Решение №ЛИ/1375/23 О принятии решения по жалобе ООО «АмурБизнесАвто» на действи... от 10 февраля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №7-11/17
(027/10/18.1-141/2023)
07 февраля 2023 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <...>, членов Комиссии: <...>, <...>
в присутствии представителей:
от АО «ДГК» - <...>, <...>,
от ООО «АмурБизнесАвто» - <...>,
рассмотрев жалобу ООО «АмурБизнесАвто» на действия заказчика – АО «ДГК» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку запасных частей к спецтехнике (извещение №32211926852), материалы дела №7-11/17 (027/10/18.1-141/2023),
УСТАНОВИЛА:
В Хабаровское УФАС России поступила жалоба ООО «АмурБизнесАвто» на действия АО «ДГК» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку запасных частей к спецтехнике (извещение №32211926852).
Из жалобы следует, что закупочной комиссией при проведении аукциона в электронной форме необоснованно принято решение о несоответствии заявки ООО «АмурБизнесАвто» условиям документации о закупке, что противоречит Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №223-ФЗ (далее - Закон о закупках).
АО «ДГК» представлен отзыв от 06.02.2023 №ДГК-018/2108, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме.
Заслушав представителей общества, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с частями 1,2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупке – документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия из применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Пунктом 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; 2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; 3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора; 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей; 8) порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки); 9) требования к участникам такой закупки; 10) требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии; 11) формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке; 12) дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки; 13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке; 15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 16) иные сведения, определенные положением о закупке.
Исходя из требований пп. 1 п. 10 ст. 4 Закона о закупках, обязанность описания технических и функциональных характеристик, требований к упаковке закупаемой продукции, сохраняется за заказчиком в любом случае, даже когда эквиваленты по закупке не допускаются.
Данные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что именно заказчик (организатор закупки) наделен правом установить в документации о торгах порядок и условия их проведения, установить требования к закупаемому товару, исходя из имеющейся у заказчика потребности. Иные лица подобным правом не обладают.
07.12.2022 АО «ДГК» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о закупке №32211926852 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку запасных частей к спецтехнике.
Дата начала срока подачи заявок – 07.12.2022. Дата окончания срока подачи заявок – 26.12.2022. Дата рассмотрения первых частей заявок – 17.01.2023. Дата начала срока подачи ценовых предложений – 19.01.2023. Дата рассмотрения вторых частей заявок – 30.01.2023. Дата подведения итогов – 01.02.2023. Начальная (максимальная) цена договора – 13 812 428,00 рублей.
В соответствии с пп. 4.5.1.1 п. 4.5.1 раздела 4 аукционной документации участник должен подготовить заявку, включающую в себя полный комплект документов согласно перечню, определенному в разделе 11 (Приложение №4 – состав заявки) в соответствии с образцами форм, установленными в разделе 7. При этом ценовое предложение вместе с заявкой не подается, а предоставляется Участниками в установленном порядке после завершения процедуры аукциона (пункт 4.10.11).
В рамках процедуры рассмотрения первых частей заявок, вторых частей, а также рассмотрения ценовых предложений Участников, Организатор вправе направить в адрес Участника дополнительный запрос разъяснений и/или дополнения его заявки, влияющие на отклонение или оценку и сопоставление его заявки, в следующих случаях:
в составе заявки (в какой-либо ее части) отсутствуют, представлены не в полном объеме или в нечитаемом виде документы или сведения, необходимые для определения:
- соответствия Участника требованиям Документации о закупке в части обладания гражданской и специальной правоспособностью (лицензии, другие разрешительные документы, в том числе подтверждающие членство в саморегулируемых организациях, и т.д. (в случае, если представление таких документов в составе заявки установлено требованиями Документации о закупке)), наличия полномочий лица на подписание заявки от имени Участника;
- соответствия заявки требованиям Документации о закупке в части характеристик предлагаемой продукции и договорных условий, расчета цены договора;
в заявке имеются разночтения или положения, допускающие неоднозначное толкование, не позволяющие определить соответствие заявки или Участника требованиям Документации о закупке или осуществить оценку и сопоставление заявок (п. 4.15.1 аукционной документации).
Пунктом 4.15.7 аукционной документации установлено, что непредставление или представление не в полном объеме запрашиваемых документов и/или разъяснений в установленный в запросе срок служит основанием для отклонения заявки такого Участника по условиям пунктов 4.9.5 / 4.12.3 / 4.14.3 соответственно.
Согласно пп. 7.4.1 п. 7.4 раздела 7.4 аукционной документации Участник обязан описать все позиции Технических требований (Приложение №1 – технические требования), с учетом предлагаемых условий Договора, а также требований разделов 4 и 6 настоящей Документации о закупке, при этом в предложении не допускается ограничиваться типовыми фразами («готовы выполнить все в соответствии с Техническими требованиями», «со всем согласны» и т.д.), или копированием конкретных требований из Технических требований, необходимо самостоятельно заполнить все ячейки/значения/разделы с описанием предлагаемых характеристик оборудования, технологий выполнения работ, значений, величин, сроков и т.д.
Приложением №1 к документации о закупке «Технические требования» определены, в том числе наименование продукции, технические и функциональные характеристики продукции (артикул, каталожный номер, тип спецтехники).
Также Техническими требованиями определены места поставок:
1) Грузополучатель: АО «ДГК» Филиал Хабаровская генерация СП Комсомольская ТЭЦ-2 КПП 270345001, адрес: 681000, Хабаровский край РФ, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, д.1/3;
2) Грузополучатель: АО «ДГК» Филиал Хабаровская генерация СП Хабаровская ТЭЦ-1 КПП 272145001, адрес: 680015, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Узловая, д.15а;
3) Грузополучатель: АО «ДГК» Филиал Хабаровская генерация СП Хабаровская ТЭЦ-3 КПП 272145002, Адрес: 680025, Хабаровский край РФ, г. Хабаровск, Шоссе Федоровское, 10;
4) Грузополучатель: АО АО «ДГК» СП «Нерюнгринская ГРЭС», Чульманская ТЭЦ, Адрес: 678995, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пгт. Серебряный Бор, КПП 143445001;
5) Грузополучатель: АО «ДГК» СП «Хабаровские тепловые сети», Адрес: 680023, г. Хабаровск, ул. Флегонтова. 13А, КПП 272145005;
6) Грузополучатель: АО «ДГК» Филиал Хабаровская генерация СП «ТЭЦ в г. Советская Гавань» КПП 270945003, Адрес: 682817, Хабаровский край г. Советская Гавань, ул. Кишиневская 2;
7) Грузополучатель: А АО «ДГК» Филиал «Амурская генерация», СП Благовещенская ТЭЦ, Адрес: 675007, Амурская область РФ, г. Благовещенск, ул. Загородная, д.177 КПП 280102001;
8) Грузополучатель: АО «ДГК» Филиал «Амурская генерация» СП Райчихинская ГРЭС, Адрес: 676769, Амурская обл., пгт. Прогресс, ул Бурейская,1 КПП 280632001;
9) Грузополучатель: АО «ДГК» Филиал Приморская генерация СП Партизанская ГРЭС, Адрес: 692880, Приморский край, г. Партизанск, ул. Свердлова, д.2;
10) Грузополучатель: АО «ДГК» Филиал Приморская генерация СП Артемовская ТЭЦ, Адрес: 692775, Приморский край, г. Артём, ул. Каширская, д.23, КПП 250232001.
Таблицей №1.2 (дополнительные сведения) Технических требований установлено в том числе: Отгрузку произвести с доставкой продукции на склад грузополучателя.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок №62 от 17.01.2023 на участие в данном аукционе в электронной форме поданы следующие заявки: 1) заявка №979946; 2) заявка №979949; 3) заявка №981530. Аукционной комиссией принято решение об отклонении заявки №981530 (ООО «АмурБизнесАвто») от дальнейшего рассмотрения на основании п. 4.9.5 (а) документации о закупке: в составе заявки Участника № 981530 в Техническом предложении (приложение 2 к письму о подаче оферты № б/н от 26.12.2022г) не указаны адрес места поставки предлагаемой продукции, что не соответствует условиям Технический требований Заказчика (Приложение 1 к Документации о закупке), а также пункту 4.5.5.2 Документации о закупке, в котором указано следующее требование: «При описании продукции Участник обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям Документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены. При этом должны указываться точные и не допускающие двусмысленного толкования показатели». Ответ на дополнительный запрос № 82/9 от 11.01.2023 Участником не представлен.
Из заявки ООО «АмурБизнесАвто», поданной на участие в данном аукционе в электронной форме, следует, что общество в составе первой части заявки представило следующие документы, в том числе: приложение №2 к письму о подаче оферты от 26.12.2022 «Техническое предложение».
Техническим предложением определены функциональные характеристики (потребительские свойства), количественные и качественные характеристики продукции. Также указано, что срок поставки - по заявке в течение 90 календарных дней с даты получения заявки. Гарантийный срок - 12 календарных месяцев с момента подписания покупателем товарной накладной или УПД и акта входного контроля. Страна происхождения товара – Китай.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что в приложенной первой части состава заявки ООО «АмурБизнесАвто» отсутствует информация о грузополучателе, местах поставок, а также информация о согласии произвести отгрузку с доставкой продукции на склад грузополучателя, что не соответствует требованиям аукционной документации, а также Приложению №1 к аукционной документации «Технические требования».
11.01.2023 АО «ДГК» в адрес участника №981530 (ООО «АмурБизнесАвто») направлен запрос дополнительной информации которым заказчик просит уточнить в срок до 16:00 (Хабаровского времени) 16.01.2023 информацию в техническом предложении в связи с тем, что в составе заявки Участника в Техническом предложении (Приложение 2 к письму о подаче оферты № б/н от 26.12.2022г.) не указаны адреса мест поставки предлагаемой продукции, что не соответствует условиям Технических требований Заказчика (Приложение 1 к Документации о закупке), а также пункту 4.5.5.2 Документации о закупке, в котором указано следующее требование: «При описании продукции Участник обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям Документации о закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены. При этом должны указываться точные и не допускающие двусмысленного толкования показатели».
16.01.2023 ответ от участника №981530 (ООО «АмурБизнесАвто») на данный запрос дополнительной информации в адрес АО «ДГК» не поступил.
Поскольку первая часть заявки ООО «АмурБизнесАвто» не соответствует требованиям аукционной документации, а также приложению №1 к аукционной документации «Технические требования», в адрес АО «ДГК» не поступил ответ от ООО «АмурБизнесАвто» на дополнительный запрос, аукционной комиссией правомерно принято решение об отклонении данной заявки, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «АмурБизнесАвто» на действия АО «ДГК» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на поставку запасных частей к спецтехнике (извещение №32211926852) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.