Решение №ли/5915/23 решение по жалобе ООО «Региональный центр диагностики инжене... от 9 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №7-11/89 (027/10/18.1-886/2023)

 

06.06.2023                                                                                  г. Хабаровск

                  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: <...>, членов Комиссии: <...>, <...>,

в присутствии представителей от:

- ООО «Региональный центр диагностики инженерных сооружений»: <...>;

- заказчика - АО «Дальневосточная генерирующая компания»: <...>; <...>; <...>;

рассмотрев жалобу ООО «Региональный центр диагностики инженерных сооружений», материалы дела №7-11/89 (027/10/18.1-886/2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Региональный центр диагностики инженерных сооружений» (далее – ООО «РЦ ДИЦ») на действия заказчика – АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК»), при проведении запроса предложений в электронной форме на экспертизу промышленной безопасности ЗиС для нужд подразделений АО «ДГК» (извещение №32312272220).

Из жалобы следует, что закупочной комиссией неправомерно отклонена заявка ООО «РЦ ДИЦ».

Представитель организатора закупки с доводами жалобы не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях к жалобе.

Комиссией Хабаровского УФАС России объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до «12» час. «00» мин. «06» июня 2022 г.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках (часть 9 статьи 3.2 Закона о закупках).

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

10.04.2023 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение №32312272220 о проведении запроса предложений в электронной форме на экспертизу промышленной безопасности ЗиС для нужд подразделений АО «ДГК».

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена договора - 14060000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 10.04.2023.

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) - 20.04.2023 в 15:00 (МСК+7).

Дата подведения итогов - 17.05.2023.

В соответствии с п. 7.2.10.12 Положения о закупке Заказчик определяет требования к Участникам в документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к Участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к Участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам, к предлагаемой ими продукции, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 4.5.1.1 документации о закупке участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (приложение № 4 – состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.

Пунктом 1 Приложения № 1 «Технические требования» документации о закупке установлены дополнительные требования к содержанию и составу заявки:

П. 4. Копию свидетельства об аккредитации испытательной лаборатории в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019, СДА-15-2009 с видами методов испытаний: Измерения твёрдости; Спектральный анализ, Измерение деформация оснований зданий и сооружений; Полевое определение характеристик прочности и деформируемости; Полевые испытания статическим и динамическим зондированием; Определение прочности по контрольным образцам; Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля; Определение прочности по образцам, отобранным из конструкций; Определение прочности бетона ультразвуковым методом; Определение морозостойкости бетона ультразвуковым методом; Определение толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры в железобетонных конструкциях магнитным методом; Определение предела прочности при сжатии керамического, силикатного кирпича и камней, кладки каменной, стеновых камней бетонных и из горных пород, стеновых блоков из природного камня и предела прочности при изгибе керамического и силикатного кирпича.

Экспертная организация вправе привлекать к проведению экспертизы лаборатории других организаций на условиях субподряда. В случае привлечения лабораторий других организаций на условиях субподряда, участником предоставляются документ, подтверждающий наличие договорных взаимоотношений со сторонней лабораторией и документы, подтверждающие её аккредитацию.

Согласно п. 4.5.1.3 документации о закупке документы, входящие в заявку, не должны содержать недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию, а также должны отсутствовать внутренние противоречия между различными частями и/или документами заявки, в том числе по тексту внутри одного документа.

В соответствии с п. 4.9.3 документации о закупке рассмотрение заявок проводится на основании представленных в составе заявки документов и сведений. Проверка актуальности и достоверности предоставленных документов и сведений осуществляется с использованием официальных сервисов органов государственной власти, или иным законным способом.

В соответствии с п. 4.9.6 документации о закупке по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:

а) несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов, а также внутренних противоречий между различными частями и/или документами заявки, в том числе по тексту внутри одного документа;

б) несоответствие Участников требованиям Документации о закупке;

в) несоответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей товара требованиям Документации о закупке (в случае установления соответствующих требований в Документации о закупке);

г) несоответствие предлагаемой продукции требованиям Документации о закупке, в том числе порядка описания такой продукции;

д) несоответствие предлагаемых договорных условий требованиям Документации о закупке, в том числе превышение цены заявки установленного размера НМЦ;

е) несоответствие размера, формы, условий и порядка предоставления обеспечения заявки (в случае установления соответствующих требований в Документации о закупке).

Согласно протоколу процедуры открытия доступа к заявкам от 20.04.2023 на участие в закупке подано 3 (три) заявки.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии 1-го уровня АО «ДГК» по запросу предложений в электронной форме на право заключения договора «Экспертиза промышленной безопасности ЗиС для нужд подразделений АО «ДГК», Лот 410113-ЭКСП ПРОД-2023-ДГК от 19.05.2023 отклонена 1 заявка, в том числе заявка ООО «РЦ ДИЦ».

Закупочной комиссией принято решение отклонить заявку Коллективного Участника (лидер ООО «РЦ ДИС», член коллективного участника: ООО «Экспертная компания «Регион») от дальнейшего рассмотрения на основании п.4.9.6 (а) Документации о закупке, как несоответствующую следующим требованиям:

В составе заявки предоставлены копии свидетельств об аккредитации лабораторий разрушающих испытаний, в которых отсутствуют: Полевые испытания статическим и динамическим зондированием в соответствии с ГОСТ 19912-2012, ГОСТ 58888-2020, ГОСТ Р 58961-2020, Измерение деформация оснований зданий и сооружений в соответствии с ГОСТ 24846-2019, ГОСТ Р 58270-2018, что не соответствует п. 4 Специальных требований к участнику Приложения №1 к Документации о закупке.

По результатам направления дополнительного запроса замечание не устранено, так как участником предоставленные копии свидетельств об аккредитации лабораторий разрушающих испытаний ООО «СтройКонтроль» и ООО «СтройЛаб - Центр», в которых отсутствуют: Полевые испытания статическим и динамическим зондированием в соответствии с ГОСТ 19912-2012, ГОСТ 58888-2020, ГОСТ Р 58961-2020, а именно:

- в представленном аттестате аккредитации ИЛ «СтройЛаб-ЦЕНТР» отсутствуют характеристики (показатели) прочности и деформируемости, определяемые при методе испытания штампом (ГОСТ 20276.1-2020) для соблюдения условия в п. 5.3.5 СП 50-101-2004, который является методом полевого определения характеристик деформируемости грунтов и указан в п. 4 Приложения 1 к Техническим требованиям. При этом в аттестате аккредитации ИЛ «СтройЛаб-ЦЕНТР» перечислены характеристики (показатели) плотности и влажности, соответственно нет подтверждения того, что ИЛ «СтройЛаб-ЦЕНТР» обладает методами для определения основных параметров механических свойств грунтов, определяющих несущую способность оснований и их деформации. В п. 4.3 ГОСТ 19912-2012 указаны параметры необходимые для определения несущей способности грунтов согласно п. 5.3.1 СП 50-101-20:

«4.3 Методы полевых испытаний грунтов зондированием применяют в комплексе с другими видами инженерно-геологических работ или отдельно для:

- количественной оценки характеристик физико-механических свойств грунтов;

В аттестате аккредитации ИЛ «СтройЛаб-ЦЕНТР» указана часть показателей - коэффициент уплотнения грунтов, но отсутствует характеристики физико-механических свойств грунтов, необходимых для оценки несущей способности, таким образом, нет подтверждения того, что ИЛ «СтройЛаб-ЦЕНТР» обладает методами для определения основных параметров механических свойств грунтов, определяющих несущую способность оснований и их деформации.

Изучив материалы дела, а также заслушав участников дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.

Коллективным участником (лидер ООО «РЦ ДИС», член коллективного участника: ООО «Экспертная компания «Регион») подана заявка на участие в закупке, в составе которой подставлены, в том числе копии свидетельств об аккредитации лабораторий разрушающих испытаний ООО «СтройКонтроль» и ООО «СтройЛаб - Центр».

При этом в п. 5 аттестата аккредитации ООО «СтройЛаб-ЦЕНТР» указано, что данная лаборатория аккредитована по методу испытаний: Полевые испытания статическим и динамическим зондированием в соответствии с требованиями ГОСТ 19912-2012 «Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием».

В соответствии с СП 50-101-2004 существуют несколько методов определения деформационных характеристик грунтов среди которых выделяют:

1) Метод штампов (в соответствии с п. 5.3.3 СП 50-101-2004). Данный метод относится к достоверным и не требует какого-либо уточнения данных, полученных в результате испытаний.

2) Метод статического и динамического зондирования. (в соответствии с п. 5.3.5 СП 50-101-2004). Для зданий I и II уровня ответственности данный метод требует уточнения на основе их сопоставления с результатами параллельно проводимых испытаний того же грунта штампами (в соответствии с п. 5.3.3 СП 50-101-2004).

Заявитель в ходе разъяснения по дополнительному запросу предоставил документы, подтверждающие наличие договорных отношений с лабораториями ООО «СтройЛаб-ЦЕНТР» и ООО «СтройКонтроль» с приложением документов, подтверждающих аккредитацию данных лабораторий (аттестатов аккредитации). п. 115 аттестата лаборатории ООО «СтройКонтроль» подтверждает что данная лаборатория аккредитована по методу определения деформационных характеристик грунтов за счет испытаний грунта штампом в соответствии с требованиями ГОСТ 20276. Данная лаборатория может испытывать все виды грунтов, кроме просадочных.

В ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России представитель АО «ДГК» подтвердил, что исходя из свидетельства об аккредитации лаборатории ООО «СтройКонтроль», указанная лаборатория может в полном объеме проводить испытания методом полевого определения характеристик прочности и деформируемости (за исключением просадочных грунтов).

Доводы о необходимости испытаний в том числе, просадочного грунта, в связи с возможным изменением свойств грунта с течением времени, не принимаются Комиссией Хабаровского УФАС России.

Согласно разделу 4 СП 115.13330 «СНиП 22-01-95 Геофизика опасных природных воздействий» (является действующим):

п. 4.4 предварительную оценку опасных природных  воздействий на территории планируемого строительства следует осуществлять на основе данных, представленных в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, государственном картографо-геодезическом фонде, государственном фонде данных о состоянии природной среды, а также в материалах иных государственных и негосударственных фондов.

П. 4.5 При отсутствии данных, необходимых для предварительной оценки возможности проявления опасных природных воздействий в информационных системах градостроительной деятельности, государственных и негосударственных фондах, используют материалы и сведения источников, перечисленных в приложении А и представленных в приложениях Б, В и СП 116.13330.2012 (приложение В).

В соответствии с приложением Б, рисунок Б.7 «Карта распространения просадочных грунтов на территории Российской Федерации» просадочные грунты не расположены на территории структурных подразделений, по адресам которых будут оказываться услуги по экспертизе промышленной безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями технического задания.

Документация о закупке, также не содержит сведений о наличии на территории  подразделений АО «ДГК» просадочного грунта, и не содержит требований о необходимости испытании просадочных грунтов.

При этом вопреки доводам заказчика СП 50-101-2004 не содержит положений о том, что метод статистического и динамического зондирования является обязательным и полностью достоверным для зданий I и II уровня ответственности, экспертизу которых согласно пояснениям заказчика необходимо проводить.

В составе заявки ООО «РЦ ДИЦ» представлен аттестат лаборатории ООО «СтройЛаб-ЦЕНТР», которая согласно п. 5 вправе проводить испытания методом статического и динамического зондирования. При этом ни документация о закупке ни СП 50-101-2004 не говорят о необходимости проведения этих испытаний в полном объеме при одновременном проведении испытаний по методу штампов.

При таких обстоятельствах, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает в заявке ООО «РЦ ДИЦ» несоответсвий, отраженных в протоколе заседания закупочной комиссии 1-го уровня АО «ДГК» по запросу предложений в электронной форме на право заключения договора «Экспертиза промышленной безопасности ЗиС для нужд подразделений АО «ДГК», Лот 410113-ЭКСП ПРОД-2023-ДГК от 19.05.2023, выводы  закупочной комиссии не подтверждаются материалами дела.

Таким образом, отклонение заявки ООО «РЦ ДИЦ» по указанным в протоколе замечаниям неправомерно.

Исходя из изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России усматривает в действиях заказчика, организатора закупки нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

При разрешении вопроса о выдаче предписания комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для его выдачи. На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                  

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «РЦ ДИЦ» на действия заказчика – АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК»), при проведении запроса предложений в электронной форме на экспертизу промышленной безопасности ЗиС для нужд подразделений АО «ДГК» (извещение №32312272220) обоснованной;

2. Признать заказчика – АО «Дальневосточная генерирующая компания» нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать предписание об аннулировании протоколов, составленных в ходе закупок, пересмотре заявок, поданных на участие в закупке;

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

РЕШЕНИЕ

по делу №7-11/89 (027/10/18.1-886/2023)

 

06.06.2023                                                                                  г. Хабаровск

                  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего: Л.А. Ильченко – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: М.А. Пилипенко – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России, Е.Ю. Погиба– главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей от:

- ООО «Региональный центр диагностики инженерных сооружений»: Матохин А.Г., по доверенности №01/21 от 21.02.2021;

- заказчика - АО «Дальневосточная генерирующая компания»: Муравьева С.Б., представитель по доверенности №51/177 от 28.05.2020; Быстрова А.Н., представитель по доверенности №51/20 от 18.01.2023; Жданович Э.С., представитель по доверенности №51/178;

рассмотрев жалобу ООО «Региональный центр диагностики инженерных сооружений», материалы дела №7-11/89 (027/10/18.1-886/2023),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Региональный центр диагностики инженерных сооружений» (далее – ООО «РЦ ДИЦ») на действия заказчика – АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК»), при проведении запроса предложений в электронной форме на экспертизу промышленной безопасности ЗиС для нужд подразделений АО «ДГК» (извещение №32312272220).

Из жалобы следует, что закупочной комиссией неправомерно отклонена заявка ООО «РЦ ДИЦ».

Представитель организатора закупки с доводами жалобы не согласился, по основаниям, изложенным в письменных возражениях к жалобе.

Комиссией Хабаровского УФАС России объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до «12» час. «00» мин. «06» июня 2022 г.

Жалоба рассматривается Комиссией Хабаровского УФАС России по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон о закупках).

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках (часть 9 статьи 3.2 Закона о закупках).

Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с Законом о закупках и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика (часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Из части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).

10.04.2023 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение №32312272220 о проведении запроса предложений в электронной форме на экспертизу промышленной безопасности ЗиС для нужд подразделений АО «ДГК».

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение о закупках), размещенного на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Начальная (максимальная) цена договора - 14060000,00 руб.

Дата начала срока подачи заявок - 10.04.2023.

Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) - 20.04.2023 в 15:00 (МСК+7).

Дата подведения итогов - 17.05.2023.

В соответствии с п. 7.2.10.12 Положения о закупке Заказчик определяет требования к Участникам в документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к Участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к Участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам, к предлагаемой ими продукции, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 4.5.1.1 документации о закупке участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (приложение № 4 – состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7.

Пунктом 1 Приложения № 1 «Технические требования» документации о закупке установлены дополнительные требования к содержанию и составу заявки:

П. 4. Копию свидетельства об аккредитации испытательной лаборатории в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019, СДА-15-2009 с видами методов испытаний: Измерения твёрдости; Спектральный анализ, Измерение деформация оснований зданий и сооружений; Полевое определение характеристик прочности и деформируемости; Полевые испытания статическим и динамическим зондированием; Определение прочности по контрольным образцам; Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля; Определение прочности по образцам, отобранным из конструкций; Определение прочности бетона ультразвуковым методом; Определение морозостойкости бетона ультразвуковым методом; Определение толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры в железобетонных конструкциях магнитным методом; Определение предела прочности при сжатии керамического, силикатного кирпича и камней, кладки каменной, стеновых камней бетонных и из горных пород, стеновых блоков из природного камня и предела прочности при изгибе керамического и силикатного кирпича.

Экспертная организация вправе привлекать к проведению экспертизы лаборатории других организаций на условиях субподряда. В случае привлечения лабораторий других организаций на условиях субподряда, участником предоставляются документ, подтверждающий наличие договорных взаимоотношений со сторонней лабораторией и документы, подтверждающие её аккредитацию.

Согласно п. 4.5.1.3 документации о закупке документы, входящие в заявку, не должны содержать недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию, а также должны отсутствовать внутренние противоречия между различными частями и/или документами заявки, в том числе по тексту внутри одного документа.

В соответствии с п. 4.9.3 документации о закупке рассмотрение заявок проводится на основании представленных в составе заявки документов и сведений. Проверка актуальности и достоверности предоставленных документов и сведений осуществляется с использованием официальных сервисов органов государственной власти, или иным законным способом.

В соответствии с п. 4.9.6 документации о закупке по результатам рассмотрения заявок (проведения отборочной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:

а) несоответствие заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям Документации о закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов, а также внутренних противоречий между различными частями и/или документами заявки, в том числе по тексту внутри одного документа;

б) несоответствие Участников требованиям Документации о закупке;

в) несоответствие привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей), изготовителей товара требованиям Документации о закупке (в случае установления соответствующих требований в Документации о закупке);

г) несоответствие предлагаемой продукции требованиям Документации о закупке, в том числе порядка описания такой продукции;

д) несоответствие предлагаемых договорных условий требованиям Документации о закупке, в том числе превышение цены заявки установленного размера НМЦ;

е) несоответствие размера, формы, условий и порядка предоставления обеспечения заявки (в случае установления соответствующих требований в Документации о закупке).

Согласно протоколу процедуры открытия доступа к заявкам от 20.04.2023 на участие в закупке подано 3 (три) заявки.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии 1-го уровня АО «ДГК» по запросу предложений в электронной форме на право заключения договора «Экспертиза промышленной безопасности ЗиС для нужд подразделений АО «ДГК», Лот 410113-ЭКСП ПРОД-2023-ДГК от 19.05.2023 отклонена 1 заявка, в том числе заявка ООО «РЦ ДИЦ».

Закупочной комиссией принято решение отклонить заявку Коллективного Участника (лидер ООО «РЦ ДИС», член коллективного участника: ООО «Экспертная компания «Регион») от дальнейшего рассмотрения на основании п.4.9.6 (а) Документации о закупке, как несоответствующую следующим требованиям:

В составе заявки предоставлены копии свидетельств об аккредитации лабораторий разрушающих испытаний, в которых отсутствуют: Полевые испытания статическим и динамическим зондированием в соответствии с ГОСТ 19912-2012, ГОСТ 58888-2020, ГОСТ Р 58961-2020, Измерение деформация оснований зданий и сооружений в соответствии с ГОСТ 24846-2019, ГОСТ Р 58270-2018, что не соответствует п. 4 Специальных требований к участнику Приложения №1 к Документации о закупке.

По результатам направления дополнительного запроса замечание не устранено, так как участником предоставленные копии свидетельств об аккредитации лабораторий разрушающих испытаний ООО «СтройКонтроль» и ООО «СтройЛаб - Центр», в которых отсутствуют: Полевые испытания статическим и динамическим зондированием в соответствии с ГОСТ 19912-2012, ГОСТ 58888-2020, ГОСТ Р 58961-2020, а именно:

- в представленном аттестате аккредитации ИЛ «СтройЛаб-ЦЕНТР» отсутствуют характеристики (показатели) прочности и деформируемости, определяемые при методе испытания штампом (ГОСТ 20276.1-2020) для соблюдения условия в п. 5.3.5 СП 50-101-2004, который является методом полевого определения характеристик деформируемости грунтов и указан в п. 4 Приложения 1 к Техническим требованиям. При этом в аттестате аккредитации ИЛ «СтройЛаб-ЦЕНТР» перечислены характеристики (показатели) плотности и влажности, соответственно нет подтверждения того, что ИЛ «СтройЛаб-ЦЕНТР» обладает методами для определения основных параметров механических свойств грунтов, определяющих несущую способность оснований и их деформации. В п. 4.3 ГОСТ 19912-2012 указаны параметры необходимые для определения несущей способности грунтов согласно п. 5.3.1 СП 50-101-20:

«4.3 Методы полевых испытаний грунтов зондированием применяют в комплексе с другими видами инженерно-геологических работ или отдельно для:

- количественной оценки характеристик физико-механических свойств грунтов;

В аттестате аккредитации ИЛ «СтройЛаб-ЦЕНТР» указана часть показателей - коэффициент уплотнения грунтов, но отсутствует характеристики физико-механических свойств грунтов, необходимых для оценки несущей способности, таким образом, нет подтверждения того, что ИЛ «СтройЛаб-ЦЕНТР» обладает методами для определения основных параметров механических свойств грунтов, определяющих несущую способность оснований и их деформации.

Изучив материалы дела, а также заслушав участников дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.

Коллективным участником (лидер ООО «РЦ ДИС», член коллективного участника: ООО «Экспертная компания «Регион») подана заявка на участие в закупке, в составе которой подставлены, в том числе копии свидетельств об аккредитации лабораторий разрушающих испытаний ООО «СтройКонтроль» и ООО «СтройЛаб - Центр».

При этом в п. 5 аттестата аккредитации ООО «СтройЛаб-ЦЕНТР» указано, что данная лаборатория аккредитована по методу испытаний: Полевые испытания статическим и динамическим зондированием в соответствии с требованиями ГОСТ 19912-2012 «Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием».

В соответствии с СП 50-101-2004 существуют несколько методов определения деформационных характеристик грунтов среди которых выделяют:

1) Метод штампов (в соответствии с п. 5.3.3 СП 50-101-2004). Данный метод относится к достоверным и не требует какого-либо уточнения данных, полученных в результате испытаний.

2) Метод статического и динамического зондирования. (в соответствии с п. 5.3.5 СП 50-101-2004). Для зданий I и II уровня ответственности данный метод требует уточнения на основе их сопоставления с результатами параллельно проводимых испытаний того же грунта штампами (в соответствии с п. 5.3.3 СП 50-101-2004).

Заявитель в ходе разъяснения по дополнительному запросу предоставил документы, подтверждающие наличие договорных отношений с лабораториями ООО «СтройЛаб-ЦЕНТР» и ООО «СтройКонтроль» с приложением документов, подтверждающих аккредитацию данных лабораторий (аттестатов аккредитации). п. 115 аттестата лаборатории ООО «СтройКонтроль» подтверждает что данная лаборатория аккредитована по методу определения деформационных характеристик грунтов за счет испытаний грунта штампом в соответствии с требованиями ГОСТ 20276. Данная лаборатория может испытывать все виды грунтов, кроме просадочных.

В ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России представитель АО «ДГК» подтвердил, что исходя из свидетельства об аккредитации лаборатории ООО «СтройКонтроль», указанная лаборатория может в полном объеме проводить испытания методом полевого определения характеристик прочности и деформируемости (за исключением просадочных грунтов).

Доводы о необходимости испытаний в том числе, просадочного грунта, в связи с возможным изменением свойств грунта с течением времени, не принимаются Комиссией Хабаровского УФАС России.

Согласно разделу 4 СП 115.13330 «СНиП 22-01-95 Геофизика опасных природных воздействий» (является действующим):

п. 4.4 предварительную оценку опасных природных  воздействий на территории планируемого строительства следует осуществлять на основе данных, представленных в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, государственном картографо-геодезическом фонде, государственном фонде данных о состоянии природной среды, а также в материалах иных государственных и негосударственных фондов.

П. 4.5 При отсутствии данных, необходимых для предварительной оценки возможности проявления опасных природных воздействий в информационных системах градостроительной деятельности, государственных и негосударственных фондах, используют материалы и сведения источников, перечисленных в приложении А и представленных в приложениях Б, В и СП 116.13330.2012 (приложение В).

В соответствии с приложением Б, рисунок Б.7 «Карта распространения просадочных грунтов на территории Российской Федерации» просадочные грунты не расположены на территории структурных подразделений, по адресам которых будут оказываться услуги по экспертизе промышленной безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями технического задания.

Документация о закупке, также не содержит сведений о наличии на территории  подразделений АО «ДГК» просадочного грунта, и не содержит требований о необходимости испытании просадочных грунтов.

При этом вопреки доводам заказчика СП 50-101-2004 не содержит положений о том, что метод статистического и динамического зондирования является обязательным и полностью достоверным для зданий I и II уровня ответственности, экспертизу которых согласно пояснениям заказчика необходимо проводить.

В составе заявки ООО «РЦ ДИЦ» представлен аттестат лаборатории ООО «СтройЛаб-ЦЕНТР», которая согласно п. 5 вправе проводить испытания методом статического и динамического зондирования. При этом ни документация о закупке ни СП 50-101-2004 не говорят о необходимости проведения этих испытаний в полном объеме при одновременном проведении испытаний по методу штампов.

При таких обстоятельствах, Комиссия Хабаровского УФАС России не усматривает в заявке ООО «РЦ ДИЦ» несоответсвий, отраженных в протоколе заседания закупочной комиссии 1-го уровня АО «ДГК» по запросу предложений в электронной форме на право заключения договора «Экспертиза промышленной безопасности ЗиС для нужд подразделений АО «ДГК», Лот 410113-ЭКСП ПРОД-2023-ДГК от 19.05.2023, выводы  закупочной комиссии не подтверждаются материалами дела.

Таким образом, отклонение заявки ООО «РЦ ДИЦ» по указанным в протоколе замечаниям неправомерно.

Исходя из изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России усматривает в действиях заказчика, организатора закупки нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

При разрешении вопроса о выдаче предписания комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии оснований для его выдачи. На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

                                                  

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «РЦ ДИЦ» на действия заказчика – АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК»), при проведении запроса предложений в электронной форме на экспертизу промышленной безопасности ЗиС для нужд подразделений АО «ДГК» (извещение №32312272220) обоснованной;

2. Признать заказчика – АО «Дальневосточная генерирующая компания» нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

3. Выдать предписание об аннулировании протоколов, составленных в ходе закупок, пересмотре заявок, поданных на участие в закупке;

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны