Решение №7/12044 Признать жалобу ООО «Ансет-ТМ» на действия АО «ДГК» при пр... от 1 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 8-01/264

(027/10/18.1-1568/2021)

 

29 ноября 2021 года                                                                                 г. Хабаровск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей,

в присутствии представителей:

- ООО «Ансет-ТМ» - Д.В. Смолин по доверенности от 11.10.2021 №б/н ;

- АО «ДГК» - Р.А. Клышко по доверенности от 17.01.2019 № 51/16, А.Н. Быстрова по доверенности  от 30.01.2018 №51/45, И.Г. Федяшева по удостоверению,

 

рассмотрев жалобу ООО «Ансет-ТМ», материалы дела  № 8-01/264 (027/10/18.1-1568/2021),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба  ООО «Ансет-ТМ»  на действия заказчика - АО «ДГК» при проведении аукциона  в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,  на право заключения договора на поставку электроизоляционных материалов (извещение № 32110618062).

 Из жалобы следует, что Общество несогласно с установленными положениями документации о закупке  и отклонением его заявки от дальнейшего участия в закупке.

Представители АО «ДГК» с доводом жалобы не согласились по основаниям, изложенным в  письменном виде  от 24.11.2021 №01.8/20601, пояснив, что одним из  обязательных требований к участнику является отсутствие кризисного финансового состояния, оцениваемого в соответствии с  к прилагаемой к документации о закупке Единой методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояний (устойчивости) участников  закупочных процедур, проводимых Группой РусГидро (далее - Методика). В ходе рассмотрения заявки ООО «Ансет-ТМ»  по результатам проверки финансового состояния установлено, что  участник имеет кризисное  финансовое  (средний показатель – 0,43), в связи с чем заявка общества отклонена от дальнейшего рассмотрения на основании  подпункта «в» пункта 4.12.3 документации о закупке. В заседании комиссии представители АО «ДГК» пояснили,  что Общество с запросом о разъяснении положений документации о закупке не обращалось, положения документации до  окончания срока подачи заявок Обществом не обжаловались,  подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке. В связи с чем просят признать жалобу необоснованной.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1.  Федерального закона  от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы  дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции  установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие  в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного  нормативными  правовыми актами порядка размещения информации  о проведении торгов, порядка подачи  заявок на участие в торгах,  также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или  нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов,  иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 4 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

 Участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно  части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной  системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке,  документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе  закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев,  предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).

Из  части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара (пункт 1),  требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления  заявок  на участие в такой  закупке (пункт 14).

Таким образом, именно заказчик наделен правом устанавливать  требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

Закупка проводится в соответствии с Законом о закупках, Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро, утвержденное протоколом Совета директоров от 29.06.2021 № 330 (далее – Положение о закупке), размещенным на  официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru.

Пунктом 6.3 Положения о закупке к участникам закупок установлены единые требования.

Согласно пункту 6.3.3 Положения о закупке участник должен подготовить заявку по форме, установленной в документации о закупке. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием (акцептом – в случае проведения торгов) всех условий заказчика (организатора закупки), в том числе согласием исполнять обязанности участника.

В соответствии с пунктом 6.3.4 Положения о закупке заказчик определяет требования к участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам.

Пунктом 6.3.7 Положения о закупке установлено, что иные требования устанавливаются извещением и (или) документацией о закупке. Требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.

Заказчик определяет требования к участникам в документации о закупке в соответствии с настоящим Положением. Не допускается предъявлять к участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять рассмотрение, оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам, к закупаемой продукции, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам, к предлагаемой ими продукции, к условиям исполнения договора (пункт 7.2.10.12 Положения о закупке).

07.09.2021 на официальном сайте в ЕИС www.zakupki.gov.ru АО «ДГК»  размещено извещение № 32110618062 о проведении аукциона  в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,  на право заключения договора на поставку электроизоляционных материалов, документация о закупке, методика  проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых группой РусГидро (далее - Методика).

Сроки подачи заявок с 07.09.2021по 23.09.2021.  Дата рассмотрения первых частей заявок – 13.10.2021. Дата подачи ценовых предложений – 14.10.2021. Дата рассмотрения  вторых частей заявок – 09.11.2021.  Подведение итогов  – 11.11.2021.

Начальная (максимальная) цена договора составляет  9 047 000, 00 руб. (без учета НДС).

Согласно пункту 3.1.3 документации о закупке полный перечень  обязательных требований к участникам указан в приложении №3 настоящей документации о закупке (подраздел 10.1).

Согласно п. 4.3.1 документацией о закупке участники вправе обратиться к организатору за разъяснениями настоящей документации о закупке.

Подача участником заявки означает его безоговорочное согласие с условиями участия в закупке, содержащимися в документации о закупке, а также изучение им Положения о закупке заказчика и документации о закупке (включая все приложения к ней) (пункт 4.6.2 документации о закупке).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4.12.3 документации о закупке рассмотрение вторых частей заявок проводится на основании представленных в таких частях документов и сведений. Проверка актуальности и достоверности предоставленных документов и сведений осуществляется с использованием официальных сервисов органов государственной власти. По результатам рассмотрения вторых частей заявок закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям: несоответствие участника требованиям документации о закупке, установленным в приложении №3 к документации о закупке (раздел 10).

Участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой проверки ДРиФС) (пункт 3 подраздела 10.1 раздела 10 документации о закупке).

Участник закупки не должен обладать более чем 3 (тремя) ограничивающими факторами, указанными в Методике проверки ДРиФС (пункт 4 подраздела 10.1 раздела 10 документации о закупке).

В соответствии пунктом 2.6.1 Методики  для осуществления проверки финансового состояния (устойчивости) участника используются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с действующим законодательством РФ и опубликованной на Интернет сайте ФНС России, а именно: данные из бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001) и данные из отчета о финансовых результатах (форма по ОКУД 0710002) (п. 2.6.1 Методики).

Согласно  протоколу рассмотрения  первых частей заявок от 13.10.2021 №636 поступило 5 заявок, отклонены заявки  3 участников (№ 707363, 707078, 703285), признаны соответствующими первые части заявок 2 участников (№703306, №700924) .

Согласно  протоколу рассмотрения вторых частей заявок  от 09.11.2021 №637  принято решение об отклонении заявки №700924  (ООО «Ансет-ТМ»)  на основании п. 4.12.3 (в) документации о закупке по результатам  оценки финансово-экономической  устойчивости участник имеет  кризисное финансовое состояние (средний показатель – 0,43). Признана   соответствующей  условиям документации о закупке вторая часть заявки участника ООО «ГК «СТК» (№703306).

Согласно  протоколу  от 11.11.2021 № 638  закупка признана несостоявшейся,  по результатам оценки ценовой части заявки ООО «ГК «СТК»  признана соответствующей   условиям документации о закупке, принято решение о заключении договора с единственным участникам  конкурентной закупки.

  Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в закупке, либо лицом, не подавшим заявку на участие в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении закупки либо порядок подачи заявок на участие.

В соответствии с извещением 32110618062, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок дата окончания подачи заявок - 23.09.2021.

Заявитель направил жалобу на действия Заказчика – 18.11.2021 в 22:25. Жалоба получена  антимонопольным органом – 19.11.2021 (вх. № 7/16036).

Как следует, из жалобы заявитель не согласен с отклонением заявки Общества от дальнейшего участия в закупочной процедуре  по результатам оценки финансово-экономической  устойчивости, поскольку заказчиком неправомерно используется Методика для определения финансовой устойчивости,  в части установления такого требования, что приводит к ограничению конкуренции участников  закупки.

Материалами установлено, что ООО «Ансет-ТМ», приняв 23.09.2021 06:17:54  участие в процедуре, подало жалобу 18.11.2021 на оспаривание действий Заказчика в части утверждения Методики для осуществления проверки финансового состояния (устойчивости) участника приложение №6 к документации о закупке с нарушением требований Закона о закупках, с условиями которой конклюдентно согласился.

Более того, жалоба на положения документации о закупке подана Заявителем после отклонения заявки ООО «Ансет-ТМ» от дальнейшего участия в процедуре. Из вышеизложенного следует, что доводы жалобы фактически сводятся на оспаривание положений документации о закупке, на наличие которых Заявитель указал исключительно после отклонения его заявки.

При таких обстоятельствах, учитывая, что дата окончания подачи заявок на участие в процедуре определена Организатором на 23.09.2021 (16:00), Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что оспариваемые Заявителем положения документации о закупке, которые, по его мнению, ограничивают конкуренцию, подлежали обжалованию до окончания срока подачи заявок, а именно не позднее 23.09.2021.

В противном случае реализация такого права за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупочной процедуры, которые подали заявки в соответствии с условиями документации о закупке.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, «действия в обход закона»  с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается осуществление гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Как было указано ранее, участник, подавая заявку на участие в процедуре, конклюдентно соглашается с требованиями документации о закупке, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, обжалование участником положений документации о закупке  после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении своим правом на обжалование процедуры.

Кроме того, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности подачи жалобы до истечения срока, отведенного на подачу заявок.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что у Заявителя отсутствуют правовые основания для оспаривания положений документации о закупке после истечения срока, отведенного на подачу заявок для принятия участия в процедуре.

В связи с чем Комиссией Хабаровского УФАС России  принято решение об оставлении жалобы в части оспаривания документации о закупке без рассмотрения.

Относительно неправомерности отклонения заявки ООО «Ансет-ТМ» Комиссия Хабаровского УФАС России  отмечает следующее.

На заседании Комиссии представителем Заявителя не обжаловался результат  оценки финансово-экономической  устойчивости, произведенный Заказчиком на основании Методики, согласно которому  участник имеет  кризисное финансовое состояние (средний показатель – 0,43). Доказательств отсутствия кризисного финансового состояния в материалы дела Заявителем не представлено.

В связи с чем, Комиссия Хабаровского УФАС России  признает доводы жалобы Заявителя по отклонению его заявки от дальнейшего участия в аукционе  необоснованными.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Ансет-ТМ»  на действия  АО «ДГК» при проведении аукциона  в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства,  на право заключения договора на поставку электроизоляционных материалов (извещение № 32110618062) - необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края  в течение трех месяцев со дня его принятия.                                                                                                                                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны