Решение б/н Решение и предписание по делу о нарушении рекламного законод... от 5 мая 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/61 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения требований части 7 статьи 5, части 1,  пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы автомобильного кредита, в присутствии представителей ООО «МИЦУБИСИ АВТОМИР»

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России в г. Хабаровске отслежена наружная реклама (растяжка над проезжей частью дороги), расположенная перед пересечением ул. Волочаевская и ул. Ленина, следующего содержания: «0.9 % на весь модельный ряд Mitsubishi Motors Finance…«Автомир». Официальный дилер Mitsubishi. Ул. Воронежская, 85, тел. 999-555. Надежно». В левой части растяжки содержится нечитаемая информация.

Кроме того, в ходе подготовки дела к рассмотрению отслежены наружные рекламы «0.9 % на весь модельный ряд» по следующим адресам: ул. Запарина, д. 11; ул. Павла Морозова (Краевой дворец хоккея с мячом).

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включается:

оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заемщика, относятся: сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, неустойка за просроченную задолженность по погашению кредита, информация о возможном досрочном (полном или частичном) погашении кредита, комиссия за обналичивание, стоимость кредитной карты, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заемщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

 В указанной рекламе доступно (крупным шрифтом) отражена только привлекательное для потребителя рекламы условие: процентная ставка по кредиту.

При этом иные условия, определяющие фактическую стоимость автомобильного кредита для заемщика и влияющие на нее,  напечатаны мелким нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять полную  информацию о кредите.

Формальное присутствие  в рекламе обозначенных условий не позволяют потребителю воспринимать данные сведения, и, следовательно, не может расцениваться как их наличие.

Таким образом, в нарушение требований приведенных  выше норм закона указанные условия, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.

Сумма расходов, которую понесут потребители, приобретая автомобиль в кредит, формируется из тех выплат, которые осуществит заемщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.

На основании изложенного  следует, что данная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как  она может существенно изменить стоимость кредита и повлиять на сумму расходов заемщика по кредиту.

Сведения, размещенные в левой части растяжки, не доступны, так как нанесены  мелким шрифтом, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о сроке автомобильного кредита, процентных ставках, комиссиях,  необходимости страхования и это вводит потребителя в заблуждение. Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации  ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на растяжку мелким шрифтом, также недоступна для восприятия.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации о части условий  по автомобильному кредиту, наименовании банковской организации, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют, так как размер шрифта маленький и исключена возможность максимального приближения к ней потребителя.

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста наружной рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Отсутствие в рекламе существенной информации, в том числе информации о наименовании банковской организации, об условиях кредитного договора, требующих дополнительных затрат потребителя и влияющих на фактическую стоимость кредита для заемщика, ООО «МИЦУБИСИ АВТОМИР» вводит в заблуждение относительно стоимости товара (кредитного договора), что является нарушением части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 закона.

Рекламодателем – лицом, несущим ответственность за содержание рекламы, является ООО «МИЦУБИСИ АВТОМИР». Данный факт подтверждается договором аренды рекламного места № А-30-16.12.2011 г.

В ходе рассмотрения представители ООО «МИЦУБИСИ АВТОМИР» пояснили, что компания «Мицубиси Автомир», как дилер компании «Мицубиси», обязана распространять рекламу, которую присылают из Москвы для продвижения марки, и не могут менять макет рекламы.

В связи с изложенным следует, что ООО «МИЦУБИСИ АВТОМИР» нарушены нормы части 7 статьи 5,части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,  Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей наружную рекламу автомобильного кредита «0.9 % на весь модельный ряд», размещающуюся по адресам: ул. Волочаевская-ул. Ленина; ул. Запарина, д. 11; ул. Павла Морозова (Краевой дворец хоккея с мячом) поскольку они нарушают требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе

2. Выдать ООО «МИЦУБИСИ АВТОМИР» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 03 мая 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  на основании своего решения от 03 мая 2012 года по  делу № 4-05/61 о признании ненадлежащими наружных реклам  автомобильного кредита «0.9 % на весь модельный ряд» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «МИЦУБИСИ АВТОМИР» (ИНН 2703052165; место нахождения: 680042, г. Хабаровск, ул. Воронежская, д. 83, оф. 1) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение ненадлежащей рекламы, а именно:

- без указания наименования лица, оказывающего финансовую услугу;

- умалчивающей об иных условиях оказания финансовых услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 2. ООО «МИЦУБИСИ АВТОМИР» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 мая 2012 года.

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц штраф в размере – от трехсот до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны