Постановление №40 Постановление № 40 в отношении КПК «Приамурье» от 26 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  40

 о наложении штрафа по делу №  4-05/44

 об административном правонарушении

 

         19 июня    2015 года                                                              г. Хабаровск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю  <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 19 июня 2014 года и материалы дела  № 4-05/44 об административном правонарушении, возбужденного в отношении  КПК «Приамурье  (ИНН 2722105197. КПП 272101001, юридический адрес: г. Хабаровск, ул. Постышева, 16, оф. 205, дата государственной регистрации 22.07.2011 года)     в связи с распространением ненадлежащей рекламы,

в присутствии представителя КПК «Приамурье» <…>. (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе  Хабаровским УФАС России 21 апреля 2015 года отслежена реклама   КПК «Приамурье» (15 секунд), распространяемая  на телеканале «Россия - 1», следующего содержания: 

звуковая информация:

«Этого не может быть! КПК «Приамурье» предлагает  сберегательную программу «Доход сразу!». Проценты за год получи вперед. «Приамурье» воплощаем мечты с Вами и для Вас! 45 -49 – 97».

визуальная информация:

крупным шрифтом:

«свидетельство о регистрации № 1112722008272. www. priamyrie-khv.ru. Приамурье кредитный потребительский кооператив. «Доход сразу!» 23, 75%. Приамурье кредитный потребительский кооператив. Ул. Постышева, 16, оф. 205, ул. Льва Толстого, 22, оф. 140 (ДК Профсоюзов), 45-49-97, 46-12-20».

мелким шрифтом (с 3 секунды):

«Минимальная сумму сбережений -10 000 руб., выплата процентов – сразу, после заключения договора, пополнение, капитализация, пролонгация, частичное снятие – не предусмотрено, ставка 23, 75% годовых. Срок – 12 месяцев. Досрочное расторжение по заявлению за 10 рабочих дней до даты выплаты; проценты пересчитываются по ставке 10, 3%, ранее выплаченные проценты удерживаются из суммы личных сбережений. Из суммы начисленных процентов удерживается НДФЛ. Программой могут воспользоваться исключительно пайщики кооператива.  Вступительный взнос – 50 руб., обязательный – 150 руб. Сбережения застрахованы в ООО СК «Диамант».

Срок распространения рекламы  с 18 по 24 апреля 2015 года.

 

Кроме того, реклама распространялась с 18 по 24 апреля 2015 года в эфире телеканалов  «Петербург -5 канал г. Хабаровск» и «ТВ Центр Хабаровск».

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Проанализировав содержание информации, распространенной кооперативом, с учетом ее размещения в средствах массовой информации,  установлено, что таковая является рекламой, поскольку   информация об услугах, которые оказывает кооператив,  привлекает внимание к кооперативу как объекту рекламирования и оказываемых им услугах,  формирует  поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке,  адресована неопределенному кругу лиц.

Реклама по способу ее доведения  свидетельствует о цели размещения - привлечении внимания неопределенного круга лиц, которые  могут стать  пайщиком и воспользоваться услугой.

Таким образом, реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на заключение договора по накоплению личных сбережений с указанными в рекламе  условиями. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с кооперативом по заключению договора на определенных рекламой условиях.

Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма личных сбережений,  их срок размещения, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании личных сбережений, периодичность выплаты процентов,   иные условия, если их включение в  договор  может повлиять на сумму денежных средств, которую пайщик должен получить по договору передачи личных сбережений,  удержания кооперативом подоходного налога с начислением целевых компенсационных выплат по договору о приеме личных сбережений в соответствии с налоговым законодательством,  срок выплаты денежных средств.

Поскольку распространенная кооперативом реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.

Частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что  не допускается реклама, в которой отсутствует  часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В  рекламе  визуально показывается процентная ставка по сберегательной программе и озвучивается информация, что выплата процентов  за год производится сразу.

Однако остальные условия, такие  как: минимальная сумма сбережений,  срок программы,  отсутствие   пополнения, капитализации, пролонгации, частичного снятия,   досрочное расторжение по заявлению за 10 рабочих дней до даты выплаты,  проценты пересчитываются по ставке 10, 3%, ранее выплаченные проценты удерживаются из суммы личных сбережений, из суммы начисленных процентов удерживается НДФЛ,  что программой могут воспользоваться исключительно пайщики кооператива недоступны для восприятия потребителю.

Сведения об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако в рекламе данные сведения транслируются короткое время и мелким шрифтом, что не позволяет потребителю  воспринимать информацию,  чем  вводят потребителя в заблуждение.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму доходов по договору.  

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об иных условиях  сберегательной программы, влияющих на сумму доходов, помимо крупно указанной в рекламе информации, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Таким образом, реклама КПК «Приамурье», распространявшаяся   на телеканалах  «Россия 1», «Петербург -5 канал г. Хабаровск» и «ТВ Центр Хабаровск»  противоречит части  7  статьи 5, пункту 2 части 2  статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела представитель КПК «Приамурье» пояснила, что реклама с эфира снята самостоятельно.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5,   28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ходе подготовки материалов дела установлено,    что лицом, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является КПК «Приамурье». Данный факт подтверждается  письмом  ООО «Видеореклама Хабаровск» от 06.05.2014 года, договором  от 23 марта 2015 года, платежными поручениями.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,   

 

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать КПК «Приамурье»  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3 КоАП  РФ.

2. Применить к  КПК «Приамурье» меру  ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере  100 000 (ста тысяч)  рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, Отделение Хабаровск г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140,  ОКТМО  08701000001.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 Кодекса, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны