Решение б/н Решение по делу о нарушении ООО "Домотехника Хабаровск" зако... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/36 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения ООО «Домотехника Хабаровск»  рекламы продажи товара в кредит с нарушением требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в присутствии  представителя ООО «Домоехника Хабаровск»    

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 07 февраля 2013 года  отслежена реклама (хронометраж 20 секунды) ООО «Домотехника», распространяемая   в эфире телеканала «6 ТВ», в которой содержалась:

- звуковая информация:

«Почему в Домотехнике 0 -0-24 правильная рассрочка?

Потому, что все расходы банку Домотехника взяла на себя.

У вас нет переплат за оформление и обязательного страхования. Вы платите только за товар.

Вот почему 0 -0-24 правильная рассрочка на всю технику».

 

- визуальная информация:

Правильная рассрочка 0 -0-24 на всю технику. Ул. Карла-Маркса, 91. ТЦ «Большая медведица». 8(4212) 45-88-88, www.domotehnika.ru.

цветная заставка:

«ПлитаElectrolukx. Плита электрическая EKI54000X 29.999 – 1250 р. в мес.».

 

текст (движущиеся титры):

«Предложение действительно с 11 января по 12 февраля 2013 г. Кредит предоставляется ООО ИКБ «Совкомбанк». Годовая процентная ставка-10, 33% годовых. Сумма кредита от 1000 до 250000 р. Первоначальный взнос 0% от цены товара. Срок кредита 24 месяца.

Отсутствие переплаты за товар,  приобретенный в кредит по акции, означает, что клиент, оплатив все взносы по кредиту (соблюдая график погашения) и просуммировав все оплаченные суммы, получает точную стоимость товара, указанную в ценнике на дату совершения покупки. При оплате кредита в подразделениях ООО ИКБ «Совкомбанк» и через терминалы самообслуживания ООО ИКБ «Совкомбанк» комиссия не взимается, при внесении денежных средств в иных организациях взимается комиссия в соответствии с тарифами этих организаций. Подробности у кредитных экспертов ООО ИКБ «Совкомбанк».

Срок распространения рекламы с  07 февраля 2013г. по 10 февраля 2013 г.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц  и направлена, как на привлечение внимания потребителя к товару (технике), реализуемому в магазине, формирование и поддержание интереса к нему и продвижение его на рынке, так и на заключение договора кредита при  покупке.

Из содержания вышеуказанной рекламы следует, что объектом рекламирования является не только  техника, но и услуга по предоставлению кредита (финансовой услуги). Реклама направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к приобретению товаров (техники) в кредит на определенных в рекламе условиях, что подтверждается наличием в рекламе информации об условиях предоставления кредита на покупку товаров (0* 0* 24 месяца), формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретным условиям предоставления данного кредита.

Основными условиями, определяющими фактическую стоимость кредита на приобретение  товаров в магазинах «Домотехника» ООО  «Домотехника Хабаровск», являются: сумма кредита 1 000 - 250 000 рублей, процентная ставка по кредиту 10, 33%, срок кредита 24 месяца, комиссия за предоставление и обслуживание кредита  - 0%, при погашении кредита через третьих лиц  взимается комиссия по их тарифам.

Для потребителей рекламы указанная информация является существенной, поскольку содержит сведения о полной стоимости кредита.

Применительно к потребительскому кредитованию существенной должна являться не только информация, привлекательная для потребителя кредита, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные рекламой. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях предоставления потребительского кредита,  может привести к заключению сделки на весьма невыгодных для потребителя условиях, поскольку потенциальный заемщик ориентируется, прежде всего,  на уровень заявленной процентной ставки либо ее отсутствие.

Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе. 

Реклама предназначена для импульсивного восприятия информации (быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, ее понимания, уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания). Между тем, представленная в рекламе существенная информация об условиях, определяющих фактическую стоимость кредита,  затруднительна для прочтения.   

Данный способ описания существенной информации (мелкий шрифт и движущиеся титры) в сочетании с характером и особенностями размещения рекламы, а именно: меняющиеся картинки, движения персонажа, представляющего объект рекламирования, не позволяют потребителю понять и уяснить с равной степенью концентрации внимания всю совокупность изложенных в рекламе сведений.

 В связи с этим представленные трудно воспринимаемым способом существенные условия, определяющие фактическую стоимость кредита,  не могут считаться присутствующими в рекламе.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об условиях кредита, влияющих на сумму расходов форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Совокупность таких особенностей рекламы, как ограниченное время считывания информации об условиях кредита и особенности подачи информации  лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст «0*0* 24 правильная рассрочка».

Таким образом, указанная информация  не доведена до потребителей надлежащим образом.

Однако ООО «Домотехника Хабаровск» осознано составило и разместило рекламу в таком виде, при котором время и способ подачи информации привели к потере читаемости существенных условий кредитования, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Частью 3 статьи 28 названного Закона предусмотрено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать другие условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Таким образом, реклама  ООО «Домотехника Хабаровск», распространявшаяся на телеканале «6 ТВ», противоречит части 7 статьи 5,  части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела генеральный директор ООО «Домотехника Хабаровск» не согласился с выявленным нарушением, пояснив, что вся существенная информация об условиях, определяющих фактическую стоимость кредита,  изложена доступным способом, а вывод антимонопольного органа о невозможности  прочтения и восприятия существенной информации, является субъективным.

Законодательно не предусмотрены конкретные способы доведения рекламы до потребителя и требования к размеру шрифта.

Жалоб от покупателей на работу магазина и предоставления информации в рамках проводимой акции не поступало.

Данный довод отклоняется по вышеизложенным основаниям.

При этом не имеет значения наличие или отсутствие конкретных жалоб потребителей, так как установленный законом запрет на размещение ненадлежащей рекламы призван защищать интересы неограниченного круга потребителей, в том числе потенциальных, а не только тех,  кто приобрел товары (услуги), рекламирование которых осуществлялось.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ООО  «Домотехника Хабаровск».  Данный факт подтверждается  договором № 07/11-08 на размещение рекламы продукции (товаров, услуг) от 07.11.2008, заключенным между ООО «ИТА «Губерния» и ООО «Домотехника Хабаровск», письмом ООО «ИТА «Губерния» (вх. № 5/1641 от 27.02.2013), медиапланом, актом об оказании рекламных услуг № 136 от 25.02.2013.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей  рекламу продажи товаров в кредит, размещенную ООО «Домотехника Хабаровск» в эфире телеканала «6 ТВ», поскольку в ней нарушены требования статьи части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения  законодательства РФ о рекламе не выдавать в связи с окончанием срока распространения рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 26 марта 2013 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

Связанные организации

Связанные организации не указаны