Постановление б/н Постановление о привлечении к административной ответственнос... от 6 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  41

о наложении штрафа по делу №  4-05/45

 об административном правонарушении

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрела протокол об административном правонарушении от  07 мая  2013 года  и материалы дела    № 4-05/45  об административном правонарушении в отношении  ОАО «Сбербанк России» в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг. Дело рассмотрено в присутствии представителя  ОАО  «Сбербанк России».

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 26 марта  2013  года отслежена наружная  реклама, распространяемая в городе Хабаровске на пресечении ул. Гамарника – ул.  Волочаевская,   следующего содержания:

Крупным шрифтом:

 «Сбербанк всегда рядом. 12 500 руб./мес.  Свой дом – дешевле, чем кажется. Жилищные кредиты 8 800 55555 50 (звонки  по России – бесплатно).www/ sberbank.ru»

Мелкий шрифт (размер 29 мм) нечитаем.

Кроме того,  указанная наружная  реклама распространялась  на рекламных конструкциях в г. Хабаровске по 23 адресам:

-  ул. Калинина, 12; ул. Пионерская – ул. Бийская; ул. Шевчука – пер. Трубный;  ул. Краснореченская, 71, ул. Пионерская – ул. Богачева; ул. Суворова – ул. Ворошилова;  ул. Тихоокеанская (магазин  «Маяк»); Воронежское ш. – ул. Шелеста;  пр. 60 л. Октября – ул. К. Маркса;  пр. 60 л. Октября, 86; ул. Большая, 91; ул. Краснореченская, (ЦИРК); пр. 60 л. Октября – Восточное шоссе; ул. Гамарника – ул. Волочаевская; ул. Большая – ул. Воронежская;  ул. Волочаевская, 22;   Воронежское шоссе, 129;   Воронежское шоссе, 138;  ул. К. Маркса, 112;  ул. К. Маркса, 166 поз.1;  ул. К. Маркса, 166 поз. 5;  ул. Краснореченская, 68;  ул. Пионерская, 42;  ул. Суворова, 32 (по в г. Хабаровске).

В  г. Комсомольске – на – Амуре  указанная наружная  реклама распространялась  на рекламных конструкциях в г. Хабаровске по  9 адресам:

ул. Вокзальная, 78; Амурское шоссе, 38А; Пр. Победы – ул. Советская, 49; Комсомольское  шоссе – ул. Ленинградская; Аллея Труда 0Интернациолнальный;, ул. Кирова –ул. Ленина;  ул. Вокзальная – ул. Севастопольская;  пр. Победы (у дома 20); ул. Свердлова (налоговая, АЗС).

Срок размещения  рекламы с 01 апреля по 30 апреля  2013  года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Создавая привлекательные условия возможности по заключению  кредитного договора, побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с  Банком по заключению договора на определенных рекламой условиях.

Согласно пункту 2  части  2 статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  кредитный   договор, включаются:

оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму расходов заемщика по договору.  

В рекламе указано одно из условий кредитного договора  - ежемесячный платеж в месяц -12 500 рублей, то есть,  дано одно из условий кредитного договора, влияющее на стоимость кредита, следовательно, реклама должна соответствовать требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно условиям банка, размещенным на сайте www. sberbank.ru  26 марта  2013 года,   при  оформлении кредита в рамках кредитного продукта  «Приобретение готового жилья»  с ежемесячным размером платежа в сумме 12 500 рублей  кредит выдается на следующих условиях: сумма кредита 1 171 226 рублей, срок кредитования 30 лет,  процентная ставка  -12, 5% годовых,  первоначальный взнос по кредиту  от 50%.

На рекламных щитах, информация, размещенная в нижней части рекламы, не доступна, так как размер шрифта маленький. Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, также недоступна для восприятия.

Информация о существенных условиях кредита выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому кредиту.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях договора банковского кредита, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями, так как размер шрифта очень маленький и исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламные конструкции формата 3м на 6 м высотой  3м и более).

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста наружной рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Кроме того, в соответствии с частью 1  статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя  - фамилию, имя, отчество).

В рекламе присутствует наименование банка, но оно выполнено мелким нечитаемым шрифтом,  в связи с чем, является недоступным для восприятия.

Таким образом, реклама  кредита  ОАО «Сбербанк России» противоречит части 7 статьи 5, части 1, пункту 2 части 2, части 3  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела представитель банка не согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что:

  1. в рекламе указано наименование банка;
  2.  ответственность за нарушение должен нести рекламопроизводитель -  ООО «МакКэнн – Эриксон Уорлдвайд», который изготовил рекламу не соответствующую  требованиям рекламного законодательства.  Банком согласовывалась только концепция рекламного материала, а форма (в т.ч. и размер шрифта) определялась ООО «МакКэнн –Эриксон Уорлдвайд».

Данные доводы не принимаются по следующим основаниям.

  1. В соответствии со статьей 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно- правовую форму. В связи с тем, что в рекламе наименование юридического лица, предоставляющего банковскую услугу, указано нечитаемым шрифтом, признано его отсутствие.
  1. Между ОАО «Сбербанк России» и  ООО «МакКэнн –Эриксон Уорлдвайд» заключен договор 72/148  от 18.04.2012 года, в соответствии с которым последний  оказал услуги по разработке дизайна и подготовке к производству макетов наружной рекламы «Свой дом – дешевле, чем кажется» различных форматов.

Согласно акту оказанных услуг № б/н  от 31 марта  2013 года к договору    № 72/148 от 18.04.2012 года, подписанному сторонами,  все услуги ООО «МакКэнн –Эриксон Уорлдвайд»  оказаны в полном объеме, качественно и в установленный срок, взаимных претензий к оказанным услугам стороны не имеют.

Право использования результатов  интеллектуальной деятельности, принадлежащих ООО «МакКэнн –Эриксон Уорлдвайд», переданы ОАО «Сбербанк России» на условиях исключительной лицензии.  Услуги полностью оплачены.

11.02. 2013 года ОАО «Сбербанк России» заключил договор № МК-57/13.02.11 с  ООО «Максус», согласно условиям которого ООО «Максус» за вознаграждение оказывает комплекс услуг, направленный на размещение рекламы «Свой дом – дешевле, чем кажется».

Для организации размещения  наружной рекламы ОАО «Сбербанк России» предоставляет ООО «Максус» готовый макет рекламного материала в электронном виде, который направляется третьему лицу, с которым ООО «Максус» заключило договор на производство и/или размещение рекламы.     

На основании изложенного следует, что ссылка представителя  ОАО «Сбербанк России» на то, что ответственность должно нести ООО «МакКэнн –Эриксон Уорлдвайд»,  является несостоятельной.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьей 5, 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого распространялась реклама, является ОАО «Сбербанк России», определившее объект рекламирования и содержание  рекламы.

Данный факт подтверждается договором № НК-57/13.02.11 от 11 февраля 2013 года, заключенным между ОАО «Сбербанк России» и ООО «Максус», договором 72/148  от 18.04.2012 года, заключенным между   ОАО «Сбербанк России» и  ООО «МакКэнн –Эриксон Уорлдвайд», подписанным актом выполненных работ от 31 марта 2013 года к договору № 72/148 от 18.04.2012, платежными поручениями.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать  ОАО «Сбербанк России»  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к ОАО  «Сбербанк России»  меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000   (ста  тысяч)  рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКАТО 08401000000.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны