Решение №ЛИ/10571/23 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России 07 сентября ... от 19 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/5-1414/2023

18 октября 2023 года                                                                          г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

заместитель руководителя управления.

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/5-1414/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения –  ООО «НЮД» рекламы, нарушающей требования пункта 1 части 3, части 6, части 10.1 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии генерального директора ООО «НЮД» ГР* ,

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении контрольного (надзорного) мероприятия Хабаровским УФАС России 07 сентября 2023 года установлено размещение рекламы: «Лучший стриптиз-бар Хабаровска. Серышева, 22. 69. 8-999-793-69-69. 69GENTLEMENS_CLUB. 69GENTLEMENSCLUB.RU»,  сопровождаемой образами девушек в нижнем белье, размещенной на бортах грузового автомобиля (гос. регистрационный номер М799 КС27), припаркованного на четной стороне по ул. Павла Морозова  в г. Хабаровске (напротив спортивного комплекса «Арена Ерофей»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»)  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

 Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рекламодатель  вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, при этом  он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые законодательством к рекламе, в частности о включении   в рекламу обязательных сведений или условий оказания услуг.

В пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного  суда  Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами  Федерального закона «О рекламе» указано, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

В рассматриваемой рекламе в качестве характеристики объекта рекламирования  используется утверждение «лучший» без указания конкретного критерия,    по которому осуществляется  сравнение и которое имеет объективное  подтверждение, что является нарушением пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии с частью 6  статьи 5  ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Хабаровским УФАС России организовано проведение заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Экспертный совет), которое состоялось 15 сентября 2023 года.

В заседании Экспертного совета приняли участие 23 члена из 27.

На повестку заседания  Экспертного совета поставлены вопросы:

- Содержит ли реклама непристойные образы?

- Содержит ли реклама оскорбительные образы?

По итогам заседания Экспертного совета решено (большинством голосом), что в рекламе «Лучший стриптиз-бар Хабаровска. Серышева, 22. 69. 8-999-793-69-69. 69GENTLEMENS_CLUB. 69GENTLEMENSCLUB.RU»,  сопровождаемой образами девушек в нижнем белье, присутствуют признаки нарушения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», то есть данная реклама содержит непристойные образы (18 голосов из 23). 

 

Кроме того, указанная выше реклама 07 сентября 2023 года (исх. № ТТ/9184/23) Хабаровским УФАС России направлена в адрес Саморегулируемой организации Ассоциации маркетинговой индустрии «Рекламный совет» в г. Санкт Петербург (далее – СРО АМИ «Рекламный совет») с целью проведения последним экспертизы рекламы и для оценки ее содержания на использование в ней непристойных и (или) оскорбительных образов.

По итогам экспертизы и оценки данной рекламы, проведенной членами комитета по рассмотрению жалоб потребителей и обращений государственных органов и общественных объединений Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга и правового комитета СРО АМИ «Рекламный совет» (вх. № 15123-ЭП/23 от 25.09.2023), эксперты большинством голосов (71,4%) пришли к выводу о наличии в рекламе стриптиз-бара «69GENTLEMENSCLUB» нарушений положений пункта 1 части 3, части 6, части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» (71,4% голосов экспертов), нарушений норм, изложенных в Российском Кодексе практики рекламы и маркетинговых коммуникаций (2012 год) и в Кодексе рекламы и маркетинговых коммуникаций МТП (85,7% голосов экспертов).

Эксперты мотивировали свою позицию следующим образом.

«Согласно общепризнанному определению, стриптиз — эротический танец, то есть танец, целью которого является стимулирование эротических или сексуальных мыслей или действий у зрителей, в ходе которого исполнитель постепенно раздевается (см. статьи Википедии «Стриптиз» и «Эротический танец»).

Законодательство Российской Федерации, в том числе Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», – вопреки мнению ряда исследователей – не запрещает и не ограничивает распространение продукции, эксплуатирующей интерес к сексу. Таким образом, сама по себе реклама стриптиз-бара является законной.

При этом реклама организации, организующей зрелищные мероприятия, в соответствии с часть 10.1 статьи 5 в совокупности с частью 4 статьи 2 ФЗ «О рекламе» должна содержать указание категории данной информационной продукции. Рассматриваемая реклама такого указания не содержит.

Отсутствие изображения человеческого лица, тем более при привлечении внимания к женской груди и ягодицам, является одним из признаков оскорбительности человеческого образа. Таким образом, спорная реклама нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований  пункта 1 части 3, части 6, части 10.1 статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы, является ООО «НЮД» (ИНН 2722136438 680038 г. Хабаровск, ул. Серышева, д. 22, помещ. 0 (17-44, 53-56).

 

В ходе рассмотрения дела генеральный директор ООО «НЮД» нарушение признал.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Лучший стриптиз-бар Хабаровска. Серышева, 22. 69. 8-999-793-69-69. 69GENTLEMENS_CLUB. 69GENTLEMENSCLUB.RU»,  сопровождаемую образами девушек в нижнем белье, размещенную на бортах грузового автомобиля (гос. регистрационный номер М799 КС27), припаркованного на четной стороне по ул. Павла Морозова  в г. Хабаровске (напротив спортивного комплекса «Арена Ерофей»), поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3, части 6, части 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «НЮД» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 18 октября 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

Председатель Комиссии                                                             

 

 

Члены Комиссии:                                                                          

Связанные организации

Связанные организации не указаны