Решение №№ 027/01/11- 901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 29 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 027/01/11-901/2023

г. Хабаровск

Резолютивная часть решения оглашена 18 марта 2024 года.

В полном объеме решение изготовлено 26 марта 2024 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: председатель Комиссии – <...> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, члены Комиссии: <...>– начальник отдела по борьбе с картелями Хабаровского УФАС России, <...>– ведущий специалист-эксперт отдела по борьбе с картелями Хабаровского УФАС России,

рассмотрев дело № 027/01/11-901/2023 по признакам нарушения ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:

Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края – представитель <...>ИП <...> - представитель <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края с жалобой на действия ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> при участии в закупочных процедурах на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения в здании и хозяйственном корпусе КГБУ «Березовский психоневрологический интернат».

Из материалов, поступивших в Управление в рамках проведенной проверки, следует, что в период с <...> по настоящее время ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, а также ИП <...>, ИП <...>, ООО «УК АЛЕЙСКАЯ» являются постоянными участниками закупок, при этом территория предоставления услуг, выполнения работ, охватывает Алтайский край, Иркутскую область, Хабаровский край.

При выявлении нарушения антимонопольного законодательства, которое совершено в двух и более субъектах Российской Федерации, заявления и материалы направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов (пункт 3.13 Приказа ФАС России от 25.02.2012№ 339).

Учитывая, что указанные лица участвовали в торговых процедурах в разных субъектах Российской Федерации, Хабаровским УФАС России направлено в ФАС России обращение о предоставлении полномочий на рассмотрение действий указанных лиц в иных процедурах закупок на территории Российской Федерации.

В целях всестороннего изучения поступивших материалов проанализирована общедоступная информация, размещенная в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), направлены запросы электронным торговым площадкам, интернет-провайдерам и УФНС по Алтайскому краю, удостоверяющие центры.

По результатам анализа полученных материалов и дополнительных сведений, в соответствии с пунктами 1 и 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от <...> № <...>возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 027/01/11-901/2023 по признакам нарушения ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ООО «УК АЛЕЙСКАЯ» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Определением Хабаровского УФАС России от <...>дело № 027/01/11-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на <...>., запрошены документы и информация, которые приобщены к материалам дела.

Определением Комиссии <...>дело № 027/01/11- 901/2023 назначено к рассмотрению посредством ВКС на <...> года.

Определением об отложении рассмотрения дела <...> рассмотрение дела № 027/01/11-901/2023 откладывалось, в связи с необходимостью привлечения к участию в деле ООО «Аукцион» как лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах дела. Документы (информация), предоставленные ООО «Аукцион», приобщены к материалам дела № 27/01/11-901/2023.

Определением Комиссии <...> срок рассмотрения дела № 027/01/11-901/2023 продлен до <...> года.

Представителями ответчиков направлялись ходатайства об ознакомлении с материалами дела. В связи с заявленными ходатайствами от лиц участвующих в деле и необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 027/01/11-901/2023 откладывалось (определение об отложении рассмотрения дела <...>).

Определением <...> Комиссия прекратила участие ООО «УК АЛЕЙСКАЯ» в рассмотрении дела № 027/01/11-901/2023 в связи тем, что представленные в материалах документы не содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела № 027/01/11-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, определением <...> отложено, дело назначено к рассмотрению на <...>

На заключение об обстоятельствах дела поступили возражения от ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, которые приобщены к материалам дела.

Доводы, изложенные в возражениях на заключение об обстоятельствах дела, поддержаны представителем ИП <...> в заседании Комиссии Хабаровского УФАС России.

Из возражений следует, что выводы Комиссии Хабаровского УФАС России несостоятельны и не отвечают требованиям антимонопольного законодательства, данные доводы сводятся к следующему, что с целью участия в электронных аукционах ответчиками заключены с ООО «Аукцион» договоры об оказании консалтинговых услуг, включающие, консультацию по всем вопросам участия в торгах, аккредитацию на электронных торговых площадках, подготовка заявок, запрос цен, котировок и участие от имени заказчика,а также анализ документации, помощь в оформлении банковской гарантии.

При этом ИП <...>, считает, что участвуя в аукционе и заключая контракты не способно привести к ограничению конкуренции, в том числе к сокращению числа участников на аукционе, так же по его мнению не произошло завышения или подержания цены контракта, участниками аукциона не осуществлялись действия, которые могли изменить или воздействовать на общие условия проведения аукциона.

Ответчиками на определение о назначении дела № 027/01/11-901/2023 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению представлены пояснения из которых следует, что действовали на торгах исходя из экономической целесообразности и не знали о намерениях других участников закупок, в том числе соответствуют ли другие участники установленным требованиям при проведении торгов. Указанная позиция ИП <...> подержана в пояснениях ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>

При этом в ходе рассмотрения дела ответчиками заявлено, что все действия на торгах, в рамках заключенных договоров об оказании консалтинговых услуг осуществляло ООО «Аукцион», в связи с этим совпадение IP- адреса, е-mail, при подаче заявок и ценовых предложений относят к услугам, которые оказывало ООО «Аукцион», и не считают, что заключение договора об оказании консалтинговых услуг с ООО «Аукцион» нарушением антимонопольного законодательства.

Таким образом, в своих возражениях ответчики указали, что выводы Комиссии Хабаровского УФАС России в отношении ответчиков несостоятельны и не отвечают требованиям антимонопольного законодательства. По запросу Комиссии Хабаровского УФАС России ООО «Аукцион» представил пояснения и копии договоров: с ИП <...> от <...>№ 33: с ИП <...> от <...>№ 70, с ИП <...> от <...>№ 46, с ИП <...> от <...>№ 30, с ИП <...> от <...> №1, и акты приема-передачи сертификата электронно - цифровой подписи по каждому из указанных лиц.

Из пояснений ООО «Аукцион» следует, что размещение аукционов по поручению указанных лиц осуществлялись, в том числе с IP - адреса: <...>, который является выделенным доступом к интернету по договору № SL <...> на оказания услуг связи «Билайн», использовался сотрудниками ООО «Аукцион» для оказания услуг, а именно: подача заявок, участие в торгах от имени заказчика. и.т.д., а также Общество пояснило, что согласно условиям, в заключенныхдоговорах с Обществом каждому клиенту (заказчику) предоставлялся персональный менеджер, который принимал поручения, в том числе и от выше указанных лиц по вопросам закупок: менеджер - <...>. от ИП <...>; <...> от ИП <...>; менеджер <...> от ИП <...>,ИП <...>; менеджер <...>. - ИП <...>, и оказывали услуги согласно выбранного Заказчиком индивидуального пакета и тарифного плана в следующем порядке: 2 раза в неделю персональный менеджер направлял заказчику номера закупок по интересующему заказчика предмету закупки, далее заказчик самостоятельно определял закупки, в которых хотел принимать участие, так же заказчик мог самостоятельно осуществлял поиск закупок и сообщить менеджеру номер закупки, в которой по его поручению менеджер принимал участие от лица заказчика по ранее обговоренной модели поведения и проценту снижения цены контракта на торгах, при этом менеджер подтверждал свои полномочия с помощью ЭЦП участника, о результате информировал заказчика путем направления протокола закупки.

При этом, в своих пояснениях ООО «Аукцион» указало, что при проведении аукционов использовало функцию робот-«автоторг», в целях экономии времени менеджеров, что по мнению Общества не запрещено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела, на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа) подготовлен иприобщен к материалам дела аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции (далее - Анализ).

Анализ проведен в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии в действиях ответчиков нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проводился в отношении 4 электронных аукционов, в которых принимали участие ответчики и входящих в предмет рассмотрения дела № 027/01/11-901/2023, с номерами извещений 0122200002523000907, 013420000012100 0976, 0317100001021000006, 0134200000123001087.

Временной интервал исследования конкуренции в отношении Аукционов определен периодом с 22.03.2021 по 11.04.2023.

Предмет Аукционов определен как выполнения работ по строительству, работ по монтажу основных сетей электроосвещения и электроснабжения или электроарматуры, требующие специальной квалификации.

В ходе проведенного анализа состояния конкуренции Комиссией установлено, что ответчики являются хозяйствующими субъектами - конкурентами при участии в торгах с номерами извещений 0122200002523000907, 0134200000121 000976, 0317100001021000006, 0134200000123001087.

Также рассмотрены действия хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате реализованного ответчиками соглашения, но при этом соответствующих требованиям к участникам торгов, определены следующие: ООО «Электроснаб», ООО «Эликон», ООО «Основание», ООО «Альянс+», ООО «Энерготехнологии», ООО «СК «МИГ-ДВ» согласно анализа товарного рынка, имели реальную возможность осуществлять деятельность на соответствующем товарном рынке и выполнить работы по строительству, работы по монтажу основных сетей электроосвещения и электроснабжения или электроарматуры, требующие специальной квалификации.

Согласно части 4 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, относятся, в том числе к письменным доказательствам по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия Хабаровского УФАС России, рассмотрев материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 027/01/11-901/2023, выслушав доводы и пояснения сторон, пришла к следующим выводам.

Отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентируются Законом о контрактной системе.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).

Принцип обеспечения конкуренции, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе, определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствие с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, под электронным аукционом понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается

участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц.

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно части 1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информацию и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.

Частью 4 статьи 24.2 Закона о контрактной системе установлено, что операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в единой информационной системе, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. Данная аккредитация осуществляется путем информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой и иными государственными информационными системами в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. При аккредитации оператор электронной площадки не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать электронные документы, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе закупки заявка на участие в закупке, должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с Законом о контрактной системе, заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что подача ценовых предложений осуществляется путем снижения текущего минимального ценового предложения на величину, составляющую от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается подача участником закупки ценового предложения:

а) равного нулю;

б) равного ранее поданному таким участником ценовому предложению или превышающего его; в) которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, сниженное в пределах шага «аукциона»;

г) которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, если оно подано таким участником закупки.

На основании пункта 5 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе время приема ценовых предложений составляет четыре минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. В случае поступления в такое время ценового предложения в соответствии с пунктами 1 и 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на четыре минуты с момента поступления такого предложения.

При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать пять часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.

Согласно пункту 6 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее десяти минут с момента окончания времени приема ценовых предложений, предусмотренного пунктом 5 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, участник закупки вправе подать одно ценовое предложение не ниже чем минимальное ценовое предложение, поступившее во время приема ценовых предложений, предусмотренное пунктом 5 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе. Ценовое предложение участника закупки должно соответствовать требованиям подпунктов «а», «б» и «г» пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе и может быть подано независимо от «шага аукциона».

В соответствии с п. п. «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактнойсистеме не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Комиссией в ходе рассмотрения дела установлены электронные аукционы, при участии в которых ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> действовали согласованно.

Из документов, предоставленных Комитетом, следует, что 13.03.2023 на официальном сайте Российской Федерации www. zakupki.gov.ru Комитетом размещено извещение № 0122200002523000907 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения в здании и хозяйственном корпусе КГБУ «Березовский психоневрологический интернат» (далее-Аукцион №1) и аукционная документация. Оператор проведения торгов - «РТС-тендер». Дата окончания подачи заявок – 22.03.2023, дата рассмотрения заявок – 22.03.2023, дата подведения итогов аукциона – 24.03.2023. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 19 536 476,69 руб.(с НДС), (без НДС-16 280 397,24 руб.).

Согласно аукционной документации к участникам аукциона предъявлялись, в том числе, следующие требования: предоставление информации участником аукциона о включении в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций (далее-СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их (участников) обязательствах; исполненный договор подряда, подтверждающий соответствие участника требованию извещения. Данное требование заказчики могут устанавливать в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

На участие в аукционе 21.03.2023 подано 5 заявок: ООО «СТЭС», ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ООО СК «МИГ-ДВ». Аукционной комиссией рассмотрены заявки на предмет признания заявки соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. По результатам рассмотрения заявок ИП <...>, ООО СК «МИГ-ДВ» признаны соответствующими установленным требованиям извещения; заявки ИП <...>, ИП <...>, ООО «СТЭС» отклонены в соответствии с Законом о контрактной системе, ввиду отсутствия документов (исполненный договор, информация о включении в СРО), которые должны быть предоставлены участниками закупки согласно установленным требованиям извещения (протокол от 24.03.2023).

По итогам проведенной закупки 04.04.2023 между КГБУ «Березовский психоневрологический интернат» и ИП <...> заключен контракт № 0122200002523000907 на сумму 17 890 000 руб. Сроки выполнения работ по договору: начало работ – с момента заключения контракта, окончание работ – не позднее 30.09.2023, дата окончания исполнения контракта 20.11.2023. выполнения работ: Хабаровский край, Солнечный район, п.Березовый, ул.Сопка, д.82.

Согласно данным, полученным от «РТС-тендер», ИП <...> первым 22.03.2023 в 03:00 подано ценовое предложение в размере 19 438 794,3 руб., после этого 22.03.2023 с 03:00 по 03:01 в течение двух минут ИП <...> подано 44 ценовых предложений и ИП <...> подано 43 ценовых предложений, при этом ценовые предложения подавались поочередно и поэтапно, снизив начальную (максимальную) цену контракта на 43%, а именно с 19 536 476,69 руб. до 11 135 791,15 руб.

Другими участниками закупки ООО СК «МИГ-ДВ» ценовое предложение подано в 03:04 в размере 19 407 707 руб., ООО «СТЭС» ценовое предложение подано в 03:04 в размере 19 400 000 руб., при этом в ввиду резкого снижения НМЦК на 43%, ООО СК «МИГ-ДВ», ООО «СТЭС» отказались от борьбы в данном аукционе, при этом ИП <...> за минуту до окончания дополнительно отведенного десятиминутного времени сделал ценовое предложение в размере 17 890 000,00 руб.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2023 заявки ИП <...>, ИП <...> отклонены в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе – несоответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, пунктом 4.1.2. раздела I «Инструкция участникам аукциона в электронной форме», пунктом 3 раздела 11 «Информационная карта» извещения об осуществлении закупки, ввиду отсутствия документов (исполненный договор, информация о включении в СРО), которые должны быть предоставлены участниками закупки согласно аукционной документации Победителем аукциона признан ИП <...> с ценой контракта 17 890 000,00 руб.

22.03.2021 на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области размещено извещение № 0134200000121000976 о проведении аукциона в электронной форме на право заключение контракта на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту здания общежития по ул. Гагарина, д.8 в г. Братске (силовое электрооборудование, рабочее и аварийное электроосвещение) (далее - Аукцион №2), аукционная документация. Дата окончания подачи заявок – 31.03.2021, дата рассмотрения заявок – 31.03.2021, дата подведения итогов аукциона – 24.03.2023. НМЦК - 25 278 300,00 руб. (с НДС), (без НДС - 20 222 640, руб.).

На участие в аукционе подано 4 заявки: ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ООО «Энерготехнологии».

Аукционной комиссией рассмотрены заявки участников на предмет признания заявки соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. По результатам рассмотрения заявки ИП <...>, ООО «Энерготехнологии» признаны соответствующими установленным в извещении требованиям, заявки <...>, ИП <...> отклонены в соответствии с Законом о контрактной системе ввиду отсутствия документов (исполненный договор, информация о включении в СРО), которые должны быть предоставлены участниками закупки согласно аукционной документации (протокол от 05.04.2021).

По итогам проведенной закупки 16.04.2021 между ГБПОУ «Братский педагогический колледж» и ИП <...> заключен контракт № 49-2021/ЭА на сумму 24 278 300 руб. Срок выполнения работ по договору: начало работ – с 01.06.2021, окончание работ – не позднее 25.08.2021, дата окончания 2024-1285 11 исполнения контракта 20.12.2021. Место выполнения работ: Иркутская область, г. Братск, жилой район Центральный, ул. Гагарина, дом 8.

30.09.2021 на официальном сайте Российской Федерации ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» размещено извещение № 0317100001021000006 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключение контракта на выполнение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения (далее - Аукцион №3), аукционная документация. Дата окончания подачи заявок – 08.10.2021, дата рассмотрения заявок – 11.10.2021, дата подведения итогов аукциона – 11.10.2021, НМЦК - 9 397 751.43 руб. (с НДС), (без НДС -7 518 201,02 руб.).

На участие в аукционе подано 5 заявок: ИП <...>, <...> ИП <...>, ООО «СТРОЙ КОМПЛЕКТ», ООО «СТРОЙ-СИТИ». Аукционной комиссией рассмотрены заявки на предмет признания заявки соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. По результатам рассмотрения заявки ИП <...> которая признана соответствующей установленным в извещении требованиям, заявки ИП <...>, ИП <...> отклонены в соответствии с Законом о контрактной системе ввиду отсутствия документов (исполненный договор, информация о включении в СРО), которые должны быть предоставлены участниками закупки согласно аукционной документации (протокол от 11.10.2021).

По итогам проведенной закупки 16.04.2021 между ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» и ИП <...>, заключен контракт № 006ЭА/21-44 на сумму 8 765 000,00 руб. Срок выполнения работ по договору: начало работ – с даты подписания контракта, окончание работ – не позднее 07.11.2021, дата окончания исполнения контракта 31.12.2021. Место выполнения работ: Алтайский край, г.Барнаул, пр-т Социалистческий, д.126, 1 этаж (правое крыло).

В связи с изменением объема и видов строительных работ по согласованию сторон заключено дополнительное соглашение к контракту от 15.12.2021 № 006ЭА/21-44, сумма контракта увеличена до 8 243 479,03 руб.

В связи с изменением объема и видов строительных работ по согласованию сторон заключено дополнительное соглашение к контракту от 07.12.2022 № 2022.2, сумма контракта увеличена до 7 549 472,87 руб.

22.03.2023 на официальном сайте Российской Федерации Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области размещено извещение № 0134200000123001087 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключение контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания ОГБПОУ БМК (замена сетей электроснабжения нежилого здания медицинского колледжа) (далее-Аукцион №4), аукционная документация. Дата окончания подачи заявок – 29.03.2023, дата рассмотрения заявок – 31.03.2023, дата подведения итогов аукциона – 31.03.2023. НМЦК- 16 497 662,31 руб. (с НДС),(без НДС – 13 748 051,92 руб.).

На участие в аукционе 29.03.2023 подано 8 заявок: ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ООО «Электроснаб», ООО «Эликон», ООО «Основание», ООО «Альянс+», ООО «Комплексстой».

Аукционной комиссией рассмотрены заявки учасзаявки соответствующей требованием извещения об осуществлении закупки. По результатам рассмотрения заявки ИП <...>, ООО «Электроснаб», ООО «Эликон» признаны соответствующими установленным требованиям, заявки ООО «Альянс+», ООО «Комплексстой» также признаны соответствующими установленным требованиям, при этом ценовое предложение участниками не подавалось, заявки ИП <...>, ИП <...> отклонены в соответствии с Законом о контрактной системе ввиду отсутствия документов (исполненный договор, информация о включении в СРО), которые должны быть предоставлены участниками закупки согласно аукционной документации (протокол от 31.03.2023).

По итогам проведенной закупки 11.04.2023 между областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением «Братский медицинский колледж» и ИП <...>, заключен контракт № 0134200000123001087 на сумму 13 799 000,00 руб. Срок выполнения работ по договору: начало работ – с 01.06.2023, окончание работ – не позднее 31.08.2023, дата окончания исполнения контракта 30.09.2023. Место выполнения работ: Иркутская область, г. Братск, ж.р. Центральный, ул.Комсомольская, д.75.

При анализе документов, представленных в материалы дела, прослеживается модель поведения хозяйствующих субъектов, состоящая из повторяющихся (аналогичных) действий:

Аукцион № 1 - применение следующей схемы поведения: двое участников предполагаемого соглашения в течение определенного промежутка времени (на первых минутах торгов) поочередно снижали НМЦК аукциона на существенную величину, при этом из-за резкого снижения цены контракта добросовестные участники аукциона теряли интерес к аукциону и отказывались от ведения конкурентной борьбы на аукционе.

Данное снижение осуществлялось путем активации «робот-автоторг» недобросовестными участниками. Затем третий участник соглашения - ИП <...> на последних минутах аукциона предлагал цену незначительно ниже цены, поданой добросовестными участниками аукциона, на первых минутах.

Такая модель поведения позволяла становиться победителем аукциона. При этом ИП <...> знал о том, что заявки ИП <...>, ИП <...> не соответствуют установленным требованиям извещения и будут отклонены, как не соответствующие действующему Закону о контрактной системе и извещению, в связи с отсутствием документов (исполненный договор, информация о включении в СРО), которые должны быть предоставлены участниками закупки согласно установленным требованиям. При этом установлено, что ИП <...>, ИП <...> и ИП <...> заявки и ценовые предложения поданы с одного IP-адреса <...>, «localhost» 127.0.0.1 (по информации РТС-тендер данный IP- адрес отображается в том случае, если получение ценовых предложений от участников закупки происходит в режиме включенного участником аукционного роботаавтоторга (далее- «робот-автоторг»)) (Табл.1).

Аукцион № 2 - в данной закупке применялась аналогичная Аукциону № 1 модель поведения ИП <...> при смене участников на ИП <...> и ИП <...> При этом все заявки и ценовые предложения поданы с одного IP-адреса <...>.Также установлено, что в ходе торгов активировался «робот-автоторг» (Табл.2);

Аукцион № 3 - в данной закупке применялась аналогичная Аукциону № 1 модель поведения ИП <...> при смене участников на <...> и ИП <...> Заявки и ценовые предложения поданы с одного IP-адреса <...>.Также установлено, что в ходе торгов активировался «роботавтоторг» (Табл.3);

Аукцион № 4 - в данной закупке применялась модель поведения ИП <...> более активная, в части количества поданых ценовых предложений, при этом участники ИП <...> и ИП <...> поочередно снижали цену аукциона на существенную величину, затем ИП <...> на последних минутах аукциона подано ценовое предложение, незначительно ниже цены, предложенной добросовестным участником аукциона. Все заявки на участие в закупках и ценовые предложения поданы с одного IP-адреса <...> (Табл.5).

Согласно полученной информации от ПАО «ВымпелКом» IP-адрес <...> является фиксированным с выделенным доступом к сети Интернет по договору оказания услуг связи № <...>, и предоставлен ООО «Аукцион»<...>по адресу: <...>. В бланке заказа на услуги «выделенный доступ к сети Интернет» указана <...> и адрес электронной почты: <...>.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ основной деятельностью общества является предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки.(82.99), Строительство жилых и нежилых зданий (41.20), производство электромонтажных работ (43.21), производство санитарнотехнических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (43.22), производство прочих строительно-монтажных работ (43.29), производство штукатурных работ (43.31) и еще 13 иных видов деятельности.

В рамках рассматриваемых аукционов (Табл.1-4), в которых принимали участие ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, указанные участники использовали «робот – автоторг», встроенный в интерфейс электронной торговой площадки «РТС-Тендер».

Согласно инструкции ЭТП РТС-тендер участник закупки имеет возможность активации/деактивации робота - «автоторг», а также в инструкции (ЭТП РТСтендер) указаны действия участника закупки по настройке, то есть установлениюпредела автоматического снижения цены, до который автоматически будут подаваться предложения от участника, а также «шаг» торгов, на который автоматически подаваемое ценовое предложение будет ниже текущего минимального предложения и обеспечивающий участие (работу) робота-«автоторг» от имени такого участника. При достижении лимита работы робота-«автоторг» система принимает предложение о цене контракта, равное лимиту работы робота-«автоторг», и завершает свою работу.

Вне зависимости от того был ли активирован для конкретного аукциона «автоторг», у участника электронного аукциона сохраняется возможность в любой момент проведения аукциона подать предложение о цене контракта вручную.

В ходе проведения аукциона, а также в течение времени, предшествующего проведению аукциона, участники аукциона не имеют возможности получить информацию о данных робота-«автоторг», настроенных другими участниками.

Следовательно, построение тактики подачи ценовых предложений одним участником аукциона на основании информации о настройках робот-«автоторг» другими участниками аукциона возможно лишь в случае предварительной договоренности(соглашения) и обмена информацией между участникам соглашения.

Из представленных документов «РТС-тендер» следует, что в электронном Аукционе № 1 участниками аукциона ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> в личных кабинетах участников предварительно производилась настройка лимита снижения для робота - «автоторг» с шагом 97 682,39 руб., в разделе «максимальная минимальная цена» установлены ценовые пределы подачи предложений: ИП <...> - 19 438 794,3 руб., ИП <...> - 11097682,39 руб., ИП <...> - 11 000 000 руб., а также представленные документы «РТС-тендер» содержат информацию о Е-mail участников - у ИП <...> и ИП <...> указан одинаковый Е-mail: 609535@bk.ru (Табл.5).

На аукционе № 2 участники <...>, ИП <...> в личных кабинетах участников предварительно производилась настройка лимита снижения для робота - «автоторг» с шагом 126 391,5 руб., в разделе «максимальная минимальная цена» установлены ценовые пределы подачи предложений: ИП <...>- 17 694 810,0 руб., ИП <...>- 17 694 810,0 руб., также документы содержат информация о Е-mail участников - у ИП <...>, ИП <...> указан одинаковый Е-mail: <...> (Табл.5).

Электронные аукционы проводились в разные периоды времени, отличались друг от друга начальной максимальной ценой контрактов, однако участники придерживались модели поведения «таран», состоящей из повторяющихся действий, прослеживающихся в каждом из вышеописанных аукционов. Реализация данной модели поведения возможна только по предварительному соглашению о действиях каждого участника при проведении аукционов. Итоговый результат исследуемых закупок невозможен без полной информированности ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, о

поведении и намерениях друг друга. Участники заключили и участвовали в соглашении, целью которого являлась не конкуренция между собой в ходе проведения торгов, а достижение определенного результата, а именно заключение ИП <...> по максимальной возможной цены контракта.

Из документов, представленных УФНС по Алтайскому краю, следует что с IP адреса: <...>ИП <...> от 13.04.2023 и ИП <...> от 19.04.2023 предоставлялись документы в УФНС по Алтайскому краю «Налоговые декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения», этот же IP –адрес указан у <...>, также установлено, что с IP - адреса: <...> ИП <...> от 10-11.04.2023 направлялись в налоговый орган «Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом» (форма 6-НДФЛ), также указанный IP- адрес использовался ИП <...> для входа в личный кабинет физического лица на сайте nalog.gov.ru.

С учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы), так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектамиконкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

С учетом пункта 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 24 Постановления Пленума № 2 при возникновении спора о наличии соглашения, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, судам следует давать оценку совокупности доказательств, свидетельствующих о наличии причинно-следственной связи между действиями участников торгов и повышением, снижением или поддержанием цен на торгах.

В том числе необходимо принимать во внимание, является ли достигнутый уровень снижения (повышения) цены обычным для торгов, которые проводятся в отношении определенных видов товаров; имеются ли в поведении нескольких участников торгов признаки осуществления единой стратегии; способно ли применение этой стратегии повлечь извлечение выгоды из картеля его участниками.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума № 2 наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.

Следовательно, указанными лицами, в рамках запрещенного соглашения реализована единая стратегия (модель) поведения, состоящая в обеспечении ИП <...> заключения контрактов по итогам проведения аукционов, по максимально удобной цене для ИП <...>, при этом действия других ответчиков на торгах предполагали, что добросовестные участники торгов откажутся от конкурентной борьбы в аукционе.

В рамках возражений поступивших от ответчиков заявлен довод о том, что участие в торгах было обеспечено ООО «Аукцион», т.е общество выполняло аккредитацию на площадке, подавало заявки от участника торгов и принимало участие в аукционе. Для этих целей ИП <...> ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> передали в ООО «Аукцион» свою ЭЦП, документы в электронной форме, при этом ИП <...> указал, что поручений менеджерам ООО «Аукцион» на участие в аукционе № 0134200000121000976 не давал, также из дополнительных пояснений <...> следует, что в 2022 он обратился в ООО «Аукцион» с целью участия в госзакупках но со временем решил не участвовать в госзакупках, об своем решение сообщил менеджеру ООО «Аукцион», при этом свою ЭЦП из ООО «Аукцион» не забрал и в указанных аукционах участия не принимал.

ИП <...> дополнительно к возражению представлены документы (ответ от 15.03.2024 ООО «Аукцион») из которого следует, что менеджер ООО «Аукцион» принимает участие в закупках от лица участника торгов, по поручению и с помощью ЭЦП участника и каждая ставка и действия на аукционе согласовывается менеджером с клиентом, а также в письме указано, что ООО «Аукцион» не хранит информацию о том, каким образом ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> сообщали в ООО «Аукцион» о своем намерении принять участие в процедуре закупок.

Вместе с тем, электронная подпись (ЭП) является аналогом собственно ручной подписи, ее использование допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи», далее - Закон № 63-Ф3). Ответственность за исполнение лежит на ее владельце.

При этом норма пункта 1 статьи 10 Закона № 63-Ф3 не предусматривает возможность передачи права использования усиленной ЭП другому лицу на основании какого- либо распорядительного документа либо доверенности, указывая только на техническую возможность простановки ЭП другим липом (например, техническим специалистом) с согласия и под контролем владельца сертификата ключа проверки ЭП.

Следовательно, использование электронной подписи с нарушением конфиденциальности соответствующего ключа не освобождает владельца от ответственности за неблагоприятные последствия, наступившие в результате такого использования.

Таким образом, доводы, заявленные ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, о непричасности к действиям ООО «Аукцион» признан Комиссией несостоятельным по следующим обстоятельствам.

По результату анализа документов, предоставленных в материалы дела, установлено наличие одинаковых настроек робота - «автоторг» (перед началом проведения аукциона), также подтверждает факт соглашения, а именно ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, заранее определив победителя на торгах и определив модель поведения реализовали эту модель поведения(таран) через персональных менеджеров ООО «Аукцион», при этом участники соглашения имели возможность корректировать действия менеджеров ООО «Аукцион», в том числе и путем отключения робота – «автоторг» и осуществлять подачу ценовых предложений вручную.

Также установлено, что <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> направлялись документы в УФНС по Алтайскому краю с совместно используемых IP-адресов. Данное обстоятельство свидетельствует об устойчивой взаимосвязи и о наличии между участниками аукционов договоренности(соглашения), в том числе и согласованное ведение хозяйственной деятельности вне аукционов.

Учитывая также, что передача ЭЦП иным лицам не освобождает владельца от ответственности за неблагоприятные последствия, наступившие в результате такого использования. При этом в материалах дела не представлены документы указывающие на то, что ответчики в ходе рассмотрения дела обращались в правоохранительные или иные органы с жалобой на действия ООО «Аукцион», а также в ходе рассмотрения дела не представлены документы о расторжении договора ответчиками с ООО «Аукцион», по данным обстоятельствам пояснений в ходе заседания от представителя ИП <...> не поступило.

Таким образом, довод об отсутствии между ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, антиконкурентного соглашение опровергается материалами дела.

По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Хабаровское УФАС пришло к выводу, что между ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, заключено антиконкурентное соглашение с целью повышения, подержания цен в ходе проведения электронных аукционов, запрещенного пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Размер предполагаемого дохода от действий ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>, ИП <...> конкуренции по извещениям №№ 0122200002523000907, 0134200000123001087, 0134200000121000976, 0317100001021000006 составил <...>руб.

При разрешении вопроса о выдаче предписания Комиссия, приходит к выводу о том, что в связи завершением реализации анитиконкурентного соглашения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 14 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ИП <...>, ИП <...>, ИП, ИП <...> ИП <...> нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения и реализации антиконкурентного соглашения при участи в электронных аукционах №№ 0122200002523000907, 0134200000123001087, 0134200000121000976, 0317100001021000006.

2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту заключения ограничивающего конкуренцию соглашения ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

3. Передать материалы дела № 027/01/11-901/2022 уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны