запросе котировок и участника запроса котировок, подавшего данную заявку на участие в запросе котировок, соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо решение о несоответствии заявки на участие в запросе котировок и (или) участника запроса котировок требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и об отклонении заявки на участие в запросе котировок в случаях, которые предусмотрены пунктом 18 настоящей статьи (часть 17статьи 23 Положения о закупке).
Согласно части 18 статьи 23 Положения о закупке заявка участника запроса котировок отклоняется комиссией по осуществлению конкурентных закупок в случае:
1) непредставления документов и (или) информации, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, или представления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной извещением о проведении запроса котировок, требованиям извещения о проведении запроса котировок.
Согласно части 21 статьи 23 Положения о закупке победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги и которой в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок присвоен первый порядковый номер.
21.01.2021 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru МУП города Хабаровска «ДОРРЕМСТРОЙ» размещено извещение № 32109909269 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку автомобильных масел, смазок и жидкостей.
Начальная (максимальная) цена договора - 1 633 358,58 руб. с учетом НДС. Срок подачи заявок – с 21.01.2021 по 28.01.2021. Дата рассмотрения заявок – 28.01.2021. Дата подведения итогов – 28.01.2021.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 28.01.2021 №32109909269 поступило 2 заявки под №559266, 559435. Заявка №559435 не допущена, в связи с несоответствием заявки по составу, содержанию и оформлению (по позициям 1, 2, 4, показатель «наименование» не соответствует требованиям заказчика (эквиваленты не рассматривались), по позиции №3 не указано значение показателя «8.Класс NLGI 1-2». Заявка под №559266 допущена к участию.
Согласно протоколу подведения итогов процедуры от 01.02.2021 №32109909269 закупка признана несостоявшейся. Принято решение заключить договор с участником, подавшим заявку №559266.
Согласно форме заявки на участие в запросе котировок: «Предложение участника (конкретные показатели товара + указание на товарный знак (при наличии))** заполняется участником. В графе 4 указываются конкретные показатели подлежащего поставке товара (из показателей, предложенных в графе 3 на выбор путем указания конкретного значения без слов «либо», «от..до..», «или», «не более», «не менее», «или», «не ниже» «не выше» и т.п), за исключением показателей, помеченных звездочкой (*). Значения данных показателей не должны изменяться, участник указывает их в том виде, как они указаны в требованиях заказчика. В случае если в требованиях заказчика указано конкретное значение показателя, он так же не должно изменяться».
Требования заказчика к наименованию и показателем товара по позициям:
1.) позиция 1 - масло моторное для дизельных двигателей (вид 1), наименование: «FUCHS TITAN TRUCK PLUS SAE 15W-40*»;
2.) позиция 2 - масло моторное для дизельных двигателей (вид 2), наименование: «FUCHS TITAN UNIMAX ULTRA MC 10W-40*»;
3.) позиция 3 - смазка пластичная (вид 1), наименование: «FUCHS LAGERMEISTER WHS 2002» или эквивалент, «8. Класс NLGI 1-2: да»;
4.) позиция 4 - масло моторное для бензиновых двигателей, наименование: «FUCHS TITAN Supersyn SAE 5W-30*».
Материалами дела подтверждено, что в составе заявки участника ООО «76МАГАДАН-ХАБАРОВСК» (заявка №559435) по позициям: 1 - масло моторное для дизельных двигателей (вид 1), наименование: «Gazpromneft Diesel Premium 15 W-40»; 2 - масло моторное для дизельных двигателей (вид 2), наименование: «Gazpromneft Diesel Premium 10 W-40»; 3 - смазка пластичная (вид 1), наименование: «LAGERMEISTER WHS 2002», «7. Класс NLGI 2»; 4 - масло моторное для бензиновых двигателей, наименование: «G-Energy Synthetic Far East 5W-30».
Установление требования к наименованию и показателям товара по позициям 1, 2, 4 без сопровождения словами «или эквивалент» относится к исключениям, предусмотренным абзацем «а», «б» подпункта 3 пункта 6.1 статьи 3 Закона о закупках. Потребность заказчика подтверждена материалами дела.
Действия закупочной комиссии по отклонению заявки №559435, на основании несоответствия указанных участником значений показателей в заявке, следует считать правомерными.
Исходя из материалов дела, жалобу ООО «76МАГАДАН-ХАБАРОВСК» на действия МУП города Хабаровска «ДОРРЕМСТРОЙ» при проведении запроса котировок в электронной форме, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать жалобу необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «76МАГАДАН-ХАБАРОВСК» на действия МУП города Хабаровска «ДОРРЕМСТРОЙ» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку автомобильных масел, смазок и жидкостей (извещение № 32109909269) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.