Решение №384 Решение № 384 в отношении администрации города Хабаровска, з... от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 384

09.08.2016 год                                                                                                 г. Хабаровск

   

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе: <…>

 

в присутствии представителей:

от заявителя ООО «Стройинвест», представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;

от уполномоченного органа - администрация города Хабаровска:

- <…> (представитель по доверенности)

от заказчика - Управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска, представитель, уведомленный надлежащего образом о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия уполномоченного органа - администрации города Хабаровска, заказчика - управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска при проведении электронного аукциона на ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов и материалы дела № 7-1/566,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО «Стройинвест» на действия уполномоченного органа - администрации города Хабаровска, заказчика - управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска при проведении электронного аукциона на ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.

Заявитель указывает в своей жалобе доводы, касающиеся положений документации электронного аукциона, а именно:

  • в проекте контракта неверно определен срок оплаты работ по исполненным обязательствам, предусмотренным контрактом;
  • в проекте контракта отсутствует информация о сроке приемки выполненных работ;
  • аукционная документация не содержит требования о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства. Установленное требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе;
  • аукционная документация содержит неправомерное требование о наличии у участника закупки копии свидетельства саморегулируемой организации, содержащей информацию о праве участника размещения заказа на выполнение работ по одному контракту на сумму не ниже начальной (максимальной) цены контракта;
  • в проекте контракта не установлены сроки выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта, в связи с чем, не представляется возможным представить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающего срок действия контракта не менее чем на один месяц;

На основании ст. 99 ФЗ №44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.

Извещение № 0122300006116000863 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 19.07.2016.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 070 816,00 рубля.

Источник финансирования: бюджет городского округа "Город Хабаровск".

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 05.08.2016, на участие в электронном аукционе поступило 8 заявок. Заявка с порядковым номером 7 не допущена к участию в электронном аукционе на основании п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе: в приложении 1 к 1 части заявки, не указаны конкретные показатели значений параметров материалов – «камень бортовой» и «лотки ж/б», соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (п. 3 раздела 32. «Аукционной документации»).

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 08.08.2016, поступило 4 предложения о цене контракта, наименьшее предложение о цене контракта сделал участник с порядковым номером 3 - 34 060 193,60 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.08.2016, рассмотрены вторые части заявок 4 заявок. Заявка с порядковым номером 1 признана несоответствующей требованиям аукционной документации на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе - непредставление документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62 Закона о контрактной системе, ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В процессе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым, считает жалобу необоснованной.

На заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители уполномоченного органа пояснили следующее.

Установленный срок оплаты выполненных работ в течение 90 рабочих дней не противоречит действующему законодательству о контрактной системе. Администрацией города Хабаровска получено письмо № 1.1.37-482 от 03.03.2015 от Вице-Мэра города Хабаровска, согласно которому, в договорах, в заявках на размещение муниципального заказа, необходимо предусмотреть срок оплаты не менее 90 банковских дней в целях реализации антикризисных мер.

В разделе 7 муниципального контракта подробно описан порядок и срок приемки выполненных работ.

В п. 32 аукционной документации установлено требование о представлении во второй части заявки копии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в рамках п. 33.22.1 – автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта, который входит в группу 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624. Требование о представлении во второй части заявки свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства не устанавливалось.

В аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки копии свидетельства саморегулируемой организации, содержащей информацию о праве участника размещения заказа на выполнение работ по одному контракту на сумму не ниже начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В аукционной документации и в проекте муниципального контракта содержится условие об обеспечении исполнения условий контракта в размере 10 % от начальной (максимальной) цены контракта. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пункт 12.1 контракта содержит информацию, что контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до исполнения сторонами всех взаимных обязательств.

Срок исполнения основного обязательства подрядчика определен п. 3.2 контракта, где указан срок завершения работ - 20.11.2016 год.

 

Изучив материалы дела № 7-1/556 и заслушав представителей заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.

  1. Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

При этом требований к порядку определения сроков и порядка оплаты товара, работы или услуги Законом о контрактной системе не установлено.

Пунктом 4.1 Проекта муниципального контракта установлено следующее: «Заказчик производит расчет за фактически выполненные работы путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, в течение 90 (девяноста) рабочих дней от даты подписания сторонами «Акта о приемке выполненных работ» по форме  КС-2 (далее - КС-2) и  «Справки о стоимости выполненных работ» по форме КС-3(далее - КС-3)  на основании представленного Подрядчиком счета-фактуры, счета».

Пунктом 7.1 раздела 7 «Приемка работ» проекта муниципального контракта установлено, что «Приемка выполненных работ осуществляется Заказчиком ежемесячно. В акт сдачи-приемки выполненных работ за текущий месяц включаются работы, выполненные Подрядчиком за период с 21 числа предыдущего месяца по 20 число текущего месяца. Выполненные работы принимаются на основании предъявленных Подрядчиком и принятых Заказчиком актов КС-2 и справок КС-3 в пределах цены контракта».

Таким образом, заказчиком соблюдены требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а доводы заявителя в данной части следует признать необоснованными.

 

  1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Приказ № 624) утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 32 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе:

4) Копия свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:

Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (часть III Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. № 624):

 п. 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.

Согласно Приказу № 624, указанный в п. 32 аукционной документации заказчиком пункт 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта входит в группу 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Ввиду изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в аукционной документации установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе исключительно свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, а не о допуске к конкретным видам работ, что не противоречит законодательству о контрактной системе.

Согласно п. 29 «Требования к участникам осуществления закупки» аукционной документации, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что указание в аукционной документации требований о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствие с законодательством Российской Федерации, не в полной мере отражает условия Приказа № 624, поскольку в аукционной документации не конкретизировано каким именно требованиям должен соответствовать участник данной закупки.

Следовательно, уполномоченным органом при проведении вышеуказанного электронного аукциона нарушены положения п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Необходимо отметить, что всеми участниками электронного аукциона в составе второй части заявки представлены свидетельства саморегулируемой организации согласно требованиям п. 32 аукционной документации.

 

  1. Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Форма свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 N 356 (далее - Приказ). Согласно Приложению к Приказу в свидетельстве указывается предельная стоимость работ (по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства или по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства) по одному договору, на осуществление организации которых член саморегулируемой организации вправе заключать договоры.

В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.

Следовательно, член саморегулируемой организации вправе заключать договоры по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства, по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает сумму, указанную в свидетельстве.

Пунктом 32 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копию свидетельства СРО, содержащую информацию о праве участника размещения заказа на выполнение работ по одному контракту на сумму не ниже начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 7 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства со стоимостью работ по одному договору, которая должна быть не ниже предложения о цене контракта участника закупки на торгах.

Таким образом, действия уполномоченного органа, установившего в аукционной документации требование о том, что стоимость работ, указанная в свидетельстве о допуске к работам по организации строительства, должна быть не ниже начальной (максимальной) цены контракта, установленной аукционной документацией, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

  1. Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с ч. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Согласно ст. 190 ГК РФ, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Частью 1 ст. 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Пунктом 12.1 Проекта муниципального контракта установлено следующее: «Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до исполнения сторонами всех взаимных обязательств».

Согласно п. 3.2 Проекта муниципального контракта, заказчиком установлен срок завершения работ – до 20.11.2016.

В соответствии с п. 38 аукционной документации срок действия банковской гарантии должен быть не менее, чем до 31 января 2017 года.

Таким образом, в п. 3.2 Проекта долгосрочного муниципального контракта заказчиком определен срок завершения работ, что и является сроком выполнения подрядчиком обязательств по контракту.

Ввиду изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, уполномоченного органа не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия уполномоченного органа - администрации города Хабаровска, заказчика - управления дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска при проведении электронного аукциона на ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов частично обоснованной;
  2. Признать уполномоченного органа нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;
  3. На основании пункта 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предписание уполномоченному органу – администрации города Хабаровска не выдавать, поскольку допущенные нарушения не повлияли на результаты электронного аукциона.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны