Определение №027/01/17-1177/2020 Определение по делу 8-01/118 по жалобе ООО «Стройрезерв» на ... от 24 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Хабаровского УФАС России от 24.07.2020 № 287 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») в лице филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) выразившихся в установлении необоснованных требований к участникам закупки при проведении аукциона (извещение № 32008989516), 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев жалобу ООО «Стройрезерв» на действия Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (далее - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») в лице филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» при проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Место дислокации – Южно-Сахалинск. Тип ПСВС – Ан-26 (Ан-30) (извещение № 32008989516), сообщает следующее. 

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом № 223-ФЗ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к техническим или функциональным характеристикам работ, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.

Таким образом, в соответствии с Законом №223-ФЗ установление требований к участникам, заявке, документам, включаемых в состав заявки, отнесено к полномочиям заказчика при составлении документации о закупке, при этом такие требования к участникам закупки не должны противоречить действующему законодательству  и приводить к ограничению конкуренции

16.03.2020 ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32008989516 о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов, в том числе на десантирование спасателей и аварийно-спасательных средств совместно со спасательными парашютно-десантными группами из состава подведомственных Росавиации федеральных казенных учреждений в Дальневосточной зоне авиационно-космического поиска и спасания. Место дислокации – Южно-Сахалинск. Тип ПСВС – Ан-26 (Ан-30).

Срок подачи заявок установлен до 09.04.2020.  Дата подведения итогов – 10.04.2020

 Начальная (максимальная) цена договора 141 989 190,36 рублей.

Согласно итоговому протоколу от 10.04.2020 № П20-0007-ЭА на участие в закупке была подана 1 заявка, процедура признана несостоявшейся, принято решение заключать договор с единственным участником по начальной (максимальной) цене договора.

 Согласно пункту 24 информационной карты документации о закупке при осуществлении закупок для нужд заказчика устанавливаются следующие обязательные требования, при соблюдении которых лицо, подавшее заявку, допускается комиссией к закупке в том числе: действующий сертификат (свидетельство) эксплуатанта (для авиационных предприятий гражданской авиации) (основание: статья 61 Воздушного Кодекса Российской Федерации); разрешение уполномоченного органа в области обороны (для государственной авиации) (основание: статья 25 Воздушного Кодекса Российской Федерации); разрешение уполномоченного органа в области оборонной промышленности (для экспериментальной авиации) (основание: статья 26 Воздушного Кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Воздушного Кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного Кодекса (далее - ВК РФ), федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статьей 26 ВК РФ установлено, что государственное регулирование деятельности в области экспериментальной авиации осуществляется уполномоченным органом в области оборонной промышленности, а именно Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Согласно пункту 5.2.18.51 положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг) утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №438, полномочия Минпромторга в части выдачи  разрешения на предоставление услуг по поисково-спасательному обеспечению в части дежурства воздушных судов и экипажей и выполнению дежурными экипажами тренировочных полетов не установлены.

Согласно пункту 2, 5 статьи 88 ВК РФ к обеспечению и проведению поисковых и аварийно-спасательных работ могут привлекаться поисковые и аварийно-спасательные силы и средства авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации. Порядок привлечения поисковых и аварийно-спасательных сил и средств авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации к проведению поисковых и аварийно-спасательных работ для оказания помощи пассажирам и экипажам терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов, а также людям, терпящим или потерпевшим бедствие на море, устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно «Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации» утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.07.2008 №530.

В соответствии с пунктом 4 статьи 61 ВК РФ установлено, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

Из приведенных норм следует, что получение разрешения в области оборонной промышленности (для экспериментальной авиации) действующим законодательством не предусмотрено.

Частями 1,5 статьи 17 Федерального закона от 27.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Доказательств  наличия  надлежащих оснований для  установления указанных требований закупочной документации учреждением не представлено.

Установленные требования к документам требуемым в составе заявки участника  закупки осуществлены  учреждением в отсутствие законных оснований, что  исключило возможность  заинтересованных лиц претендовать  на участие в закупке в равных условиях, что противоречит статье 17 Закона о конкуренции.

Поскольку ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не доказано обоснование  установления требование о наличии разрешения уполномоченного органа в области обороны, что  исключило возможность  заинтересованных лиц претендовать  на участие в закупке в равных условиях, в действиях учреждения  усматриваются признаки нарушения  части 1 статьи 17 Закона  о защите конкуренции.

Руководствуясь  частями 13, 14 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 08-01/118 (027/01/17-1177/2020) к рассмотрению на «10» час. «00» мин.  «17» августа  2020 г. по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. 3.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя:  ООО «Стройрезерв» (ул. Героев Сибиряков, д.99, кв 89 г. Воронеж, 394051).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») в лице филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» (Матвеевское шоссе, д. 28А г. Хабаровск, 680031).

4. Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») в лице филиала «Аэронавигация Дальнего Востока»  представить мотивированный отзыв по делу.

 

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона о защите конкуренции с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

 

Явка заявителя, ответчика и заинтересованных лиц по делу или их  представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Связанные организации

Связанные организации не указаны