Решение №32 Решение № 32 в отношении ФКУ «Объединенное стратегическое ко... от 23 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 32

05.03.2015 год                                                                                                            г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:

Председатель Комиссии:

- <…>

- врио заместителя руководителя управления;

Члены Комиссии:

- <…>

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

 

- <…>

- специалист-эксперт отдела контроля закупок,

в присутствии представителей:

- от государственного заказчика (ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Министерства обороны РФ):

<…> (представитель по доверенности);

- от заявителя (ИП К.), уведомленного надлежащим  образом о времени и месте рассмотрения жалоб представитель не явился,

рассмотрев жалобы ИП <…>. и материалы дел № 7-1/48, № 7-1/49,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили жалобы ИП <…> (далее – заявитель) на действия государственного заказчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Министерства обороны РФ (далее – заказчик) на положения документаций закупок, проводимых путем электронных аукционов на оказание услуг по организации автомобильных перевозок воинских грузов по территории Российской Федерации в пределах Восточного Военного округа в 2015 году, на оказание услуг по организации пассажирских автомобильных перевозок  по территории Российской Федерации в пределах Восточного Военного округа в 2015 году.

 

Суть жалоб сводится к следующим доводам.

 

1. В документации электронного аукциона на оказание услуг по организации пассажирских автомобильных перевозок установлено только требование о предоставлении в составе заявки копии  уведомления о начале осуществления деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом, требования о декларации участника соответствия требованиям пп. 3-9 ч. 1 ст. 31м Закона о контрактной системе не установлено.

2. В документациях электронных аукционов  не прописан порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.

3. В документациях закупок не указан порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки.

4. В документациях электронных аукционов не установлены дополнительные требования к банковской гарантии в соответствии с Постановлением Правительства № 1005 от 08.11.2013.

5. в нарушение требований Закона о контрактной системе в документациях установлено требование – обладание участником электронного аукциона исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.

6. Документации электронных аукционов не содержат дату начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации электронного аукциона.

7. В проекте государственного контракта неверно установлены штрафные санкции за ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта.

В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки. В процессе рассмотрения представленных заказчиком и заявителем документов и информации установлено следующее.

1. Извещение № 0322100027115000001 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.02.2015.

Изменения к извещению № 0322100027115000001 опубликованы – 10.02.2015.

Предмет закупки: оказание услуг по организации автомобильных перевозок воинских грузов по территории Российской Федерации в пределах Восточного Военного округа в 2015 году.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 27 794 200,00 рублей. Цена за единицу услуги – 27 730,02 рублей.

Источник финансирования: федеральный бюджет.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.02.2015, на участие в электронном аукционе поступило 9 заявок, все заявки допущены к участию в электронном аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 02.03.2015, поступило четыре ценовых предложения, наименьшее из которых сделал участник с номером заявки 361623 - 10 971,75 рублей.

2. Извещение № 0322100027115000002 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.02.2015.

Предмет закупки: оказание услуг по организации пассажирских автомобильных перевозок  по территории Российской Федерации в пределах Восточного Военного округа в 2015 году.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 859 560,00 рублей.

Источник финансирования: федеральный бюджет.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.02.2015, на участие в электронном аукционе поступило 5 заявок, все заявки допущены к участию в электронном аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 02.03.2015, поступило три ценовых предложения, наименьшее из которых сделал участник с номером заявки 362017 -  21 075 541.64 рублей.

Государственный заказчик представил мотивированный отзыв по существу жалоб, в котором указал на необоснованность доводов жалоб в полном объеме, по основаниям, указанным в отзыве.

На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представитель заказчика настаивал на необоснованности поданных жалоб.

В результате изучения материалов дел № 7-1/48, 7-1/49, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

Довод жалоб, касающийся отсутствия в документациях электронных аукционов указания порядка применения официального курса иностранной валюты подлежит отклонению по следующим основаниям. В документациях электронных аукционов указано, что в рамках государственных закупок применяется валюта для формирования цены государственного контракта и расчетов с поставщиком – Российский рубль. В этой связи государственный заказчик не обязан указывать в документации порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе, Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Довод жалоб, касающийся отсутствия в документациях дополнительных требований к банковской гарантии несостоятелен, поскольку государственным заказчиком в п. 13 аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения государственного контракта, а также установлена возможность применения в качестве обеспечения исполнения государственного контракта банковской гарантии, указаны все необходимые требования к содержанию банковской гарантии в соответствии со статьей 45 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В документациях электронных аукционов установлено требование о наличии документов (копий документов), подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. При этом соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе должно подтверждаться декларацией участников электронного аукциона о соответствии данным требованиям, что не установлено в документации электронных аукционов в  нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должен содержаться размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом).

В Извещении электронных аукционов установлен размер обеспечения заявок, также указан способ обеспечения заявок – внесение денежных средств, однако отсутствует порядок внесения денежных средств на счет заказчика, что нарушает п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено требование -  обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

В пп. е п. 15 документации электронных аукционов установлено требование – обладание участником аукциона исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, без конкретизации данного требования в соответствии с п. 8 ч. 1. Ст. 31 Закона о контрактной системе, что вводит в заблуждение участников закупок. Установив в документациях требование к участником закупок в нарушение требований Законодательства, заказчик нарушил ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В пункте 16 аукционных документаций установлен порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, однако в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в документации отсутствует дата начала и окончания предоставления участникам аукционов данных разъяснений.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

 

Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 установлены «Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – «Правила определения штрафа, пени»).

В соответствии с п. 1 «Правил определения размера штрафа, пени», настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно - штраф, пеня).

В соответствии с п. 3 «Правил определения размера штрафа, пени», размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

В ч. 8 Проекта государственного контракта – «Ответственность сторон» установлены штрафные санкции за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту в размере  2% от цены контракта, за ненадлежащее исполнение исполнителем договорных обязательств установлен размер штрафа – 5% от цены контракта. При этом размер штрафных санкций для заказчика и исполнителя определен при условии, что сумма контракта превышает 3 миллиона рублей, однако, в контракте не предусмотрен размер штрафных санкций в случае, если цена государственного контракта будет ниже трех миллионов рублей (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1063 данный размер определен: для заказчика - 2,5 процента цены контракта, для исполнителя - 10 процентов цены контракта). Таким образом заказчик нарушил ч.4 ст. 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. За разъяснениями документации электронных аукционов в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе, никто не обращался, на участие в электронном аукционе № 0322100027115000001 подано девять заявок, на участие в электронном аукционе № 0322100027115000002 подано пять заявок, по обоим аукционам произошло значительное снижение начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, допущенные нарушения со стороны государственного заказчика не повлияли на результаты электронных аукционов.

 

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы ИП <…>  на действия государственного заказчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Министерства обороны РФ при проведении электронных аукционов: на оказание услуг по организации автомобильных перевозок воинских грузов по территории Российской Федерации в пределах Восточного Военного округа в 2015 году; оказание услуг по организации пассажирских автомобильных перевозок  по территории Российской Федерации в пределах Восточного Военного округа в 2015 году – частично обоснованными.

2. Признать уполномоченный орган государственного заказчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» Министерства обороны РФ нарушившим п. 2 ч. 5 ст. 66, п. 7 ст. 42, ч. 6 ст. 31, п. 11 ч. 1 ст. 64, ч.4 ст. 34 Закона о контрактной системе.

3. На основании пункта 3.36 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предписание государственному заказчику не выдавать, поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты электронного аукциона.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны