Решение №ТТ/6966/24 Решение по отслеженной Хабаровским УФАС России 31 мая 2024 г... от 28 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 027/05/21-813/2024

 

28 июня 2024  года                                                                                  г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии:

руководитель  управления.

Члены Комиссии:

начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 027/05/21-813/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения –  индивидуальным предпринимателем рекламы, нарушающей требования пункта 6 части 1, пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие ИП *, надлежащим образом извещенной о дате, месте и времени рассмотрения дела,

                                                     УСТАНОВИЛА:

 

Хабаровским УФАС России 31 мая 2024 года по результатам выездного обследования установлено размещение рекламы  продавца алкогольной продукции на рекламной конструкции по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 121, фасад магазина «К литру литр» следующего содержания: «КЛЮЭРИКОН. К литру литр. Свежее, вкусное, тёмное, светлое, лимонад! Чрезмерное употребление  алкоголя вредит вашему здоровью», сопровождаемое изображением Клюэрикона, держащего в левой руке бутылку виски, в правой стакан с виски.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В порядке  части 4  статьи  2 ФЗ «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным  законом установлены специальные требования и ограничения.

 В соответствии с пунктом 16 Информационного письма ВАС от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Вышеназванная информация адресована неопределенному кругу лиц,  направлена на привлечение внимания к магазину «К литру литр», и к характеристикам напитков, реализуемым в нем, в том числе и пива, следовательно, данная информация является рекламой.

 

Реклама содержит вкусовые характеристики товара, реализуемого в магазине (в том числе и пива) «Свежее, вкусное», ассортимент, разновидность данного товара: «тёмное, светлое», предупредительную надпись о вреде алкоголя: «Чрезмерное употребление  алкоголя вредит вашему здоровью».

Кроме того, реклама сопровождается изображением Клюэрикона – небольшого духа или эльфа из ирландской мифологии, который живет в погребе и отвечает за сохранность пива и вина. Клюэрикон выглядит как маленький, неугомонный и вечно пьяный старичок, который обожает копошиться в погребе и искать там сокровища, чтобы это не значило. Он впадает в бешенство, если кто-либо крадет бухло из его погреба, и способен наслать на такого человека проклятье.

Учитывая специфику  магазина, имеющего  по профилю своей деятельности широкий ассортимент алкогольных напитков, в том числе пива, информация, содержащаяся в рекламе, учитывая комплексное ее содержание, состоящее из текстовой и иллюстрационной информации, ассоциируется именно с возможностью его приобретения.

         Для потребителя данное предложение однозначно и непосредственно свидетельствуют о возможности приобретения в данном магазине алкогольной продукции (пива),  вне зависимости от того есть ли в рекламе наименование или изображение такой продукции.

Из  рекламы не следует, что она относится к какому либо иному товару, который может быть реализован в данном магазине, следовательно, с учетом части  4  статьи  2 ФЗ «О рекламе» реклама продавца алкогольной продукции должна соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе этого товара.

Пунктом 5 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» установлен запрет на размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Согласно части 2.1. названного закона реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

В нарушение данной нормы реклама магазина «К литру литр» содержит образ Клюэрикона.

Следовательно, реклама  противоречит пункту 6 части 1, пункту 5 части 2, части 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе».

 

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 6 части 1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

На основании части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 закона несет рекламораспространитель.

Установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем одновременно, лицом в чьих интересах распространяется реклама, является  Индивидуальный предприниматель *.  

 

До даты рассмотрения дела ИП * предоставлены письменные пояснения (вх. № 9226-ЭП/24 от 06.06.2024), из которых следует, что нарушение совершено в связи с незнанием рекламного законодательства, реклама демонтирована, фото прилагается.

 

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального  Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу  продавца алкогольной продукции, размещенную  на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 121, на фасаде магазина «К литру литр» следующего содержания: «КЛЮЭРИКОН. К литру литр. Свежее, вкусное, тёмное, светлое, лимонад! Чрезмерное употребление  алкоголя вредит вашему здоровью», сопровождаемую изображением Клюэрикона, держащего в левой руке бутылку виски, в правой стакан с виски, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 1,  пункта 5 части 2, части 2.1 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года ФЗ «О рекламе».

2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства ИП * не выдавать, в связи с добровольным устранением нарушения до даты рассмотрения дела.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 28 июня 2024 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

 

Председатель Комиссии                                                               

 

Члены Комиссии:                                                                                

 

                                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны