Решение б/н Решение и предписание по признакам нарушения рекламного зако... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/2 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований  части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28   ФЗ «О рекламе», в присутствии представителя ООО «Главный город»,

УСТАНОВИЛА:

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России отслежена рекламная статья  «ВТБ 24 снижает ставки  по ипотеке до рекордно низких значений», распространяемая  в  журнале  «Главный город» за август 2011 года.

В статье указано:   «Теперь кредит на приобретение жилья  и на цели рефинансирования действующего  ипотечного  кредита в другом банке можно оформить по ставке от 8, 5 % годовых в рублях и от 7, 95% годовых в валюте. Кроме того, если  клиент приобретает объект недвижимости в рамках партнерских программ банка, то ставка для него снижается еще на 1 %.  Так, по кредиту на приобретение жилья  ставка составит 7,5 % годовых в рублях и от 6, 95% годовых в валюте…».

Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  кредитный   договор, включаются: оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата); оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования; иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора кредита (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклам должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заемщика, относятся:   сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка,  единовременные и периодически  взимаемые  платежи, неустойка за просроченную задолженность по погашению кредита, информация о возможном досрочном (полном или частичном)  погашении кредита, комиссия за обналичивание,  стоимость кредитной карты, а также иные условия,  если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заемщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рекламе указываются  минимальные процентные   ставки  по  кредиту,  то есть,  даны условия кредитного договора, влияющее на стоимость кредита, следовательно, реклама должна соответствовать требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно условиям банка, размещенным на сайте www.vtb24.ru 07 декабря   2011 года   по ипотечным кредитам,   процентная ставка  составляет  от 8, 5 % г до 13, 95% годовых в рублях, и от 7, 95 годовых в валюте,  сумма кредита от 10 000 долларов США /евро (либо в рублевом эквиваленте),   срок кредита  от 5 до 50 лет;  взимается комиссия за выдачу кредита, предусмотрен первоначальный взнос более 10%,  предусмотрено страхование. Процентная ставка зависит  от размера первоначального взноса и срока кредита, а итоговая ставка зависит от финансового положения заемщика.

Однако в рекламе, помимо  минимальных процентных ставок  по кредиту не приведены иные условия кредитного договора, определяющие стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм закона указанные условия, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.

Отсутствие в рекламе информации об условиях  кредитного договора, требующих дополнительных затрат заемщика  и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5,  пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».   

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7  статьи 5, статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ходе подготовки материалов дела   рекламораспространителем ООО «Главный город»   не представлены согласованный с рекламодателем текст рекламы, заверенный печатями и подписями сторон,  подписанный сторонами договор на размещение рекламы в журнале «Главный город», акт о приемке выполненных работ,  а также платежные документы, подтверждающие факт оплаты рекламных услуг.

Таким образом, документальные доказательства, свидетельствующие о том, что лицом, определившем объект рекламирования  и содержание рекламы, является филиал № 2754 ВТБ 24 (ЗАО) г. Хабаровск, отсутствуют, из чего следует, что в соответствии с частями 7 и  8 статьи  38 ФЗ «О рекламе»   распространение ненадлежащей рекламы произошло по вине рекламопроизводителя и рекламораспространителя   - ООО «Главный город».

В процессе рассмотрения дела представитель ООО «Главный город»    с выявленным нарушением согласилась, указав, что  реклама согласована с рекламодателем только устно.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия  

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламную статью «ВТБ 24 снижает ставки  по ипотеке до рекордно низких значений», распространенную  в  журнале  «Главный город» в августе 2011 года,   поскольку  она нарушает требования части 7   статьи  5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28    Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Главный город» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 17 января     2012 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

Предписание  

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе  на основании своего решения от 17 января    2012 года по  делу № 4-05/2 о признании ненадлежащей рекламы финансовых услуг ОАО  «ВТБ 24», размещенной в журнале  «Главный город»  в августе  2011 года,  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО "главный город" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любым способом, в любой форме, с использованием любых средств ненадлежащей рекламы финансовых услуг, а именно:

- в которой отсутствует часть  существенной информации об условиях  приобретения  товара (услуги);

- не умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий,

-  указывать все условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость.

2. ООО  «Главный город» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 25 января  2012  года.

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

Связанные организации

Связанные организации не указаны