Решение №340 Решение № 340 в отношении Федерального казенного учреждения ... от 26 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 340

13.07.2016 год                                                                                                 г. Хабаровск

   

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:

<…>

в присутствии представителей:

от заявителя АО «Специализированное строительное управление», представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;

от заказчика - ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства»:

<…>

рассмотрев жалобу АО «Специализированное строительное управление» на действия заказчика – Федерального казенного учреждения  «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства», при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию действующей сети  автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-370 «Уссури» Хабаровск – Владивосток, км 683 - км 730 и материалы дела 7-1/473,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба АО «Специализированное строительное управление» на действия заказчика – Федерального казенного учреждения  «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства», при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по содержанию действующей сети  автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-370 «Уссури» Хабаровск – Владивосток, км 683 - км 730.

Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона, а именно заказчиком нарушены:

  • ч. 3 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, так как не установлены в документации об аукционе дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015;
  • ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64  Закона о контрактной системе, так как обжалуемая документация содержит нестандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология без обоснования необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
  • п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, установленная в аукционной документации, не позволяет однозначно определить порядок указания значений показателей, установленных в Приложении 5 к аукционной документации.

На основании ст. 99 ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.

Извещение № 0322100004516000076 о проведении электронного аукциона  размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 21.06.2016.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 48 869 556,00 рубля.

Источник финансирования: Федеральный бюджет Российской Федерации.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.07.2016, на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки. Все заявки допущены до участия в электронном аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 11.07.2016, поступило 3 ценовых предложения. Участник с порядковым номером 2 предложил наименьшую сумму контракта – 38 362 601,46 рубля.

В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу частично обоснованной.

На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители заказчика пояснили, что код ОКПД2 выбран исходя из подготовленных Министерством экономического развития Российской Федерации переходных ключей, определяющих соответствие одних общероссийских классификаторов другими классификаторами. Ранее при осуществлении закупки по аналогичному предмету заказчиком устанавливался код 63,21,22. Заказчик пояснил, что в п. 4.8 Приложения 5 «Сведения о конкретных показателях товара» при указании показателей высоты (мм) сигнальных столбиков «1300 или 1500» допущена техническая ошибка, а также в силу технической ошибки не установлено количество точек, координаты которых необходимо указать при предоставлении сведений по показателю «Координаты цветности угловых точек цветовых областей». В п. 5.2 Приложения 5 «Сведения о конкретных показателях товара» также допущена техническая ошибка при указании слова «аналог». Под словом «или аналог» заказчик подразумевал слово «или эквивалент». Дополнительно отметили, что инструкция по заполнению первой части в электронном аукционе составлена в полном соответствии с законодательством о контрактной системе.

 

Изучив материалы дела № 7-1/473 и заслушав представителей заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.

 

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, Документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Предметом электронного аукциона является выполнение работ по содержанию действующей сети  автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Код по ОКПД2: 52.21.22.000.

Согласно ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", услуги по эксплуатации автомагистралей относятся к коду 52.21.22.000.

Эта группировка включает:

- услуги по эксплуатации автомагистралей, автомобильных дорог, улиц и мощеных дорог.

Эта группировка не включает:

- услуги стоянок для автотранспортных средств, см. 52.21.24.

Данный код 52.21.22.000 входит в раздел 52 «Услуги по складированию и вспомогательные транспортные услуги».

Заявитель - АО «Специализированное строительное управление» в своей жалобе указывает, что заказчик необоснованно присвоил электронному аукциону код - 52.21.22.000. Ввиду того, что предметом аукциона является оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог, следовательно, целесообразно установить код 42.11.20, который включает работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, в том числе улично-дорожной сети, и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 07.12.2015) "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (вместе с "Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов") (далее Постановление № 99), при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки необходимо устанавливать дополнительные требования о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно п. 1 ч. 3.1 аукционной документации, заказчиком установлены единые требования к участникам аукциона в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно требование о наличие свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, согласно Перечню видов работ, утвержденного приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624:

«III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:    

25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;

25.2. Устройство оснований автомобильных дорог;

25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами;

25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог.;

25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.

Ранее заказчиком устанавливался код 63.21.22.110 «Эксплуатация автомобильных дорог общего пользования» по (ОКПД) ОК 034-2007, который входил в группу 63 «Услуги транспортные вспомогательные и дополнительные; услуги туристических агентств».

Согласно Письму Минэкономразвития России от 09.02.2016 N Д28и-221 «По вопросу о применении Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)», Минэкономразвития России подготовлены переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам. Указанные ключи размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по следующему электронному адресу: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/.

В соответствии с представленными заказчиком переходными ключами ранее используемый код 63.21.22 по ОКПД2007 соответствует коду 52.21.22 по ОКПД2.

Исходя из изложенного, заказчиком выбран код по ОКПД2, указанный в извещении о проведении электронного аукциона.

Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Согласно Приложению 3 к контракту, заказчиком определен состав услуг по содержанию автомобильной дороги.

В результате анализа услуг, указанных в Приложении 3 к контракту, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком правомерно установлено требование о наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией.

 

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракт.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Пунктом 4.8 Приложения 5 «Инструкция по заполнению сведений о конкретных показателях используемого товара» аукционной документации установлены требования к сигнальным столбикам.

В том числе установлены требования к высоте сигнального столбика, мм: 1300 или 1500.

Пунктом 5.1.1 ГОСТа Р 50970-2011 «Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения» (далее - ГОСТ Р 50970-2011) установлено, что форма и размеры сигнальных столбиков типа С3 должны соответствовать указанным на рисунках 6 – 8.

На рисунках 6-8 установлена высота столбика типа С3, равная 1300 мм.

Установленная заказчиком высота сигнального столбика 1500 мм противоречит требованиям ГОСТа Р 50970-2011.

Ввиду изложенного, заказчиком при описании объекта закупки применялись нестандартные значения показателя, при этом обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в аукционной документации отсутствовало, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Необходимо отметить, что при рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией не отклонялись заявки по вышеуказанным показателям.

 

Согласно п. 5.3.1 и Таблице 1 ГОСТа Р 50970-201, координаты цветности угловых точек цветовых областей указываются для четырех угловых точек.

В п. 4.8 Приложения 5 «Инструкция по заполнению сведений о конкретных показателях используемого товара» аукционной документации установлены требования к показателю "Координаты цветности угловых точек цветовых областей», при этом не установлено количество точек, координаты которых необходимо указать при предоставлении сведений по указанному показателю.

Таким образом, в действиях заказчика усматриваются нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Необходимо отметить, что при рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией не отклонялись заявки по вышеуказанным показателям.

 

Пунктом 5.2 Приложения 5 «Сведения о конкретных показателях товара» аукционной документации установлены требования к показателям товара «Противогололедный материал», а именно необходимо использовать химический реагент: Нордвэй или аналог.

При этом отсутствуют функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики химического реагента «Нордвэй».

Также при описании необходимого заказчику химического реагента используется некое словосочетание «или аналог».

Что заказчик подразумевает под данным словосочетанием установить невозможно, так как в аукционной документации отсутствует значение словосочетания «или аналог».

Согласно разделу 18 аукционной документации, в случае если после наименования товарного знака в настоящей документации не указаны слова «или эквивалент», необходимо иметь в виду, что указание в документации на товарные знаки сопровождается словами «или эквивалент». Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в настоящей документации к качеству, техническим характеристикам, безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке, отгрузке товара, и к иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.

Однако в отношении товара «Противогололедный материал», а именно химический реагент: «Нордвэй или аналог», не установлено требований или показателей необходимого к использованию товара.

Таким образом, действия заказчика нарушают положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Необходимо отметить, что при рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией не отклонялись заявки по вышеуказанным показателям.

 

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заявитель в своей жалобе указывает, что в Инструкции по заполнению первой части в электронном аукционе не рассмотрен случай, когда допустимые значения показателя разделены знаком «,» (запятая), «-» (дефис).

В Приложении 5 аукционной документации содержится инструкция по заполнению первой части в электронном аукционе.

Согласно п. 1 указанной инструкции, в случае, если техническая характеристика содержит максимальное и минимальное значения – предложить конкретное значение технической характеристики в пределах максимального и минимального значений (допускается указывать предельное максимальное или минимальное значения).

Согласно п. 5 указанной инструкции, в случае, если техническая характеристика содержит конкретное значение – предложить, при согласии участника размещения заказа, соответствующее значение без изменений.

Таким образом, Инструкция по заполнению первой части в электронном аукционе содержит пояснения о применении таких символов как «,» (запятая) и «-» (дефис»).

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу АО «Специализированное строительное управление» на действия заказчика – Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства», при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по содержанию действующей сети  автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-370 «Уссури» Хабаровск – Владивосток, км 730 - км 752 - частично обоснованной;
  2. Признать заказчика - Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» нарушевшим п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе;
  3. На основании пункта 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предписание заказчику – Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Дальний Восток» Федерального дорожного агентства» не выдавать, поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты электронного аукциона.
  4. Передать материалы дела № 7-1/473 уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны