Решение б/н Решение и предписание по делу о нарушении рекламного законод... от 4 мая 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/38 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения МАУ «Телерадиокомпания «Амурск» 2, 5, 6 и 8 ноября 2011 г. рекламы на 5 ТВК на территории г. Амурска, в отсутствие представителя МАУ «Телерадиокомпания «Амурск», надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением требований законодательства, регламентирующего телевизионную рекламу, проведен мониторинг рекламы, распространенной на территории г. Амурска Хабаровского края 2, 5 и 8 ноября 2011 г. на пятом телевизионном канале (далее 5 ТВК).
Цель мониторинга, проведенного на основании видеозаписи эфира названого канала, - оценка соответствия распространенной рекламы требованиям и ограничениям, установленным Федеральным законом «О рекламе» (далее Закон), для телепрограмм и телепередач.
В процессе мониторинга установлены две основные категории телевизионной рекламы: местные рекламные ролики (блоки) и «бегущая строка», передающие региональную рекламную информацию.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Исходя из данного определения, текстовые объявления, распространенные 2, 5 и 8 ноября 2011 г. на 5 ТВК «бегущей строкой», являются рекламой («Рекламное предложение 2 в 1 от ТРК «Амурск», «Эффективность рекламы способом «бегущей строки на 5 ТВК», магазин «Сеньорита, новое поступление женской одежды», торговый дом «Эдем», магазин «Технологии в жизни», «услуги мага» и т.п.).
При оценке телевизионной рекламы на соответствие требованиям рекламного законодательства установлено следующее.
1. На основании пункта 2 части 2 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» (далее Закон) при совмещении рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна накладываться на субтитры, а также надписи разъясняющего характера.
Вместе с тем, «бегущая строка» налагалась:
05 ноября 2011 г. на надпись разъясняющего характера в выпусках местных новостей во время трансляции фрагмента выступления перед общественностью г. Амурска заместителя председателя правительства Хабаровского края Ю.И. Оноприенко, а также во время во время трансляции рубрики «От первого лица», представляющей собой беседу корреспондента ТРК «Амурск» с Главой Амурского муниципального района И. В.Масько.
В обоих случаях «бегущая строка» («Сниму порчу, проклятие и много другое», «Рекламное предложение 2 в 1 от ТРК «Амурск», «Эффективность рекламы способом «бегущей строки на 5 ТВК», закрывает разъясняющую надпись фамилий и имен официальных лиц.
5 ноября 2011 г. «бегущая строка» налагалась в передаче «Горорд молодых» на информацию, представленную для жителей г. Амурска службой 112 о пожарной обстановке в городе, о происшествиях, дорожной, криминальной обстановке и других важных событиях.
2.. В соответствии с ч. 3 статьи 14 Закона общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы, прерывания телепрограммы рекламой и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр не может превышать 15 процентов времени вещания в течение часа (9 мин.).
Вместе с тем, посекундный хронометраж видеозаписи телепрограмм 5 ТВК (продолжительностью 1 час), из которого полностью исключены объявления некоммерческого (частного) характера, позволил установить, что 2 ноября 2011 г. реклама распространялась в следующем объеме:
с 12.00 до 13.00 – 33 мин. (24 мин. «бегущая строка» плюс 9 мин. местные блоки), что составляет 55% времени вещания в течение часа;
с 13.00 до 14.00 – на протяжении всей трансляции концерта Стаса Михайлова распространялась «бегущая строка», продолжительность которой составила 55 мин. или 92% от объема вещания в течение часа;
с 14.00 до 15.00 – общее количество рекламы составило 37 мин.(29 мин. «бегущая строка» и 8 мин. блоки и заставки), что равно 62% от времени вещания в течение часа;
с 16.00 до 17.00 осуществлено распространение рекламных материалов суммарным хронометражом. 37,5 мин.3 мин. (30 мин. «бегущая строка» и 7,5 мин. рекламный блок), что составляет 63% от объема вещания в течение часа.
5 ноября 2011 г. реклама способом «бегущей строки» распространялась в течение всего часа (с 12.00 до 13.00) и составила 92% в час вещания.
Аналогичное распространение рекламы осуществлено 8 ноября 2011 г. во время трансляции концерта Мадонны и ее объем составил 86% в течение часа.
Таким образом, при распространении рекламы во время трансляции телепрограмм на 5 ТВК 2, 5 и 8 ноября 2011 г. на территории г. Амурска допущены нарушения пункта 2 части 2 и части 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 7 статьи 38 названного нормативного акта ответственность за нарушение указанных требований несет рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
На основании лицензии Роскомнадзора № 11491 от 28 февраля 2007 г. эфирное телевизионное вещание на 5-ом ТВК на территории г. Амурска осуществляет муниципальное автономное учреждение «Телерадиокомпания «Амурск»,
Время регионального вещания по лицензии: понедельник-суббота с 12-00 до 18-00; с 21.30 до 22.00; воскресенье с 12.00 до 18.00).
В указанный временной интервал проведен мониторинг рекламы.
Следовательно, по вине МАУ «Телерадиокомпания «Амурск» произошло нарушение рекламного законодательства, выразившееся в распространении рекламы путем наложения ее на надписи разъясняющего характера и превышающей 15 процентов времени вещания в течение часа.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу, распространенную МАУ «Телерадиокомпания «Амурск» 2, 5, 6 и 8 ноября 2011 г. на 5 ТВК на территории г. Амурска, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 2 и части 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе».
2. Выдать МАУ «Телерадиокомпания «Амурск» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05 апреля 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 05 апреля 2012 г. по делу № 4-05/38 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной МАУ «Телерадиокомпания «Амурск» 2, 5, 6 и 8 ноября 2011 г. рекламы на 5 ТВК на территории г. Амурска, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. МАУ «Телерадиокомпания «Амурск» в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение на пятом телевизионном канале на территории г. Амурска рекламы путем наложения ее на надписи разъясняющего характера и превышающей 15 процентов времени вещания в течение часа.
2. МАУ «Телерадиокомпания «Амурск» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20 апреля 2012 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностное лицо в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.