Постановление б/н Постановление о наложении штрафа на ОАО "Мегафон" за нарушен... от 7 декабря 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  58

о наложении штрафа по делу №  4-05/62

 об административном правонарушении

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 20 июня 2013 года  и материалы дела  № 4-05/62 об административном правонарушении, в отношении  ОАО «Мегафон» в связи с  распространением  рекламы «Смартфон  Мегафон  - Login 1990 руб.». Дело рассмотрено в отсутствие представителя ОАО «Мегафон», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства РФ о рекламе  отделом рекламы и недобросовестной конкуренции 14 мая  2013 года отслежена наружная  реклама  «Смартфон  Мегафон  - Login 1990 руб.» ОАО «Мегафон», распространяемая в г. Хабаровске по  ул. Дзержинского – Уссурийский Бульвар, ул. Запарина  - Уссурийский бульвар, ул. Тихоокеанская, следующего содержания:

Крупным шрифтом:

«Смартфон  Мегафон  - Login 1990 руб. В салонах Мегафона.www.megafon.ru 8 800 550 50 15 Мегафон».

мелким шрифтом :

«Логин. Цена действует  при покупке смартфона до 31. 12 2013 года с одновременным подключением опции «Интернет Х5» и внесением абонентской платы за 3 мес. в размере 640 руб. Цена без подключения опции -2990 руб.  Подробнее  на  www.megafon.ru. Цены с НДС».

Указанная реклама размещалась  с 01 по 31 мая 2013 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Указывая привлекательные условия, реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования,  а именно: возможность приобрести  Смартфон  по цене 1990 рублей.

Такие условия, как: цена действует  при покупке смартфона с одновременным подключением опции «Интернет Х5» и внесением абонентской платы за 3 мес. в размере  640 рублей,  цена без подключения опции -2990 рублей   не доступны, так как выполнены  очень мелким шрифтом,  что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять их, чем  вводят потребителя в заблуждение.

Информация об указанных условиях  формально  присутствует в рекламе.  Однако выполнена мелким шрифтом, что не позволяет потребителю  воспринять информацию.

Сведения о том, что цена действует  при покупке смартфона  с одновременным подключением опции «Интернет Х5» и внесением абонентской платы за 3 мес. в размере 640 рублей,  цена без подключения опции -2990 рублей   являются существенными, отсутствие которых  вводит потребителя в заблуждение и  создает неправильное впечатление о рекламируемой  услуге.

Согласно пояснениям, представленным  ОАО «Мегафон» при подписании протокола об административном правонарушении,  вся информация  доступна для потребителей, так как законодательством не установлены размеры шрифта

Данные доводы не принимаются по следующим основаниям.

Отсутствие в Законе четкого указания на размер шрифта, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку это противоречит положениям статьи  5 ФЗ «О рекламе» относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя.

Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации об  условиях  покупки, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют,

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных,  может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у потребителя  правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить.

Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей  продукции (товаре, услуге).

Условия, ограничивающие их применение, являются существенными, следовательно,   отсутствие указанной информации вводит потребителей в заблуждение, что является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7  статьи 5 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем, осуществившим размещение указанной   рекламы, является  ОАО «Мегафон». Данный факт подтверждается: письмом  ООО «Эйджис Медиа Си ЭС» от 17.05.2013 № 5/4077э, договором № А-01/2013 от 01.01.2013 года, заключенным между ООО «Эйджис Медиа Си ЭС» и ОАО «Мегафон».

Таким образом, ответственность за нарушение  части 7 статьи 5 Федерального закона  «О рекламе», возлагается на ОАО «Мегафон».

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ОАО «Мегафон» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к ОАО «Мегафон»  меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 100 000 (ста   тысяч)  рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти  дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКАТО 08401000000.

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России  надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Связанные организации

Связанные организации не указаны