Постановление №40 Постановление № 40 в отношении «Газпромбанк» (АО) от 29 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  40

о наложении штрафа по делу №  04-5/74

 об административном правонарушении 

 

 

29 августа  2017 года                  г. Хабаровск

 

Врио  руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаров-скому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 31 июля  2017 года и материалы дела  № 04-5/74 об административном правонарушении, в отношении «Газ-промбанк» (Акционерное общество) – далее   «Газпромбанк (АО) (место осуществления дея-тельности: г. Москва, ул. Наметкина, 16, корп.1) в связи с распространением наружной  рек-ламы финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя «Газпромбанк» (АО) – (по доверенно-сти).

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Рос-сийской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 27 июня 2017 года  отслежена на-ружная реклама   Банка ГПБ (АО), распространяемая в г. Хабаровске на ул. Пионерская, д. 42,  ул. Краснореченская (Институт культуры), следующего содержания: 

        - крупным шрифтом:

«Газпромбанк. Самое время для важного шага. 10, 25%. Мы снизили ставку по ипотеке. Ипотека по акции. 8 0800-100-07-01 gazprombank.ru. *0701 для абонентов МТС, Билайн, Ме-гафон. Офис банка ГПБ (АО) в г. Хабаровске ул. Тургенева, 46, ул. Истомина, 51а,  8 (4212) 41-69-6141-18-40».

- мелкий шрифт в правой  части баннера (условия кредита) нечитаем.

  

Срок распространения рекламы с 01 по 30 июня 2017 года.

 

Кроме того, реклама размещалась по следующим адресам в г. Хабаровске: Восточное шоссе, 22; Матвеевское шоссе, 24; ул. Тихоокеанская  (элит. жил. комплекс «Казачья гора»).

 

 Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию по-требителя рекламы на выбор услуги и  на заключение кредитного договора с указанной в рекламе  процентной  ставкой. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора   кредита   на определенных рекламой условиях. 

В рекламе указывается  процентная ставка по кредиту,  то есть,  дано одно из условий кредитного договора, влияющее на его стоимость, следовательно, реклама должна соответст-вовать требованиям статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания со-ответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся ус-лугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расход лица (заемщика), заключившего договор на предоставления кредита, включа-ется:

оплата стоимости кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получе-нием суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и про-цессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения кредитного договора (необ-ходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные перечисленные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по кредиту, так и влияющие на эти расходы.

Пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ   № 58 от 08.10.2012 года определено, что  к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о  дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

 

В рекламе крупно указывается процентная ставка по ипотеке.

Данную процентную ставку можно получить: при приобретении квартиры в строящемся доме,   оформлении договора страхования риска смерти заемщика или утраты заемщиком трудоспособности, минимальной сумме кредита 500 000 рублей, но не менее 15%  от стоимости  недвижимости, максимальной сумме кредита 45 млн. рублей, сроке кредита до 25 лет.

 Информация об  условиях предоставления  финансовой услуги   формально  при-сутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным их восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому кредиту. Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации  ограничено и, следовательно, информация об условиях кредита,  также недоступна для восприятия.

 

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях  кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе ин-формации  о процентной ставке кредита, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют. 

Отсутствие в рекламе информации об условиях кредитного договора, влияющих на полную стоимость кредита для заемщика, вводит в заблуждение относительно стоимости то-вара (кредитного договора), что является нарушением  части  7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».    

В   соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об ус-ловиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл инфор-мации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. 

 

Статьей 3 ФЗ «О рекламе» установлено,  что  реклама - это информация, распростра-няемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламиро-вания, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считыва-ния информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым на-писаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  полу-чить полный текст (информацию) рекламы.

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно, усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потре-бителей (написанная крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Учитывая, что рекламные щиты расположены в оживленных местах, на пересечении городских улиц, размещенная на них информация должна быть краткой. Это обусловлено тем, что большинство людей, на которых рассчитана информация находятся в движении (во-дители, пешеходы) и имеют лишь секунды для ее восприятия. Кроме того, щиты расположе-ны на высоте более 3 метров (нижний край), что требует подъема головы. Поэтому для безо-пасности потребителей информация должна схватываться практически мгновенно. Таким критериям соответствуют только процентные ставки.

Читабельность же основного информационного блока, расположенного в нижней час-ти  рекламы, представляется крайне затруднительной. 

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена воз-можность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию. 

 

Таким образом, наружная реклама кредита    «Газпромбанк» (АО) противоречит части 7 статьи  5,  пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела представитель  «Газпромбанк» (АО не согласилась с выявленным нарушением, пояснив, что все необходимые условия присутствуют в рекламе.

Данный довод не принимается по вышеуказанным основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5, 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или прода-вец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы ли-цо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распростра-нялась рекламная кампания, является «Газпромбанк» (АО). Данный факт подтверждается агентским  договором № 66-17 от 05.05.2017 года, заключенным  между ООО «АДТ Групп»  и «Газпромбанк» (АО).

 

Частью 6 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонару-шениях за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространите-лем законодательства о рекламе установлена административная ответственность.

 

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать «Газпромбанк» (АО) виновным в совершении административного право-нарушения, предусмотренного частью 6 статьи  14.3. КоАП РФ.

2. Применить к «Газпромбанк» (АО) меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 300 000   (триста тысяч)  рублей.

 

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления поста-новления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Фе-дерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКАТО 08401000000. 

В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России  надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Россий-ской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об админи-стративном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны