Решение №027/10/18.1-213/2021 Решение по жалобе ООО «Востокресурс» на действия АО «ДРСК»,... от 3 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей заместитель руководителя управления Хабаровского УФАС России, членов комиссии:  начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,   главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

 

в присутствии представителей:

- ООО «Востокресурс» - директор по паспорту;

- АО «ДРСК»  – представитель по доверенности от 21.01.2019 № 10;

- АО «РусГидро Снабжение» - уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела, участие представителя  в заседании комиссии  не обеспечило, в том числе посредством видеоконференцсвязи,

 

рассмотрев жалобу ООО «Востокресурс», материалы дела  № 8-01/37(027/10/18.1-213/2021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС поступила жалоба ООО «Востокресурс»  на действия АО «ДРСК», АО «РусГидро Снабжение» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке (замене) приборов учета при истечении срока эксплуатации и истечении интервала между поверками (в рамках исполнения требований Федерального закона от 27.12.2018 №522-ФЗ), монтаж и наладка комплектов автоматизации для включения приборов учета в интеллектуальную систему сбора и передачи данных в филиалах АО «ДРСК» Хабаровские электрические сети и Электрические сети ЕАО для нужд АО «ДРСК», Лот №1 (ГКПЗ №23101-ТПИР ОБСЛ-2021-ДРСК)  (извещение № 32009640427).

Из жалобы общества следует, что заявка общества необоснованно отклонена по результатам оценки финансово-экономической  устойчивости.  

Представитель АО «РГС» с доводом жалобы не согласились по основаниям, изложенным в  письменном виде  от 26.02.2021 №62, пояснив, что одним из  обязательных требований к участнику является отсутствие кризисного финансового состояния, оцениваемого в соответствии с  к прилагаемой к документации о закупке Единой методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояний (устойчивости) участников  закупочных процедур, проводимых Группой Рус Гидро (далее - Методика). Оценка финансовой устойчивости участков закупки  проводится  на основании принятой налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год, содержащей в себе данные  о показателях финансовой деятельности за 2018-2019г. С запросом о разъяснении документации о закупке в части применения Методики  общество к организатору закупки не обращалось, соответственно, ему  был понятен алгоритм оценки финансового состояния участников.

В заседании комиссии представитель АО «ДРСК» пояснила,  что в ходе рассмотрения заявки ООО «Востокресурс» по результатам проверки финансового состояния на основании представленной  бухгалтерской  отчетности за  2019 г. установлено, что участник имеет кризисное финансовое состояние, что не соответствует требованиям пункта  10.1.3 Документации о закупке. В связи с чем заявка общества отклонена от дальнейшего рассмотрения на основании  подпункта «б» пункта 4.9.6 Документации о закупке.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

 Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать  требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденное протоколом Совета директоров от 01.10.2020 № 316 (далее – Положение о закупке), размещенным на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Пунктом 6.3 Положения о закупке к участникам закупок установлены единые требования.

Согласно пункту 6.3.3 Положения о закупке участник должен подготовить заявку по форме, установленной в документации о закупке. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием (акцептом – в случае проведения торгов) всех условий заказчика (организатора закупки), в том числе согласием исполнять обязанности участника.

В соответствии с пунктом 6.3.4 Положения о закупке заказчик определяет требования к участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам.

Пунктом 6.3.7 Положения о закупке иные требования устанавливаются извещением и (или) документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.

Заказчик определяет требования к участникам в документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам, к предлагаемой ими продукции, к условиям исполнения договора (пункт 7.2.10.12 Положения о закупке).

02.11.2020 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО «РусГидро Снабжение» размещено извещение № 32009640427 о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке (замене) приборов учета при истечении срока эксплуатации и истечении интервала между поверками (в рамках исполнения требований Федерального закона от 27.12.2018 №522-ФЗ), монтаж и наладка комплектов автоматизации для включения приборов учета в интеллектуальную систему сбора и передачи данных в филиалах АО «ДРСК» Хабаровские электрические сети и Электрические сети ЕАО для нужд АО «ДРСК», Лот №1 (ГКПЗ №23101-ТПИР ОБСЛ-2021-ДРСК), документация о закупке, методика  проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых РУСГИДРО (далее - Методика).

Сроки подачи заявок с 02.11.2020 по 28.12.2020.  Дата окончания рассмотрения заявок – 16.02.2021. Дата проведения итогов – 09.03.2021.

Начальная (максимальная) цена договора составляет  40 608 218, 71 руб. (без учета НДС).

В пункте 1.2.15  документации о закупке в разделе информация о проводимой закупке установлены требования к описанию продукции, согласие (декларация) участника на поставку продукции на условиях, указанных в документации о закупке и не подлежащих изменению по результатам проведения закупки, без направления участником собственных подробных предложений – по форме технического предложения, установленной в подразделе 7.4.

Согласно пункту 3.1.3 документации о закупке полный перечень  обязательных требований к участникам указан в приложении №3 настоящей документации о закупке (подраздел 10.1).

Описание продукции должно быть подготовлено Участником в соответствии с требованиями пункта 1.2.15 (пункт 4.5.5.1  документации о закупке).

Участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 приложение №4 - состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7 (пункт 4.5.1.1  документации о закупке).

При описании продукции участник обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены. При этом должны указываться точные и не допускающие двусмысленного толкования показатели (пункт 4.5.5.2  документации о закупке).

В случае нарушения участником требований к описанию продукции, установленных настоящим подразделом, организатор вправе отклонить заявку такого участника от дальнейшего участия в закупке (пункт 4.5.5.5  документации о закупке).

Подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке заказчика и документации о закупке (включая все приложения к ней) (пункт 4.6.1.2 документации о закупке).

В рамках рассмотрения первых частей заявок осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в разделе 12  Приложение №5 - отборочные критерии рассмотрения заявок (пункт 4.9.2 документации о закупке).

Рассмотрение заявок проводится на основании представленных в составе заявки документов и сведений (пункт 4.9.3 документации о закупке).

В соответствии с пунктом 4.9.6 документации о закупке по результатам рассмотрения заявок закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:

а) несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов;

б) несоответствие участников требованиям документации о закупке;

в) несоответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей товара требованиям документации о закупке (в случае установления соответствующих требований в документации о закупке);

г) несоответствие предлагаемой продукции требованиям документации о закупке, в том числе порядка описания такой продукции;

д) несоответствие предлагаемых договорных условий требованиям документации о закупке, в том числе превышение цены заявки (первой ценовой ставки) установленного размера НМЦ;

е) несоответствие размера, формы, условий и порядка предоставления обеспечения заявки (в случае установления соответствующих требований в Документации о закупке).

Раздел 7 документации о закупке содержит  образцы основных форм документов, включаемых в заявку.

Подраздел 7.4. документации о закупке содержит  требования к оформлению технического предложение.

Согласно пункту 7.4.2.3 документации о закупке форма технического предложения должна соответствовать требованиям к описанию продукции, установленным в пункте  1.2.15 документации о закупке.

Участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой проверки ДРиФС). Копия составленных в соответствии с действующим законодательством РФ бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год), с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом (пункт 3 подраздела 10.1 раздела 10 документации о закупке).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2.6.2 Методики  проверка финансового состояния  (устойчивости) осуществляется  на основании бухгалтерской отчетности  по данным 2 отчетных  периодов.

Согласно  протоколу  от 28.12.2020 №1/В  на участие в аукционе подано 6 заявок.

Согласно  протоколу  от 16.02.2021 № 2/Р допущены к участию в конкурсе  4 заявки, 2 заявки отклонены. Заявка участника ООО «ВостокРесурс»  отклонена от дальнейшего рассмотрения на основании п. 4.9.6 «б» документации о закупке, как несоответствующую следующим требованиям, по результатам оценки финансово-экономической устойчивости ООО «Востокресурс» имеет кризисное финансовое состояние (расчет среднего показателя составляет – 0,40), что не соответствует п. 10.1.3 документации о закупке, в котором установлено следующее требование: «Участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой проверки ДРиФС)».

В составе заявки ООО «Востокресурс»  представлена  бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год,  содержащая показатели о результатах финансовой деятельности за  общества за 2018, 2019 годы. Представленная налоговая декларация  за 9 месяцев 2020 года не могла быть использована при оценке финансового  состояния общества, поскольку содержит данные за период не подлежащему оценке согласно условиям документации о закупке.

Поскольку в соответствии с п. «б» п. 4.9.6 закупочной документации, заявки, несоответствующие требованиям документации о закупке, отклоняются, следовательно, действия закупочной комиссии по отклонению заявки ООО «Востокресурс», по причине несоответствия требованиям пункта 3 подраздела 10.1 раздела 10 документации о закупке, правомерны. В данной части доводы жалобы комиссией Хабаровского УФАС России признаются необоснованными.

Исходя  из материалов дела, жалобу  ООО «Востокресурс» на действия  АО «РусГидро Снабжение», АО «ДРСК» при проведении конкурса в электронной форме, комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Востокресурс»  на действия АО «ДРСК», АО «РусГидро Снабжение» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по установке (замене) приборов учета при истечении срока эксплуатации и истечении интервала между поверками (в рамках исполнения требований Федерального закона от 27.12.2018 №522-ФЗ), монтаж и наладка комплектов автоматизации для включения приборов учета в интеллектуальную систему сбора и передачи данных в филиалах АО «ДРСК» Хабаровские электрические сети и Электрические сети ЕАО для нужд АО «ДРСК», Лот №1 (ГКПЗ №23101-ТПИР ОБСЛ-2021-ДРСК)  (извещение № 32009640427) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.                                                                                                                                                                                                                

Связанные организации

Связанные организации не указаны