Решение б/н Решение в отношении МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММ... от 13 августа 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                 

                                                                                

 

 

Р Е Ш Е Н И Е
по делу №  4-03/4
о нарушении антимонопольного законодательства

 

29 июля  2014 года                                                                                          г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена  29 июля 2014г.

В полном объеме решение изготовлено  29 июля 2014г.

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 4-03/4 по признакам нарушения МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» (г.Хабаровск, ул. Карла Маркса, 168)  пунктов 2,3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в введении потребителей в заблуждение относительно более высокого уровня качества услуг, некорректном сравнении реализуемых услуг с услугами, реализуемыми другими хоз. субъектами,

при участии:

   - заявителя: не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом;

   - лица, в отношении которого возбуждено дело:  … представителя МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»  (по доверенности)

У С Т А Н О В И Л А:

 

На рассмотрении Хабаровского УФАС России находится заявление (вх. № 5/6969 от 06.06.2014)  ООО «Городская специализированная по вопросам похоронного дела ритуальная служба» (далее – Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» (далее – МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»), выразившегося  в некорректном сравнении с услугами, оказываемыми другими хоз. субъектами.

   В ходе рассмотрения заявления установлено, что 28.05.2014 на канале 6ТВ в передаче «Свободное время» обсуждался вопрос о «похоронном бизнесе» в Хабаровском крае.

Данная передача представляет собой беседу ведущей с приглашенными специалистами  по проблемам  рынка ритуальных услуг в Хабаровском крае.

 В числе приглашенных лиц присутствовал  представитель МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания», который прокомментировал вопрос ведущей: - «Должно ли быть передано в частные руки похоронное дело?» следующим образом:

-«Скорее всего,  здесь надо рассматривать моральную сторону вопроса.

МУП Спец. Комбинат является гарантом того, что будет выполнен надлежащим образом определенный перечень работ, и этим гарантом является администрация города.

А частное лицо - будет ли оно являться гарантом того, что будет выполнена надлежащая работа по надлежащим расценкам. Ни для кого не секрет, что частные компании во главу ставят извлечение выгоды, а потом все остальное, и вот здесь стоит вопрос - при оказании этих услуг что первично: бизнес или нравственность?

Когда определяться люди, что первично максимальные доходы за счет накруток либо предоставлять качественные услуги за меньшие деньги.

 МУП сейчас является эталоном цен, т.е. нам цену устанавливает администрация города,  и по этим ценам мы работаем и все остальные коммерческие структуры, хотят они этого или нет, но они ориентируются на наши цены, т.е. мы являемся сдерживающим фактором роста цен».

Реплика ведущей -  «Получается похоронное дело прибыльное, выгодно им заниматься, иначе не было бы конкуренции» прокомментирована специалистом МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ   следующим образом:

- «Поверхностно затрону эту тему, с другой стороны было бы не этично говорить в отсутствие другой стороны.

Еще раз говорю,  коммерческие организации работают ради выгоды, извлечения прибыли - это суть  коммерческой структуры.

У нас же МУП, у нас суть другая - должным образом оказывать услуги населению и все наши цены сформированы,  чтобы мы могли должным образом оказывать услуги людям, чтобы они могли ими воспользоваться, т.е. невысокая цена и должное качество, а коммерческие организации вынуждены в этих рамках быть.

На семинаре в Новосибирске обсуждался вопрос о максимальном ценообразовании в 10,20 раз, и этого не может пока есть МУП, вот есть МУП с определенными ценами, и выше они не могут выходить.

И когда они дают цены ниже муниципальных, надо смотреть есть ли там момент мздаимства, например, указана цена услуги, но не указаны дополнительные расходы граждан, и в конечном итоге цена рядом с нами или чуть выше.

Но мы то говорим сразу, к нам пришел клиент, он сразу видит за что, когда и где он заплатил свои деньги и один раз заплатив,  у него  не будут просить «надо еще столько, еще столько, а придет в коммерческие структуры, он заплатит за определенный вид услуги, ему не скажут, что для того, чтобы эта услуга была реализована,  надо заплатить еще за одну  услугу».

Проанализировав имеющиеся в деле документы, Хабаровское УФАС России пришло к следующему.

      Заявитель зарегистрирован в качестве  юридического лица   27.06.2002 года. Основным видом деятельности является организация похорон и предоставление связанных с ним услуг (код по ОКВД 93.03).

МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» зарегистрирован в качестве  юридического лица    28.12.1992 года.

Заявитель и МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» осуществляют  деятельность в городе Хабаровске на рынке ритуальных услуг, то есть,  являются конкурентами.

Содержание вышеупомянутых высказываний сводится к тому, что услуги конкурентов хуже услуг, оказываемых МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ».

Указание на то, что  Администрация города является гарантом того, что будет выполнен надлежащим образом определенный перечень работ, а частный предприниматель не может дать такой гарантии, вводит потребителя в заблуждение о том, что качество услуг, оказываемых МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ», находится под контролем городской Администрации. 

Согласно п. 23 статьи 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится  организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В соответствии со статьей 1 Положения о погребении и похоронном деле в городе Хабаровске, утвержденным решением Хабаровской городской думы от 25.01.2005 г. № 27 (далее Положение) к  полномочиям Хабаровской городской Думы в области погребения и организации похоронного дела относятся в том числе:

- определение основ организации похоронного дела в городе;

- установление требований к качеству услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба) на безвозмездной основе;

Статьями 5 и 6 установлены требования к качеству услуг по погребению специализированной службой на безвозмездной основе.

В порядке статьи  4 Положения качество ритуальных услуг и предметов похоронного ритуала, предоставляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги, а также специализированной службой, должно соответствовать санитарным нормам и правилам, техническим условиям и другим документам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам и продукции.

То есть,  требования к качеству услуг (работ) предъявляется в равной степени ко всем хоз. субъектам, осуществляющим указанную деятельность.

Вместе с тем,  ссылка на Администрацию города как гарант качественного выполнения определенного перечня работ вводит потребителя в заблуждение относительно более высокого уровня качества  работ (услуг),  «воспринимается не просто как информация  о ценах и качестве услуг, предоставляемых МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ», а служит формированию у потребителя мнения о выгодности услуг, предоставляемых МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ», по отношению к аналогичным услугам  других хоз. субъектов, оказывающих ритуальные услуги.

 Некорректность сравнения предоставляемых МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» ритуальных услуг с аналогичными услугами частных компаний следует из того, что формируется общая оценка более выгодных условий предоставления МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» ритуальных услуг перед иными организациями, оказывающими ритуальные услуги,  и негативная оценка аналогичных ритуальных  услуг по отношению к услугам МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ».

 В данном случае негативная оценка услуг- конкурентов вытекает из формы подачи и смысла информации.

   Из контекста высказываний представителя МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» следует, что,  коммерческие организации работают ради выгоды, извлечения  прибыли, не заботясь о нравственной стороне вопроса и не уделяя должного внимания качеству оказываемых услуг.

Основная же цель муниципального предприятия – оказание должным образом  услуг  населению, поэтому и цены сформированы,  чтобы потребители могли ими воспользоваться, т.е. невысокая цена и должное качество.

Вместе с тем, в  соответствии с ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарные предприятия являются коммерческими организациями.

 К коммерческим организациям относятся юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Противопоставление в такой форме организаций с частной формой собственности (коммерческие организации) и муниципального предприятия формирует впечатление, что МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» не является коммерческой организацией, имеющей  в качестве цели извлечение прибыли, ее услуги более выгодны для потребителя.

Информация, распространенная специалистом МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ», направлена на получение преимуществ в предпринимательской деятельности и подпадает под признаки недобросовестной конкуренции.

В силу пункта 9 статьи 4 закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 2  части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ФЗ «О  защите конкуренции) не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей, 

         Запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе посредством некорректного сравнения хозяйствующим субъектом  производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемые хозяйствующими субъектами, установлен в пункте 3 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

 В соответствии с положениями пунктов 2 и 3 статьи 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности подлежат запрету указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

            Материалами дела установлено, что все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»:

   1)  направленность на  получение незаконного преимущества выражается в том что: привлечение к своим услугам потребителей, которые полагают, что приобретение ритуальных услуг в МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» выгоднее, поскольку здесь более дешевые и качественные услуги нежели, чем у ритуальных предприятий с  частной формой собственности, влечет создание условий, способствующих перераспределению - приобретению потребителей конкурента и является актом недобросовестной конкуренции.

2) противоречат  действующему законодательству, а именно пункту 2 и 3 статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883; обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности;

3) способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что: формирование представления у потребителей о низком качестве и высоких ценах конкурентов - хоз.субъектов с частной формой собственности в сравнении с услугами МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» способно причинить заявителю и другим конкурентам убытки в виде неполученных доходов и нанести ущерб его деловой репутации.

В ходе рассмотрения дела представитель МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» не согласился с выявленным нарушением, пояснив, что на передаче  «Свободное время» представитель данного предприятия, говоря об Администрации города как о гаранте качественного исполнения услуг,  имел в виду, что Администрация города Хабаровска осуществляет контроль за деятельностью МУП, определяет стоимость услуг, предоставляемых по гарантированному перечню, а так же устанавливает тарифы на услуги, не входящие в гарантированный перечень. 

В случае некачественного оказания услуг потребитель может обратиться с жалобой в Администрацию города.

Данный довод отклоняется по следующим основаниям.

Потребитель не обладает специальными познаниями, воспринимает информацию буквально.

Из высказывания представителя не следует, что речь идет об услугах, оказываемых по гарантированному перечню.

 Администрация города осуществляет контроль в сфере финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Вопросы качества услуг, оказываемых, в том числе и МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ», регулируются действующим законодательством РФ.

 В случае оказания некачественных услуг любым хоз.субъектом, действующим на рынке ритуальных услуг, потребитель вправе обратиться в Администрацию города Хабаровска и в Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.

Учитывая изложенное, действия МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ», выразившиеся во введении потребителя в заблуждение относительно более высокого уровня качества услуг, некорректном сравнении реализуемых услуг с услугами, реализуемыми другими хоз. субъектами, направлены на приобретение необоснованных и противоречащих разумным обычаям делового оборота преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности,  могут причинить убытки Заявителю.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 -4  статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 206.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1.      Признать действия МУП ГОРОДА ХАБАРОВСКА «СПЕЦКОМБИНАТ КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ», выразившиеся в распространении на канале 6 ТВ в передаче «Свободное время» информации, вводящей в заблуждение относительно более высокого уровня качества услуг, некорректном сравнении реализуемых услуг с услугами, реализуемыми другими хоз. субъектами,  нарушением пунктов 2, 3 части  1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

2.      В связи с тем, что информация распространялась однократно в передаче «Свободное время» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны