Решение №б/н Решение по жалобе ИП <...> на действия АО «Ванинский морс... от 25 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №8-01/19

25 февраля 2019 года г. Хабаровск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <…> – заместителя руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: <…>– начальника отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей от:

- АО «Ванинский морской торговый порт» - <…> по доверенности от 11.02.2019 №59/2019 (до перерыва), <…> по доверенности от 11.02.2019 №58/2018,

- индивидуальный предприниматель <…> по паспорту (до перерыва),

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <…>, материалы дела №8-01/19,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП <…> на действия АО «Ванинский морской торговый порт» при проведении запроса коммерческих предложений на право оказания транспортных услуг (извещение №31907426428).

Как следует из жалобы, предпринимателю организатором закупки, заказчиком уведомления о проведении переторжки не направлялись, что лишило его возможности сделать новое ценовое предложение, тогда как второму участнику такое приглашение на переторжку направлялось, договор с победителем закупки заключен в срок менее чем через 10 дней.

В заседании комиссии ИП <…> доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснив, что на сайте ЭТП В2В размещены два протокола о закупке, противоречащих по своему содержанию. В единой информационной системе размещен 1 итоговый протокол, в котором указано о рассылке приглашений на переторжку всем участникам. Договор заключен ранее 10 дней.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях, дополнительно пояснив заседании комиссии, что переторжка проводилась путем направления участниками предложений на закрытый электронный ящик заказчика, договор заключили исходя из срочной потребности в товарах. Заявки также подавались через заказчика с электронной цифровой подписью заказчика.

Из письменных возражений заказчика от 11.02.2019 №025-02/019 следует, что два из четырех участников подали свои предложения через организатора закупки в соответствии с пунктом 3.2.4 закупочной документации, в связи с чем переторжка проводилась с приемом предложений участников на закрытый электронный ящик заказчика. В соответствии с пунктом 3.4.6.1 участникам закупки направлено письмо с приглашением на участие в переторжке с указанием электронного адреса заказчика и времени подачи предложений. На переторжку поступило одно предложение от ИП <…>

Из дополнительный возражений заказчика от 20.02.2019 №025-02/028 следует, что в соответствии с пунктом 1.1.11 закупочной документации участники самостоятельно должны отслеживать размещение в единой информационной системе информацию о принятых в ходе закупочных процедур решениях закупочной комиссии и организатора закупки. Оба участника зарегистрировались на ЭТП в качестве участников, посредством функционала системы допущены к переторжке и имели равный доступ к размещаемым на ЭТП сведениям, в том числе к приглашению на участие в переторжке. У любого участника закупки, проводимой на ЭТП, существует возможность подписаться на процедуру закупки либо поместить ее в избранную, то есть обозначить свой интерес к ней, в этом случае участник будет уведомляться площадкой о любых изменениях и действиях в отношении конкретной процедуры закупки.

ЭТП В2В –center письмом от 15.02.2019 №68/ЦЗЭ сообщила, что рассылка оповещений по процедуре закупки не производилась. Рассылка подобных информационных уведомлений является дополнительным функционалом, предоставляемым оператором. Законодательно обязанности осуществления таких рассылок не установлено. Уведомления такого рода носят исключительно информационный характер и не предоставляют какого-либо специального доступа для участия в процедуре.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Принятие решения по жалобе индивидуального предпринимателя <…> в соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных документов.

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела №8-01/19, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона о закупках).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно части 10 указанной статьи, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. (пункт 1); требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (пункт 3); сведения о начальной (максимальной) цене договора (пункт 5); требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям (пункты 9, 10); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (пункт 14).

18.01.2019 на официальном сайте Российской Федерации в Единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение №31907426428 о проведении запроса коммерческих предложений на право заключения договора на оказание транспортных услуг. Начальная (максимальная) цена договора – 1 814 000 руб. Дата окончания подачи заявок –25.01.2019. Дата подведения итогов – 28.02.2019.

Перечень документов, предоставляемых участниками для подтверждения их соответствия требованиям заказчика, установлен пунктом 3.2.1 документации о закупке.

В соответствии с пунктом 3.2.1.2 закупочной документации заявка должна быть подготовлена в электронной форме с использованием функционала системы в отсканированном виде с последующим его предоставлением в адрес организатора в письменной (бумажной) форме.

Порядок подготовки и подачи заявок через систему установлен пунктом 3.2.3 документации о закупке.

Порядок подачи заявок установлен пунктом 3.2.4 закупочной документации.

В соответствии с пунктом 3.2.4.1 документации о закупке установлен порядок подачи заявки на электронный адрес организатора, в случае отсутствия у участника возможности подачи предложения через функционал электронной торговой площадки организатор процедуры вправе принять от такого участника предложение на адрес электронной почты zakupki@vcsp.ru, самостоятельно загрузив данное предложение на площадку посредством функционала системы при соблюдении следующих условий:

- участник должен быть зарегистрирован в системе,

- предложение должно поступить на адрес электронной почты не позднее чем за 4 часа до окончания основного этапа закупочной процедуры,

- при предоставлении предложения в сканированном варианте участник должен соблюсти установленные условия.

Порядок подачи заявок в системе определяется регламентом и правилами работы площадки (пункт 3.3.1.1. документации о закупке).

Пунктом 3.4 закупочной документации регламентировано проведение переторжки. Участник, приглашенный на переторжку, вправе не участвовать в ней, тогда его заявка, по которой он не участвовал в переторжке, остается действующей с ранее объявленной ценой (подпункт 3.4.3). Процедура переторжки проводится с использованием функционала системы в режиме редукциона, порядок проведения переторжки определяется правилами данной площадки (подпункт 3.4.5).

Пунктом 3.4.6 закупочной документации установлены действия, совершаемые в случае применения пункта 3.2.4 документации о закупке:

- если два или более двух Участников подали свои предложения самостоятельно (без применения п. 3.2.4. настоящей Закупочной документации), то первый этап переторжки объявляется с использованием функционала Системы в режиме редукциона, а второй этап переторжки проводится с приемом предложений участников на закрытый электронный ящик peretorzhka@vcsp.ru.

- если менее двух Участников подали свои предложения самостоятельно (без применения п. 3.2.4 настоящей Закупочной документации), то переторжка проводится с приемом предложений участников на закрытый электронный ящик peretorzhka@vcsp.ru. При проведении переторжки с приемом предложений на закрытый электронный ящик peretorzhka@vcsp.ru, организатор, посредством функционала системы направляет в адрес всех Участников приглашения на участие в переторжке с указанием адреса электронной почты для приема предложений.

В соответствии с пунктом 3.4.6.1 документации о закупке по итогам вскрытия электронных конвертов в системе, организатор, с использованием функционала системы, официальным письмом направляет в адрес всех Участников приглашения на участие в переторжке с указанием адреса электронной почты peretorzhka@vcsp.ru и времени подачи предложений.

Вскрытие электронного почтового ящика осуществляется в обозначенное в приглашении время силами уполномоченных сотрудников служб порта (пункт 3.4.6.2 документации). К дальнейшему рассмотрению принимаются предложения, поданные в порядке, обозначенном документацией. Прием предложений с ценами переторжки иным способом запрещен.

Порядок работы электронной площадки регламентирован регламентом системы В2В-center. Пунктом 8.13.6 регламента установлен порядок проведения переторжки в рамках запроса предложений. При проведении заочной переторжки участники могут подавать и изменять свои заявки на переторжку через редактирование своей заявки вплоть до окончания срока подачи заявок на переторжку (пункт 7 регламента).

Согласно пункту 10.5 регламента ЭТП (о редукционе), все подписавшиеся на изменения участники системы автоматически оповещаются обо всех изменениях в процедуре.

Как следует из протокола заседания закупочной комиссии по подведению итогов №1165663, в качестве участников зарегистрировались ИП<…>. с ценой предложения 1 800 000,00 руб., ИП <…> с ценой предложения 1 8414 000,00 руб. На первый этап с приемом предложений на закрытый электронный ящик peretorzhka@vcsp.ru поступило предложение ИП <…> с ценой предложения 1 632 600,00 руб., заявки признаны соответствующими, ИП <…> присвоен 1 номер <...> ИП <…> присвоен 2 номер <...> Победителем признан ИП <…> Договор заключен с победителем закупки 30.01.2019.

Из представленных ЭТП сведений следует, что в указанной процедуре заявки от имени неполноправных участников подавались организатором закупки. В данном случае система ЭТП не направляет уведомлений о проведении переторжки участникам.

Материалами дела подтверждается, что заявки ИП <…> и ИП <…> заверены ЭЦП сотрудника заказчика <…> (протокол заседания комиссии по вскрытию конвертов от 28.01.2019, информация о закупке с электронной торговой площадки).

ИП <…> не представил доказательств того, что подписался на изменения в соответствии с пунктом 10.5 регламента ЭТП (о редукционе), равно как и не доказал, что зарегистрировался на ЭТП в полном объеме и является полноправным участником закупки на данной ЭТП.

Согласно статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Поскольку закупочная документация содержит в том числе порядок действий участников при подаче заявок, регламент ЭТП также размещен в свободном доступе, все участники закупки не лишены возможности зарегистрироваться на ЭТП, подписаться на изменения в закупке с целью получения всех уведомлений о ходе закупки.

При невыполнении данных условий участник несет риск оказаться неуведомленным о тех или иных изменениях о ходе проведения закупки.

Заключение договора ранее 10 дней не свидетельствует о нарушении прав заявителя, поскольку его жалоба принята к рассмотрению и рассмотрена, по ней принято решение.

Исходя из таких обстоятельств, комиссией Хабаровского УФАС России жалоба признается необоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1. поименованного закона).

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать жалобу индивидуального предпринимателя <…> на действия АО «Ванинский морской торговый порт» при проведении запроса коммерческих предложений на право оказания транспортных услуг (извещение №31907426428) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

       
       
       

Связанные организации

АО "ПОРТ ВАНИНО"
ИНН 2709001590, ОГРН 1022700711450