Постановление б/н Постановление по делу о нарушении рекламного законодательств... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  23

о наложении штрафа по делу №  4-05/14

 об административном правонарушении

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол и материалы дела № 4-05/14 об административном правонарушении, в отношении ОАО «Азиатско - Тихоокеанский банк» (место осуществления деятельности: г. Благовещенск, ул. Амурская, 225) в связи с распространением  рекламы финансовых услуг.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ОАО «Азиатско - Тихоокеанский банк», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 12-13 ноября 2011 года  отслежена наружная реклама  ОАО «Азиатско- Тихоокеанский банк», распространяемая на пересечении улиц Ленина – Калинина (сторона Б), следующего содержания:

  - крупным шрифтом:

«АТБ - Ваш банк 8 – 800 -100  – 1 -321.www.atb.su, атб.рф (звонок бесплатный) ВКЛАД ставка по вкладу до  11, 5».

-мелким шрифтом (3 см):

«Вклад: наименование «Лучший» (в рублях). Мин. сумма вклада  - 100 000 000 рублей, максимальная сумма вклада -  не ограничена. Не пополняемый. Не пролонгируемый. Причисление и выплата процентов по вкладу в конце срока на вклад «Личный счет», открытый  нашем Банке. При досрочном отзыве вклада проценты уплачиваются по ставке вклада «Личный счет». Срок вклада  - 367 дней; процентные ставки (% годовых)  -11, 5.

1. Кроме счетов для получения субсидий, выплат заработной платы сотрудникам нашего Банка, выплат по ипотечному кредиту, оформленному в нашем банке и счетов, используемых для выплаты процентов и основной суммы по срочному вкладу по окончанию срока его действия, операции по которым производятся бесплатно.

Вклад «Личный счет» (до востребования). Мин. сумма вклада, срок вклада, мин. сумма пополнения – не ограничена. Вклад пополняемый. Возможно снятие суммы вклада без ограничений. Причисление процентов ежеквартально (ежеквартальная капитализация процентов). Процентная ставка 0,01 годовых. За выдачу со счета денежных средств через кассу Банка по вкладу «личный счет» взимается комиссия в размере 0, 5 % от суммы снятия (1). Примечание (2). Валюта: рубли, доллары США, евро.

Все вклады застрахованы в соответствии с законодательством.

2. По вкладам «До востребования», открытым в рамках Договоров  на перечисление заработной платы во вклады, действуют % -ые ставки, согласованные сторонами указанных договоров».

Срок распространения рекламы с 01 января по 31 января 2012 года.

Кроме того, указанная реклама распространялась по адресам:

Уссурийский бульвар – ул. Калинина;

ул. Серышева – м-н «Валентин  и Валентина»;

ул. Тихоокеанская – рынок Депо 2.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц  и целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы не только на выбор услуги, а главное на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях (воспринимаемая информация) -  «11, 5% годовых».

Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.           

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада, периодичность выплаты процентов по вкладу,  начисление процентов по вкладу в случае полного или частичного   востребования вклада до истечения срока договора, иные условия, если их включение в  договор  может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору вклада.

В данной рекламе  ОАО  «Азиатско – Тихоокеанский банк»  указывает такие условия договора, как процентная ставка по вкладу – 11, 5 % годовых.

Данную процентную ставку можно получить при вложении 100 000 000  рублей  при сроке хранения 367 дней.

В содержании рекламы вклада «11, 5», распространяемой на средствах наружной рекламы, содержится указание на условия договора по вкладу.

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы мелким шрифтом, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о сумме, валюте, срок вклада и это вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно вложение любой суммы, на  любой  срок под ставку   11,5%.

Также, реклама не позволяет определить о какой  именно валюте  вклада  идет речь,   так как,  указание в ней только одного условия –  максимальной возможной процентной ставки без указания валюты вклада, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик при заключении договора по любому виду вклада.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На рекламных щитах, информация, размещенная в нижней части рекламы, не доступна, так как размер шрифта маленький. Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации  ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, также недоступна для восприятия.

Информация о существенных условиях вклада  выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому вкладу.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях договора банковского вклада, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями, так как размер шрифта очень маленький и исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламные конструкции формата 3м на 6 м высотой  3м и более).

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста наружной рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях вклада, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей. 

Кроме того:

 В соответствии с частью 1  статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя  - фамилию, имя, отчество).

В рекламе отсутствует  наименование  юридического лица, предоставляющего банковскую услугу.

 

Таким образом, реклама вклада   ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» противоречит части 7 статьи  5, части 1, пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО  «Азиатско – Тихоокеанский банк».  Данный факт подтверждается  письмом ООО «ДВР» от 24.01. 2012 года.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  73 от 21.06.2011 года по делу № 4-05/81 ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» подвергалось административному штрафу в размере 100 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг (реклама ипотеки), распространяемую  на телевизионном канале «НТВ Хабаровск» с 18 по  28 апреля 2011 года, «ТНТ Хабаровск»  с 18 по 29 апреля 2011 года, с 16 по 20 мая 2011 года.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» меры ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 200 000   (двухсот тысяч)  рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000010000140, ОКАТО 08401000000.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России  надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны