Решение №7/4465 Признать жалобу ООО «НПП «МИКС Инжиниринг» на действия зака... от 6 мая 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 7-11/48
(027/10/18.1-554/2022)
29 апреля 2022 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего:
членов комиссии:
в присутствии представителей:
- ООО «НПП «МИКС Инжиниринг» - Ю.А. Тебиева по доверенности от 25.04.2022 №258,
- АО «Хабаровский радиотехнический завод» - Е.А. Разумовская по доверенности от 28.04.2022 №34, Н.А. Борисенко по доверенности от 28.04.2022 №35,
рассмотрев жалобу ООО «НПП «МИКС Инжиниринг» (далее - Общество, заявитель), материалы дела № 7-11/48 (027/10/18.1-554/2022),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «НПП «МИКС Инжиниринг» на действия заказчика – АО «Хабаровский радиотехнический завод» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку стенда для разборки и сборки гидроцилиндров (извещение №32211282322).
Из жалобы следует, что заявка ООО «НПП «МИКС Инжиниринг» неправомерно отклонена заказчиком, в проколе отсутствуют основания отклонения заявки Общества, в связи с чем просить признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание.
Представители АО «Хабаровский радиотехнический завод» с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письме от 27.04.2022 №1341 (вх. №7/6102 от 28.04.2022), пояснив, что в составе первой части заявки ООО «НПП «МИКС Инжиниринг» представлено коммерческое предложение на фирменном бланке, с содержанием сведений об участнике закупке, что и явилось основанием для отклонения первой части заявки общества. Заявка заявителя отклонена по следующему основанию: «Несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению». На основании вышеизложенного просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки (пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках);
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках);
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках);
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (часть 2 статьи 3 Закона о закупках).
Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2 статьи 3 Закона о закупках).
Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1), требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать требования к закупаемым товарам, работам, услугам.
Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Положением о закупке АО «ХРТЗ», утвержденном советом директоров АО «ХРТЗ» от 15.11.2021 №12-2021 СД (далее – Положение о закупке), размещенном на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.
04.04.2022 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО «ХРТЗ» размещено извещение №32211282322 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку поставку стенда для разборки и сборки гидроцилиндров, документация о закупке.
Сроки подачи заявок с 05.04.2022 по 21.04.2022. Дата рассмотрения первых частей заявок: 21.04.2022. Дата подачи ценовых предложений: 22.04.2022. Дата рассмотрения вторых частей заявок: 26.04.2022. Дата подведения итогов: 28.04.2022.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 7 600 000, 00 руб.
Согласно пункту 17 аукционной документации по результатам рассмотрения заявок оформляется протокол рассмотрения Заявок, содержащий сведения о месте, дате, времени рассмотрения Заявок, о принятом на основании результатов рассмотрения Заявок решении о допуске Претендента к участию в Аукционе и признании такого Претендента Участником или об отказе в допуске к участию в Аукционе с указанием основания отказа в соответствии с настоящей Документацией.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре № 32211282322 от 21.04.2022, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - Протокол), по окончании срока подачи заявок подано 7 заявок участников, заявки участников под №№ 820654, 824015, 826398 признаны соответствующими требованиям, заявки участников под №№ 825583, 827395, 827755, 827816 признаны несоответствующими требованиям.
Относительно довода жалобы ООО «НПП «МИКС Инжиниринг» об отклонении заявки, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с требованиями ч. 19.6 ст. 3.4 Закона о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.
В силу п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления следующих информации и документов - предложение участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Согласно ч. 21 ст. 3.4 Закона о закупках, в случае содержания в первой части заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении данная заявка подлежит отклонению.
Материалами дела установлено, что 21.04.2022 04:40 ООО «НПП «МИКС Инжиниринг» подана заявка на участие в закупке. В составе заявки Общества представлено коммерческое предложение на фирменном бланке, содержащее сведения об участнике закупки, что подтверждено представителем общества в ходе проведения заседания комиссии Хабаровского УФАС России.
Таким образом, изучив заявку заявителя, Комиссия Хабаровского УФАС России установила, что заявка (коммерческое предложение) заявителя, противоречит положениям Закона о закупках, в части наличия сведений об участнике закупки в первой части заявки, следовательно, отклонение заявки №827816 является правомерным.
Таким образом, довод заявителя о неправомерном отклонении заявки не нашел своего подтверждения, заявка ООО «НПП «МИКС Инжиниринг» подлежала отклонению в силу положений ч. 21 ст. 3.4 Закона о закупках, жалоба заявителя в данной части признается необоснованной.
Относительно довода жалобы ООО «НПП «МИКС Инжиниринг» об отсутствии оснований отклонения заявки в Протоколе Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пп. «б» п. 3 ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать основания отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.
В соответствии с Протоколом заявка участника закупки с номером 827816 (заявитель) признана несоответствующей.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, Протокол не содержит исчерпывающий перечень сведений, предусмотренных аукционной документацией и требованиями Закона о закупках, тем самым участнику закупки не представляется возможным установить, что в составе заявки указано неверно.
Таким образом, действия аукционной комиссии, ненадлежащим образом сформировавшей протокол рассмотрения первых частей заявок, нарушают требования пп. «б» п. 3 ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы, в части обжалования содержания Протокола, обоснованной, в действиях заказчика установлено нарушение пп. «б» п. 3 ч. 13 ст. 3.2 Закона о закупках.
Вместе с тем, Комиссия Хабаровского УФАС России при разрешении вопроса о выдаче предписания приходит к выводу о том, что предписание не выдавать в связи с тем, что заявка №827816 (ООО «НПП «МИКС Инжиниринг») подлежала отклонению в силу требований ч. 21 ст. 3.4 Закона о закупках, при этом допущенное нарушение не оказало влияния на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «НПП «МИКС Инжиниринг» на действия заказчика – АО «Хабаровский радиотехнический завод» при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку стенда для разборки и сборки гидроцилиндров (извещение №32211282322) – обоснованной, в части доводов жалобы об отсутствии оснований отклонения заявки заявителя в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в процедуре № 32211282322 от 21.04.2022.
2. Признать заказчика - АО «Хабаровский радиотехнический завод» нарушившим требования подпункта «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.