Решение б/н Решение и предписание по делу о нарушении рекламного законод... от 12 марта 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/137 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей не соответствующие действительности сведения о цене товара, в присутствии ИП Ильиной,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства Хабаровским УФАС России 11 октября 2012г. отслежена наружная реклама (растяжка над пешеходным тротуаром и на фасаде здания) «Колготки в розницу по оптовым ценам», распространяемая по адресу: г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 32.
Статья 492 ГК РФ определяет, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Статьей 506 ГК РФ предусмотрено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, розничная торговля возможна только с физическими лицами, которые приобретенные товары используют для личного потребления, а договор поставки применяется при продаже товаров для использования в предпринимательской деятельности.
Реклама «Колготки в розницу по оптовым ценам» направлена на привлечение внимания покупателей и вызывает у них интерес к магазину ИП Ильиной, поскольку создает впечатление о том, что в данном магазине колготки реализуются по оптовым (ниже розничных) ценам.
В то же время материалами дела установлено, что цены реализуемых в магазине колготок не являются оптовыми, а формируются путем прибавления розничной наценки к цене поставщиков.
Согласно представленным в Хабаровское УФАС России материалам, оптовые фирмы предоставляют ИП Ильиной скидки, которые являются ее торговой надбавкой на реализуемые колготки в размере 23% (данный процент надбавки устанавливается к цене поставщиков).
Реклама «Колготки в розницу по оптовым ценам» является недостоверной, формирующей представление, что в данном магазине осуществляется продажа товара по оптовым ценам и не применяется розничная надбавка, что не соответствует действительности и вводит потребителей в заблуждение, поскольку реализация колготок осуществляется ИП Ильиной в розницу, соответственно по розничным ценам с учетом торговой надбавки. Поэтому сведения о реализации колготок по оптовым ценам, в то время как колготки в действительности отпускаются по розничным ценам, формируют у потребителя ошибочное мнение, которое влияет на его выбор.
Действия ИП Ильиной в части осуществления розничной продажи колготок под вывеской «Колготки в розницу по оптовым ценам», приводят к привлечению потребительского спроса. У потребителей к магазину с указанной информацией возникает отношение как к более доступному, дешевому учреждению. Таким образом, вышеуказанные действия направлены на получение преимуществ, занятию ИП Ильиной более выгодного положения на соответствующем товарном рынке по отношению к иным торговым организациям. Использование данной рекламы способствует (могло способствовать) оттоку клиентов у конкурентов, осуществляющих деятельность на данном товарном рынке (в том числе потенциальных конкурентов). При этом отвлечение потребителей от конкурентов, ведущих добросовестную конкуренцию, приводит к тому, что у таких конкурентов создается потеря или уменьшение прибыли.
Учитывая то обстоятельство, что формулировка «Колготки в розницу по оптовым ценам» направлена на привлечение внимания потенциальных потребителей к рекламируемым товарам в части их цены, а также направлена на привлечение внимания к продавцу рекламируемого товара, то употребление в рекламе несоответствующей действительности фразы «Колготки в розницу по оптовым ценам» является нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
В соответствии с требованиями закона о рекламе реклама должна носить понятный, не двусмысленный характер, и не должна вводить потребителя в заблуждение.
Указание достоверной информации о цене товара в магазине, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителя.
На основании изложенного, реклама «Колготки в розницу по оптовым ценам» размещена с нарушением пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
Реклама в указанной части признается ненадлежащей.
В процессе рассмотрения дела ИП Ильина не согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что цены на колготки являются оптовыми, так как оптовые фирмы предоставляют ей скидки, которые и являются торговой надбавкой.
Данный довод отклоняется комиссией, поскольку реализация колготок осуществляется по договору розничной купли-продажи, соответственно по розничным ценам с учетом торговой надбавки к цене поставщиков.
Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5 настоящего Федерального закона несет рекламодатель.
Рекламодателем является ИП Ильина.
Данный факт подтверждается разрешением на установку рекламной конструкции на территории городского округа «Город Хабаровск» № 9414 от 28.03.2007г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу: «Колготки в розницу по оптовым ценам», размещенную ИП Ильиной с использованием растяжки над пешеходным тротуаром и на фасаде здания по адресу г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 32, поскольку в ней нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».
2. Выдать ИП Ильиной обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 19 ноября 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 19 ноября 2012 года по делу № 4-05/137 о признании ненадлежащей рекламы «Колготки в розницу по оптовым ценам», размещенную ИП Ильиной с использованием растяжки над пешеходным тротуаром и на фасаде здания по адресу г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 32, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Ильиной в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно, размещение рекламы продажи колготок в розницу по оптовым ценам, содержащей не соответствующие действительности сведения о цене товара.
2. ИП Ильиной представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 декабря 2012 года .
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере – от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).