Решение №027/10/18.1-106/2021 Решение по жалобе ЗАО «ПОШ-Химволокно» на действия ООО «Тран... от 2 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующей заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии: начальник отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
- ЗАО «ПОШ-Химволокно» по доверенности;
- ООО «Транснефть-Дальний Восток» - по доверенности,
рассмотрев жалобы ЗАО «ПОШ-Химволокно» на действия ООО «Транснефть-Дальний Восток» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку скального листа (извещение №32009786517).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили жалобы (вх. №8/719 от 22.01.2021, №8/788 от 25.01.2021) ЗАО «ПОШ-Химволокно» на действия ООО «Транснефть-Дальний Восток» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку скального листа с начальной ценой договора 1 198 035,36 руб. (извещение №32009786517).
Из жалоб ЗАО «ПОШ-Химволокно» следует, что аукционной комиссией решение об отказе в допуске к дальнейшему участию в закупке на основании непредоставления технического описания предлагаемого к поставке товара, принято неправомерно.
В заседании Комиссии Хабаровского УФАС России представители ООО «Транснефть-Дальний Восток» с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях от 29.01.2021 №ТДВ/42-13/1528, дополнительно пояснив, что по результатам рассмотрения заявки ЗАО «ПОШ-Химволокно» установлено, что в составе первой части заявки участника отсутствует описание предлагаемого к поставке товара. В с вязи с чем при рассмотрении первой части заявки не представлялось возможным определить соответствие технических параметров конкретными пунктами опросного листа № «30-20007-ТДВ-2021.ОЛ 4», а именно не предоставлена информация конкретных характеристик товара: толщина, ширина скального листа, а также комплектующие к скальному листу материалы: толщина, ширина, количество и состав ленты, количество пряжек. Данные требования не отражены в представленной участником форме 2 (1 части заявки), указанное наименование предлагаемого товара не отражает всех технических требований заказчика.
Комиссия Хабаровского УФАС, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135–ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Статьей 18.1. Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках).
Действия (бездействия) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленного законодательством и иными нормативно-правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции).
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках. В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи, с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статья 2 Закона о закупках).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная документация, размещение которой в ЕИС предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3.4 Закона о закупках Заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке. При этом не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике конкурса, аукциона или запроса предложений и о его соответствии единым квалификационным требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке.
10.12.2020 на официальном сайте Российской Федерации в ЕИС www.zakupki.gov.ru «Транснефть-Дальний Восток» размещено извещение №32009786517 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку скального листа.
Начальная (максимальная) цена договора составляет - 1 198 035,36 руб.
Дата начала срока подачи заявок – 10.12.2020.
Дата и время окончания срока подачи заявок – 12.01.2021 17.00.
Дата рассмотрения первых частей заявок – 19.01.2021.
Дата и время начала срока подачи ценовых предложений – 21.01.2021 17.00.
Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений – 21.01.2021 18.00.
Дата проведения квалификационного отбора – 22.01.2021.
Дата рассмотрения вторых частей заявок – 22.01.2021.
Дата подведения итогов – 25.01.2021.
Предметом процедуры закупки является право заключения договора на поставку скального листа.
Как следует из протокола рассмотрения первых частей заявок от 19.01.2021 №2200-L02-K-08-00521-2021/P, на участие в закупке подано 9 заявок. Заявка №6 - ЗАО «ПОШ-Химволокно» признана несоответствующей на основании непредставления технического описания предлагаемого к поставке товара, согласно требованиям установленным в закупочной документации (п.3 инструкции для участника закупки). В соответствии с решением закупочной комиссии заявка участника №6 отклонена на основании п.7.5.2 положения о закупке в связи с несоответствием участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным закупочной документацией.
Как следует из технических характеристик к поставке требуется лист скальный однослойный D1480, 3492 кв.м., диаметр 1480 мм., толщина от 3,5 до 5 мм., ширина не менее 2400 мм х 2400 мм.; монтажные материалы для крепления: лента оцинковая металлическая нагартованная толщиной не менее 0,8 мм., шириной не менее 20 мм., 2380 м.
В соответствии с закупочной документацией форма 2, содержащая графы, подлежащие заполнению участником закупки, включает в себя код позиции, объект, наименование продукции требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции).
Пунктом 4 закупочной документации установлены требования к заполнению формы. По позициям, в отношении которых в столбце «требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)» имеется указание «установлено» и в столбце «возможность поставки эквивалента» указан знак «-», участник закупки в составе заявки на участие в закупке предоставляет описание поставляемого товара в соответствии с разделом 3 инструкции для участника закупки и заполняет соответствующую ячейку в столбце «наименование, марка, модель товара, предлагаемого к поставке участником закупки».
Пунктом 3 инструкции для участника закупки закреплены требования к описанию участником закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.
Описание участником закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, осуществляется в соответствии с требованиями к товару, приведенными в Форме 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Форме 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)». Для подтверждения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика участник закупки в составе заявки на участие в закупке, с учетом указанных в столбце «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)» требований к поставляемому товару, должен отразить качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара в свободной форме (с учетом правил, предусмотренных настоящим разделом инструкции) только для тех товаров, по которым в столбце «Требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)», установлена необходимость описания участником закупки предлагаемого к поставке товара (имеется указание «установлено»), за исключением случаев, когда марка, модель, товарный знак (его словесное обозначение), полезная модель, промышленный образец, фирменное наименование производителя, предлагаемого участником закупки товара, совпадают с указанными заказчиком в документации о закупке (подпункт 3.1 пункта 3 инструкции для участника закупки).
Указываемые качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара должны быть изложены участником закупки таким образом, чтобы представленное описание однозначно и ясно позволяло соотнести указанные характеристики поставляемого товара с требованиями, содержащимися в столбце «Наименование продукции» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)», и в документах, указанных в столбце «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)», с учетом правил, установленных п. 3.4 настоящей инструкции. Описание качественных, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) предлагаемого к поставке товара предоставляется в составе заявки на участие в закупке отдельным архивом. По каждой позиции товаров, по которым в столбце «Требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)», установлена необходимость описания участником закупки предлагаемого к поставке товара (имеется указание «установлено»), должна быть сформирована отдельная папка, имеющая наименование в виде соответствующего кода позиции товара из столбца «Код позиции» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)» (подпункт 3.3 пункта 3 инструкции для участника закупки).
При описании предлагаемого к поставке товара участником закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в столбце «Наименование продукции» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота)», и в документах, указанных в столбце «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Предложение участника закупки о поставке товара», Формы 2.1 «Расчет цены договора (цены лота) (подпункт 3.4 пункта 3 инструкции для участника закупки).
Пункт 9 инструкции для участника закупки закрепляет единые квалификационные требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 10 инструкции для участника закупки установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
На основании подпункта 10.3.1. пункта 10 инструкции для участников закупки заявка на участие в закупке вместе с прилагаемыми к ней документами подписывается усиленной квалификационной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и подается посредством функционала электронной площадки в соответствии с регламентами, правилами, действующими на электронной площадке, указанной в извещении об осуществлении закупки, в виде файлов с графическими образами оригиналов документов, составляющих заявку на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом 10.3.4. пункта 10 инструкции для участника закупки заявка на участие в закупке (за исключением закупки, проводимой способом запроса котировок) состоит из двух частей и ценового предложения. Перечень и формы документов, предоставляемых участником закупки в составе первой и второй частей заявки, документов, предоставляемых в составе заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, при подаче ценового предложения, дополнительного ценового предложения, указаны в Приложении 1 к настоящей инструкции.
Пунктом 14 инструкции для участника закупки закреплен порядок рассмотрения заявок на участие в закупке, проведения квалификационного отбора участников и процедуры сопоставления дополнительных ценовых предложений.
Подпункт 14.1 инструкции для участника закупки устанавливает положение о рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке Конкурсной комиссией составляется протокол, в котором, в числе прочего, указывается на соответствие или несоответствие представленных каждым из участников закупки документов требованиям документации о закупке, а также на соответствие или несоответствие товара, предложенного каждым из участников закупки (в соответствии с представленным описанием поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик) требованиям документации о закупке (подпункт 14.1.1. пункта 14 инструкции для участника закупки).
Конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке от дальнейшего участия в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора по основаниям и в случаях, указанных в п.п. 6.5.2, 7.5.2, 8.5.2, 9.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» применительно к соответствующему способу закупки. Способ закупки указан в извещении об осуществлении закупки (подпункт 14.4.1. пункта 14 инструкции для участника закупки).
На основании результатов рассмотрения заявок на участие в закупке Конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявок к участию в закупке или об отклонении заявок на участие в закупке (подпункт 14.4.2. пункта 14 инструкции для участника закупки).
Материалами дела установлено, что в первой части заявки ЗАО «ПОШ-Химволокно» в том числе представлена форма 2, описание поставляемого товара в соответствии с опросным листом в части толщины, ширины скального листа, а также комплектующих к скальному листу материалов: толщины, ширины, количества и состава ленты, количества пряжек, отсутствует.
20.01.2021 на электронную почту ООО «Транснефть-Дальний Восток» отправлено письмо о несогласии с протоколом заседания закупочной комиссии, к которому приложен паспорт качества-сертификат, содержащий технические характеристики поставляемого товара.
Срок подачи заявок на участие в закупке установлен до 12.01.2021, указанный паспорт качества-сертификат предоставлен по истечении установленного срока путем направления на электронную почту заказчика, тогда как такая закупка осуществляется через электронную торговую торговой площадки. Таким образом, отклонение заявки ЗАО «ПОШ-Химволокно» закупочной комиссией правомерно.
Исходя из обстоятельств дела, жалобу ЗАО «ПОШ-Химволокно» на действия ООО «Транснефть-Дальний Восток» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку скального листа, Комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать необоснованной.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ЗАО «ПОШ-Химволокно» на действия ООО «Транснефть-Дальний Восток» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку скального листа (извещение №32009786517) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.