Решение б/н КПКГ "Далькредит" от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/1 по признакам нарушения части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившегося в отсутствии в рекламе сберегательных программ кооператива информации о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут или являются членами кооператива, в присутствии представителей Кредитного потребительского кооператива граждан «Далькредит»

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России в газете «Антенна» № 49 (709) за 1/7 декабря 2008 года на странице 31 отслежена реклама Кредитного потребительского кооператива граждан «Далькредит» следующего содержания:

«Кредитный потребительский кооператив граждан «Далькредит».

Рождественская акция!

С 1 ноября по 31 декабря на новые вклады до 2% в подарок.

Сроки действия договоров

6 месяцев                                16% годовых

12 месяцев                               18% годовых

24 месяца                                 20% годовых

Сумма взноса от 30000 рублей и более. Вступительный взнос – 10 рублей.

Паевый взнос – 50 рублей. Займы без капитализации процентов. Выдача процентов ежеквартально или по окончании срока действия договоров. Займы не пополняемые. В случае досрочного возврата займа по требованию пайщика, ранее начисленные проценты пересчитываются по ставке 0,25% годовых, а ранее выплаченные суммы процентов сверх перечисленных взыскиваются с суммы остатка займа. Договоры не пролонгируются, при окончании срока договора, заем автоматически переводится на ставку «до востребования» с начислением процентов 0,25% годовых.

 (указание адреса  и телефонов, режима работы,  информации о свидетельстве о государственной регистрации)». 

Кредитный потребительский кооператив граждан – это потребительский кооператив граждан, создаваемый гражданами, добровольно объединяющимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Таким образом, цели создания КПКГ направлены удовлетворение финансовых потребностей именно членов кооператива.

Согласно ст. 6 ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» только члены кредитного потребительского кооператива граждан имеют право на основании договора передавать личные сбережения в фонд финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива и получать компенсацию за пользование своими личными сбережениями в целях осуществления финансовой взаимопомощи.

Таким образом, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации о том, что кооператив принимает под проценты личные сбережения граждан – членов кооператива.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В вышеуказанной рекламе КПКГ «Далькредит» отсутствует информация о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут членами кооператива либо лица, уже фактически являющиеся таковыми. Из-за отсутствия в рекламе части существенной информации потребители вводятся в заблуждение о рекламируемой услуге, что нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела представитель КПКГ «Далькредит» нарушение не признала, заявив следующее.

Реклама в соответствии с требованиями ФЗ «О рекламе» является информацией для неопределенного круга лиц, кооператив свою рекламу адресовал неопределенному кругу лиц, в связи с чем информация о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только члены кооператива не является существенной. 

Понятия «существенная информация» законодательно не определено, следовательно потребители рекламы в заблуждение не вводятся.

Данные доводы Комиссией отклоняются по следующим основаниям.

Понятие существенной информации в ФЗ «О рекламе»   не определено, но из смысла вышеуказанной нормы следует, что реклама должна содержать   не все сведения о конкретном рекламном  продукте, а лишь его  существенные составляющие, поименованные в законодательных актах.

   Как указано выше, согласно требованиям статьи 6 ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» передавать личные сбережения в фонд финансовой взаимопомощи кредитного потребительского кооператива и получать компенсацию за пользование ими имеют право только члены кредитного потребительского кооператива граждан.

То есть, прежде чем воспользоваться рекламируемыми услугами на привлекательных условиях потребитель должен будет соблюсти определенную дополнительную процедуру – вступить в состав пайщиков кооператива и взять на себя предусмотренные уставом кооператива обязательства.

Кроме того,  информация является существенной и в том случае, если она каким-либо образом способна повлиять на принятие решения при выборе услуги. Потребитель, не имея полной информации, рассчитывает приобрести   услугу с наличием определенных качеств по конкретным условиям, указанным в рекламе. Несообщение части информации  создает неправильное впечатление о рекламируемой  услуге.

 Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм законов сведения о том, что рекламируемыми услугами могут воспользоваться только члены кооператива, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Рекламодателем является Кредитный потребительский кооператив  граждан «Далькредит». Данный факт подтверждается письмом ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» (вх. № 01/5-7674 от 17.12.2008), согласованным макетом рекламы от 17.11.2008, актом выполненных работ от 26.11.2008, договором № 57/6 от 15.11.2008.

В связи с изложенным следует, что Кредитным потребительским кооперативом граждан «Далькредит» нарушены нормы части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Реклама в указанных частях признается ненадлежащей.

 Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать ненадлежащей рекламу сберегательных программ  Кредитного потребительского кооператива граждан «Далькредит», распространяемую в №№ 49, 50, 52 газеты «Антенна», без указания информации о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут или являются членами кооператива, поскольку отсутствие данной информации нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

         2.      Выдать Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Далькредит» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

    Решение изготовлено в полном объеме 15 января 2009 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на основании своего решения от 15 января 2009 года по  делу № 4-05/1 о признании ненадлежащей рекламы сберегательных программ  Кредитного потребительского кооператива граждан «Далькредит», распространяемой в №№ 49, 50, 52 газеты «Антенна», без указания информации о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут или являются членами кооператива, поскольку отсутствие данной информации нарушает требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

         1. Кредитному потребительскому кооперативу граждан "Далькредит" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любым способом, в любой форме, с использованием любых средств ненадлежащей рекламы сберегательных программ, а именно: без указания информации о том, что воспользоваться рекламируемыми услугами могут только те лица, которые станут или являются членами кооператива. 

        2. Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Далькредит» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 января 2009 года.

 

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны