Постановление №4 Постановление № 4 от 6 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №   4

о наложении штрафа по делу №  4-05/102

 об административном правонарушении

 

27 января       2017 г.                                                                              г. Хабаровск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю <….>,   рассмотрев протокол об административном правонарушении от 22 декабря   2016 г. и   материалы дела № 4-05/102 об административном  правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя <….> в связи с  распространением    рекламы с признаками нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в  присутствии  <….>– представителя И.П. <….> (по доверенности),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Хабаровского УФАС России поступили обращения (вх. №:  4/9645 от 29.08.2016 г.;  4/9651 от 29.08.2016 г.;  4/9919 от 05.09.2016 г и 4/9920 от 05.09.2016 г.)  о распространении  наружной рекламы «Машина машина. Автосервис, в который девушку можно отпускать одну».  

Реклама размещена на стендовой  конструкции  по адресу:  г. Хабаровск,  проспект  60-летия Октября, 237.

По мнению заявителей, текст рекламы содержит оскорбительное высказывание в отношении женского пола, поскольку  подразумевает, что: «…Женщина является несамостоятельной и не может посетить такое предприятие, как автосервис,  без сопровождения».  …«Женский пол настолько глуп в отношении устройства автомобиля, что работники автосервиса с легкостью могут воспользоваться подобной глупостью и обмануть девушку, но только не работники рекламируемого автосервиса. …«Данная реклама   сообщает, что женщина не может посещать автосервисы одна, что является дискриминацией по признаку пола».   

Исходя из приведенных высказываний,  реклама содержит признаки нарушения требований части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которыми  в  рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Данное положение Закона запрещает использовать в рекламе непристойные, оскорбительные   сравнения, выражения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных категорий лиц.

В связи с отсутствием в рекламном законодательстве единообразного толкования  непристойных образов и исчерпывающего перечня  свойств и характеристик неэтичной  рекламы,  антимонопольным органом с 31.08.2016 г. по 23.09.2016 г.   на сайте Хабаровского  УФАС России  в сети Интернет проведен опрос потребителей относительно восприятия ими рекламы «Машина машина. Автосервис, в который девушку можно отпускать одну» с целью    определения  наличия в ней  непристойности и оскорбительности в отношении  женского пола.

Опрос, в котором участвовало 1609 человек, отражает следующее  отношение потребителей к данной рекламе:

- 57,9% респондентов считают, что реклама содержит оскорбительное выражение в отношении женского пола;  

- 66,7%  опрошенных высказали мнение,  что реклама означает, что женщины не разбираются в автомобилях, в связи, с чем работники автосервисов могут обмануть их, но только не сотрудники рекламируемого сервиса;

- 63,2  опрошенных потребителей подтвердили,  что рекламное выражение «Автосервис, в который девушку можно отпускать одну», подразумевает, что женщина не может посещать автосервис одна без сопровождения мужчины, так как в ином случае ее обманут.

Таким образом, большинство респондентов выразили мнение, что реклама содержит оскорбительное  выражение в отношении деловых качеств («продвинутости») женщин, принижающее их способность разбираться в вопросах обслуживания и ремонта автомобилей.

Следовательно,  мнение большинства потребителей свидетельствует о нарушении в наружной рекламе «Машина машина. Автосервис, в который девушку можно отпускать одну»   части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В подтверждение указанных нарушений рекламного законодательства использованы филологический комментарий преподавателя русского языка и литературы первой квалификационной категории <….>к тексту рекламы «Машина машина»  (вх. № 4/12476 от 21.11.2016 г)  и   семантический разбор рекламного слогана «Автосервис, в который девушку можно отпускать одну»,   составленный ревизионным корректором МАУ «Хабаровские вести», библиографом <….> (вх.  № 4/12474 от 21.11.2016 г.,  далее пояснения  специалистов).

В филологическом комментарии  указано, что исходя из лексического значения слова «отпускать»,  содержащегося в толковых словарях русского языка В.И. Даля, Т.Ф. Ефремовой, С.И. Ожегова, использование данного слова  в контексте рекламы  означает, что некое лицо может дать (или не дать) разрешение на то, чтобы девушка могла посещать данный автосервис.

То есть, в данном контексте девушка не является самостоятельным субъектом, а является объектом, на которого направлена воля другого лица, который «может отпускать», а может и «не отпускать» девушку в автосервис без сопровождения.

Вместе с тем,  в современном российском обществе женщина обладает равными с мужчиной правами и свободами, предусмотренными Конституцией РФ.  Женщина не является недееспособной и не нуждается в обязательном сопровождении при посещении общественных мест.

Оскорбление – это правовая квалификация деяния, которое выражается в отрицательной оценке личности  и имеющее целью подчеркнуть ущербность лица-адресата, его недееспособность.

В рекламе «Машина машина» девушки и женщины представляются недееспособными посещать автосервисы самостоятельно без сопровождения и без разрешения от стороннего лица.

Следовательно, по мнению специалистов, текстовое высказывание «Автосервис, в который девушку можно отпускать одну»,   с учетом требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», считается оскорбительным.

Аналогичный вывод следует из семантического разбора рекламного слогана «Автосервис, в который девушку можно отпускать одну». 

Данный вывод основан на том, что согласно Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой значение слова «отпускать» - это  позволить кому-нибудь удалиться, отправиться куда-нибудь.

В данном случае решение принимает тот, кто отпускает, а тот, кого отпускают, действует не по собственному желанию, а по воле другого лица.

В рассматриваемом рекламном слогане объектом, подчиняющимся чужой воле, является девушка.

Кроме того, слово «можно» усиливает акцент не несамостоятельности и его несвободе в принятии решения (можно – разрешается, позволительно (Ожегов, Шведова): можно отпустить, а можно и не отпускать.

Исходя из трактовки термина «оскорбление», содержащейся в «Энциклопедии права» (Гревцов, Козлихин, 2008), - это  «преступление против свободы, чести и достоинства личности». Следовательно, навязывание ограничения свободы, («отпускать девушку») и принижение способности самостоятельно принимать решения («можно отпускать») подходят под это толкование.

Следовательно,  поскольку рекламный слоган говорит  о девушках, реклама является оскорбительной по признаку пола.

 

Таким  образом,    оценка рекламы   «Машина машина. Автосервис, в который девушку можно отпускать одну»  на соответствие Федеральному закону «О рекламе» проведена Хабаровским УФАС России  с использованием  2-х методов.

Первый   – опрос общественного мнения, проведенный на сайте Хабаровского УФАС России; второй  метод основан   на заключении филологов и  семантическом разборе рекламного слогана  «Автосервис, в который девушку можно отпускать одну».

На основании результатов опроса общественного мнения и оценки  рекламы по филологическому и семантическому признакам сделан вывод, что реклама является оскорбительной по признаку пола. 

 

В соответствии с частью 6 статьи 38 названного закона ответственность за данное нарушение несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

       Установлено, что рекламодателем является индивидуальный предприниматель <….>, что подтверждается следующими документами:

-  договором аренды  № 1-06-16 от  01.01.2016 г, заключенным  между ООО «Град» и ИП <….>., в соответствии с которым последний принял в аренду рекламную  конструкцию по адресу:  проспект  60-летия Октября, 237   (акт приема-передачи рекламных плоскостей от 01 января 2016 г.);

- платежными поручением  № 3631 от 07.09.2016 г.;

- актами выполненных работ по аренде рекламных плоскостей №  95 от 30.09.2016 г.

 

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или  рекламораспространителем  законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа.

 

            ИП <….>постановлением № 28 от 15.04.2016 г. подвергался  административному штрафу в размере 4000  рублей за совершение однородного административного правонарушения.

            Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого правонарушения хозяйствующий субъект уже подвергался административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).

 

В ходе рассмотрения  дела представитель ИП <….>заявила ходатайство применить при рассмотрении данного дела об административном правонарушении статью  2.9 КоАП РФ в связи с незначительностью выявленных нарушений, отсутствием каких-либо отрицательных последствий.

Данное ходатайство не удовлетворено по следующим основаниям.

       Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. При этом в пункте 18.1 указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям с формальным составом и считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о рекламе.

Ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или не возникновения общественно опасных последствий.

Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушений с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий предопределяется  самим фактом совершения действий или бездействия.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении ИП <….>к исполнению своих публично - правовых обязанностей.

Кроме того, при решении вопроса о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ,  необходимо учитывать, что  данное дело возбуждено  по  заявлениям  потребителей  (женщин), по мнению которых реклама  «Машина машина. Автосервис, в который девушку можно отпускать одну»  является дискриминационной  по признаку пола и нарушает их  права и законные интересы на получение надлежащей рекламы.

 

Таким образом, учитывая характер административного правонарушения, его социальную значимость, а также, принимая во внимание круг потребителей, до которых реклама  автосервиса «Машина машина»   доведена наружными средствами,  Хабаровское УФАС России считает невозможным признание правонарушения малозначительным и применение к ИП <….>статьи  2.9 КоАП  РФ.

 

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

ПОСТАНОВИЛА:   

   1. Признать индивидуального предпринимателя <….>виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ.

 

             2. Применить к индивидуальному предпринимателю <….>меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере    8000  (восьми  тысяч) рублей.

 

       Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти  дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в  бюджет:                                        

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, отделение Хабаровск, г. Хабаровск, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

                

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны