Решение б/н Решение и предписание по делу о нарушении ООО "Логос" реклам... от 7 декабря 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/67  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения  статьи 8, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при распространении ненадлежащей рекламы медицинских, финансовых услуг и  доставки воды дистанционным способом продажи,  в отсутствие  законного представителя ООО «Логос», извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  в  газете «Новая неделя» отслежены следующие рекламы:

-  № 02 (071) от 16.01.2013г., стр. 1,2,23,39,53  «ООО «Эффект». Лицензия №27-000029 от 23.04.2008г. Токио. Стоматологический центр.  Лечение, удаление, все виды протезирования, ортодонтия, ультразвуковая чистка зубов, рентгенодиагностика. 572-580; 8-962-296-2777. Пр.Октябрьский, 39 (пл.им.Ленина). Предъявителю купона  праздничная скидка на лечение зубов 13% »;

-  № 02 (071) от 16.01.2013г., стр.64, № 17-18 (086-87) от 01.05.2013г., № 20 (089) от 22.05.2013г., № 22 (091) от 05.06.2013г. стр. 47 «Природная  питьевая  вода Родниковая 1 категории. 19л., 10л. без залога. Скважины №№ ХБ-186;187;188;189;190;191 Чкаловского месторождения. 51-14-55, 54-37-37. Доставка воды и установка оборудования  без выходных. ИП Живогляд В.В.»;

-  № 17-18 (086-87) от 01.05.2013г., № 20 (089) от 22.05.2013г. стр. 21 «Займы под залог.1 месяц 0%. Небольшой процент. 8-914-167-17-16».   

Первое  рекламное предложение направлено на привлечение внимания к медицинским услугам.

В соответствии с отраслевым стандартом «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 № 163(в ред. от 28.03.2008 г.), группа «медицинские услуги» (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: «лечение зубов» и «протезирование».

В соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития  Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664 перечень медицинских услуг разделен на два класса: «А» и «В».

Класс «А»  включает, в том числе,  такие медицинские услуги как лечение зубов, протезирование, профессиональная чистка зубов и диагностическое исследование, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Класс «В» включает, в том числе,  такие медицинские услуги как стоматология хирургическая, ортодонтия, стоматология детская, оториноларингология, представляющие  собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.   

Реклама, содержащая  указание на медицинские услуги, должна соответствовать требованиям, предъявляемым рекламным законодательством к рекламе медицинских услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 24 реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

В рекламном предложении  стоматологического центра «Токио» обязательная предупредительная надпись  отсутствует, что является нарушением части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе». 

Реклама по доставке воды направлена на привлечение внимания потребителя к продаже природной питьевой воды «Родниковая»  дистанционным способом продажи по указанным телефонам доставки.

В статье 497 ГК РФ (часть 2) дано определение дистанционного способа продажи в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может  быть  заключен на основании  ознакомления покупателя  с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, данный договор характеризуется  двумя  отличительными признаками: во- первых отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром, либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д).

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом продажи, утвержденных Постановлением  Правительства РФ № 612 от 27.09.2007г. продажа товаров дистанционным способом- это продажа товаров по  договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иным способом исключающим возможность непосредственного ознакомления покупателя  с товаром, либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п.20 данных Правил, договор считается заключенным  с момента выдачи покупателю товарного или кассового чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или  сообщения о намерении покупателя приобрести  товар.

Из указанной нормы права  следует, что момент  заключения договора розничной купли-продажи  при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется  моментом  сообщения  покупателем продавцу  своего намерения  приобрести товар.

В части 3 ст. 497 ГК РФ определен момент  исполнения  договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным  с момента доставки товара, если иное не предусмотрено  законом, иными правовыми актами или договором.

Указанная реклама знакомит  покупателя  с описанием товара  посредством газеты «Новая неделя», исключая возможность  непосредственного ознакомления с товаром, либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством  получения продавцом  сообщения по телефону  о намерении потребителя приобрести товар.    

Таким образом, рассматриваемая реклама является  рекламой  товаров при дистанционном способе их продажи.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе  товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны  сведения о  продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании  юридического лица;  фамилия, имя, отчество, основной государственный  регистрационный номер записи о государственной регистрации  физического лица  в качестве индивидуального  предпринимателя.  

Однако распространяемая реклама не содержит сведений  об основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя,  осуществляющего  продажу товаров дистанционным способом. 

В рекламе «Займы под залог.1 месяц 0%. Небольшой процент..».  на стр. 21 газеты «Новая неделя» № 17-18 (086-87) от 01.05.2013г., № 20 (089) от 22.05.2013г. отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.

В соответствии  с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама банковских, страховых и иных финансовых  услуг  должны содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

В рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.

Рекламы в указанных частях признаются ненадлежащими.

08 июля 2013 года в адрес Хабаровского УФАС России  поступило ходатайство  ООО «Логос»  об отложении слушания дела  по причине нахождения заместителя директора предприятия, в компетенцию  которого входит  представить  пояснения по существу дела, на больничном. Лист нетрудоспособности  (копию)  ООО  «Логос»  обязалось выслать 09 июля 2013 года по электронной почте до начала заседания Комиссии.

Данное ходатайство не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно  п. 34  Правил  рассмотрения  антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства  РФ о рекламе (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.11.2010г. № 886)  рассмотрение дела  может быть отложено  антимонопольным органом  с указанием даты и времени его рассмотрения  по мотивированному  ходатайству стороны по делу или иного лица,  привлеченного  к участию в деле, об отложении рассмотрения дела   в связи с невозможностью явки на его рассмотрение по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами.    

До начала заседания  Комиссии Хабаровского УФАС России документы, подтверждающие  нетрудоспособность представителя ООО «Логос»,  не представлены. Кроме того, законный представитель ООО «Логос»  имел возможность  присутствовать  на рассмотрение дела.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 8, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 закона несет рекламораспространитель.

Рекламораспространителем является ООО «Логос».

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  ненадлежащими рекламы:

-« ООО «Эффект». Лицензия №27-000029 от 23.04.2008г. Токио. Стоматологический центр.  Лечение, удаление, все виды протезирования, ортодонтия, ультразвуковая чистка зубов, рентгенодиагностика…»;

- «Природная  питьевая  вода Родниковая 1 категории… Доставка воды и установка оборудования  без выходных. ИП Живогляд В.В.»;

- «Займы под залог.1 месяц 0%. Небольшой процент. 8-914-167-17-16»,

распространяемые  ООО «Логос» в газете «Новая неделя» за 2013г. в № 02 (071), № 17-18(086-87), № 20 (089), № 22 (091), поскольку в них нарушены требования  статьи 8, части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Логос» обязательное для исполнения предписание  о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).

 

Предписание

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе  на основании своего решения от 09 июля 2013 года по  делу № 4-05/67 о признании ненадлежащими реклам медицинских, финансовых услуг и доставки воды при дистанционном продажи, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Логос»  в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания  прекратить распространение любым способом, в любой форме, с использованием любых средств в газете «Новая неделя» за 2013г. (в № 02(071),  № 17-18 (086-87), № 20 (089), № 22 (091)):

- рекламу  доставки воды при дистанционном способе ее продажи  с нарушением требований статьи 8 ФЗ «О рекламе, а именно: без указания сведений о государственном регистрационном номере  записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

- рекламу медицинских услуг с нарушением требований пункта 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», а именно:  без указания  предупреждения о возможных противопоказаниях и необходимости получения  консультации специалиста;

- рекламу финансовых услуг с нарушением требований части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», а именно: без указания сведений  о наименовании юридического лица или фамилии, имени, отчестве индивидуального предпринимателя, оказывающего эти услуги.

2. ООО «Логос» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 19.07. 2013 года .

В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере  – от двенадцати  тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в  арбитражный суд в  порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный  срок).

Связанные организации

Связанные организации не указаны