Решение №8-01/32 Решение по жалобе ООО «КОМЭН» на действия АО «Гражданские с... от 12 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего– заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, членов Комиссии:  – начальник отдела контроля органов власти,– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии:

–  ООО «КОМЭН» - по доверенности от 01.01.2020 №2;

–  АО   «Гражданские самолеты  Сухого» - по  доверенности от 30.12.2019 № 282/12,

 

рассмотрев жалобу ООО «КОМЭН» на действия АО  «Гражданские самолеты Сухого» в лице обособленного подразделения-Комсомольского-на-Амуре филиала АО «Гражданские самолеты Сухого» при проведении запроса предложений  среди субъектов малого и среднего предпринимательства  в электронной форме»  (извещение № 31908690033), материалы дела №8-01/32 (027/01/18.1-166/2020),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю,   поступила жалоба ООО «КОМЭН» на действия Акционерного общества  «Гражданские самолеты Сухого» в лице обособленного подразделения-Комсомольского-на-Амуре филиала АО «Гражданские самолеты Сухого»  при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства  на выполнение работ по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), системы автоматического порошкового пожаротушения (АППТ), системы автоматического газового пожаротушения (АГПТ), системы  водопенного пожаротушения и противодымной защиты  (извещение № 31908690033).

Из жалобы общества следует,  что  ООО «КОМЭН» подана заявка   на участие в запросе предложений в электронной форме. Предварительно, согласно п.21 информационной карты, перечислило денежные средства для  обеспечения заявки на счет, открытый участнику оператором ЭТП. Однако заявка ООО «КОМЭН» не поступила от оператора электронной площадки на рассмотрение закупочной комиссии.  Поступило уведомление о невозможности удержания денежных средств со специального банковского  счета,  в связи с недостаточностью денежных средств для обеспечения заявки, и поэтому заявка не была получена заказчиком. По мнению заявителя, изложенного в жалобе,  документация закупки, а именно п. 21 информационной карты содержит сведения не соответствующие документации о закупках, в пункте указана недостоверная информация, что ограничивает конкуренцию.

В заседании комиссии представитель Акционерного общества  «Гражданские самолеты Сухого» с доводами жалобы не согласилось, по основаниям, изложенным в письменных возражениях  № 843 ДО - 812/262  от 10.02.2020.

Жалоба рассматривается по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2066 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок обжалования действий (бездействия) организаторов торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

Действия (бездействие) могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

По правилам указанной статьи проверке подлежит соблюдение установленной законодательством и иными нормативными правовыми актами процедуры организации и проведения торгов, иной закупки, процедуры заключения договоров по результатам торгов, закупок (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом № 223-ФЗ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

- информационная открытость закупки (пункт 1 часть 1 статьи 3 Закона о закупках);

-равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках).

Закон о закупках  не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем, заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения ( часть 2 статьи 2 Закона о закупках).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

В соответствии с частями 9, 10 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Закупка проводится согласно Закону о закупках,  Положению о закупочной деятельности Закрытого акционерного общества «Гражданские самолеты Сухого», утвержденного протоколом от 16.05.2015 №55 (далее – Положение).

Согласно пп. «а» п. 7.1.6 Положения при формировании обязательных требований и предпочтений заказчик должен руководствоваться одним из принципов, требования должны быть, конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми.

В соответствии с пп. «з» п. 7.7.1 Положения заявка на участие в процедуре закупки должна содержать следующие документы и сведения в отношении участника закупки (поставщика), а также каждого из лиц, выступающих на стороне участника закупки, в том числе,  документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки и в качестве обеспечения исполнения договора (если предусмотрено закупочной документацией).

В извещении о проведении закупки должны быть указаны следующие сведения, установленные в соответствии с закупочной документацией - информация о форме, размере и сроке предоставления обеспечения заявки (при наличии такого требования) (пп. «ж» п. 7.8.1 Положения).

Заказчик в документации о закупке вправе предусмотреть представление обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в процедуре (обеспечение заявки). Размер такого обеспечения определяется заказчиком (п. 7.10.1. Положения).

Заказчик вправе предусмотреть несколько видов допустимых форм обеспечения из числа следующих: безотзывная банковская гарантия, выданная банком, либо в форме денежных средств путем их перечисления заказчику(п. 7.10.2 Положения).

Документация о закупке должна четко описывать условия предоставления, возврата и удержания обеспечения, а именно:

  • допустимые формы обеспечения;
  • размер (процент или сумму) обеспечения;

          в) требования к сроку действия обеспечения;

          г) требования к эмитентам обеспечения (в случае банковской гарантии) (п. 7.10.3 Положения).

Документация открытого запроса предложений  является приложением к извещению, дополняет, уточняет и разъясняет его. Сведения, содержащиеся в закупочной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого запроса предложений и требованиям, изложенным в п.7.6 Положения (п.11.2.1 Положения)

 20.12.2019 на официальном сайте Российской Федерации http://zakupki.gov.ru  Акционерным обществом «Гражданские самолеты Сухого»  размещено   извещение № 31908690033 о проведении  запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства   на выполнение работ по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), системы автоматического порошкового пожаротушения (АППТ), системы автоматического газового пожаротушения (АГПТ), системы  водопенного пожаротушения и противодымной защиты. 

Начальная максимальна цена (далее - НМЦ)  - 14 692 346,28 руб.  Дата начала подачи заявок – 20.12.2019. Дата окончания подачи заявок – 10.01.2020. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в запросе предложений – 13.01.2020. Дата подведения итогов рассмотрения первых частей заявок - 15.01.2020. Дата подведения итогов рассмотрения вторых частей заявок - 17.01.2020. Дата подведения итогов рассмотрения третьих частей заявок и подведения итогов - 31.01.2020. Обеспечение заявки в размере 73 461,73 руб.

Согласно документации о закупке (п. 4.10.1) участник процедуры  закупки должен в срок не позднее времени и даты срока окончания  подачи заявок предоставить обеспечение заявки в  форме и в размере, указанном в п. 21 информационной карты, если такое требование установлено документацией о закупке.

В соответствии с пунктом 21 информационной карты обеспечение заявки  составляет в сумме 73 461,73 руб.  и  согласно п. 4.11.4 документации о закупке  подача заявки допускается  только для участников  процедуры закупки, предоставивших надлежащее обеспечение заявки в соответствии с условиями  раздела 4.10.

В соответствии с п. 4.10.3 документации о закупке  перечисление денежных  средств в качестве  обеспечения  заявки осуществляется на специальный банковский счет.

При этом не указано,    кем открывается  такой специальный банковский счет.

Раздел 6 содержит Информационную карту, которая  является неотъемлемой частью документации о закупке, уточняет и  дополняет положения разделов 3-5 документации о закупке.

Пункт 21 информационной карты (раздела 6) в свою очередь содержит информацию о том, что счет для перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки открывается оператором ЭТП.

Содержание  этих положений документации о закупке   по своей сути являются противоречивыми.

Согласно протоколу от 15.01.2020 № 001/1-20  рассмотрения первых частей заявок, количество поданных заявок 4, под защищенными номерами (300330, 304003, 306522, 307039), заявки под номером 307169 не поступало.

Согласно протоколу от 17.01.2020 № 001/2-20  рассмотрения вторых частей заявок, количество поданных заявок 4, под защищенными номерами (300330, 304003, 306522, 307039),  заявки под номером 307169 не поступало.

Согласно протоколу от 30.01.2020 № 001/3-20 ценовых предложений заявок и выбора победителя, количество поданных заявок 4, под защищенными номерами (300330, 304003, 306522, 307039), победителем выбран участник закупки с номером 306522 с ценовым предложением  265 278, 00 руб., заявки под номером 307169 не поступало.

Как установлено материалами дела,  списание денежных средств, для обеспечения заявки ООО «КОМЭН»,  осуществлялось не со счета, открытого участнику оператором ЭТП (ЕЭТП РОСЭЛТОРГ) денежные средства,  на который в достаточном объеме перечислены, а со специального счета для участия в торгах открытого в ПАО «СОВКОМБАНК», на котором не хватило денежных средств.          ООО «КОМЭН» подана заявка 10.01.2020 и направлено обеспечение заявок в сумме 73 461, 73 руб. и фактически имеющиеся  в закупочной документации и информационной карте разночтения  касательно счета, на который  необходимо перечислять денежные средства, в счет обеспечения заявки, привело к невозможности ООО «КОМЭН» принять участие в закупке, что свидетельствует о нарушении организатором закупки, заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст. 3 Закона о закупках.

Исходя  из материалов дела, жалобу  ООО «КОМЭН» на действия Акционерного общества  «Гражданские самолеты Сухого» в лице обособленного подразделения-Комсомольского-на-Амуре филиала АО «Гражданские самолеты Сухого»  комиссией Хабаровского УФАС России принято решение признать обоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1. части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции (часть 20 статьи 18.1.).

Поскольку допущенное нарушение может повлиять на  результат закупки, комиссия полагает необходимым выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь  статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции», комиссия Хабаровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать  жалобу ООО «КОМЭН» на действия Акционерного общества  «Гражданские самолеты Сухого» в лице обособленного подразделения-Комсомольского-на-Амуре филиала АО «Гражданские самолеты Сухого»  при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть субъекты малого и среднего предпринимательства  на выполнение работ по техническому обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР) системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), системы автоматического порошкового пожаротушения (АППТ), системы автоматического газового пожаротушения (АГПТ), системы  водопенного пожаротушения и противодымной защиты  (извещение № 31908690033) обоснованной.   

2. Признать действия АО  «Гражданские самолеты Сухого» в лице обособленного подразделения-Комсомольского-на-Амуре филиала АО «Гражданские самолеты Сухого»  при проведении указанной закупки нарушающими пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать АО  «Гражданские самолеты Сухого» в лице обособленного подразделения-Комсомольского-на-Амуре филиала АО «Гражданские самолеты Сухого»  предписание об устранении нарушения порядка организации и проведения закупки.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны