Постановление №43 Постановление № 43 в отношении рекламы компании «Алтан Шина» от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  43

о наложении штрафа по делу №  4-05/48

 об административном правонарушении

 

     10 мая  2016 года                                                                            г.      Хабаровск

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 10 мая 2016 года   и материалы дела    № 4-05/48 об административном правонарушении, в отношении  <…>  в связи с размещением ненадлежащей рекламы.

Дело рассмотрено в присутствии <…> (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

        При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 17 марта  2016 года  отслежена наружная  реклама компании «Алтан Шина», распространяемая в г. Хабаровске, по ул. Трехгорная,  следующего содержания:

        - крупным шрифтом:

«Шины в рассрочку! Все по 1000 руб./месс.* Без первого взноса! Алтан Шина. Ул. Воронежская, 144, www/ altan-shina.ru? 76-26-24»

 

Мелкий шрифт под *  нечитаем.

 

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц  и целенаправленно направлена, как на привлечение внимания потребителя к реализуемым шинам, формирование и поддержание интереса к ним и продвижение данного товара на рынке, так и на заключение кредитного договора  при  их  покупке.

 

 

Из содержания вышеуказанной рекламы следует, что объектом рекламирования являются не шины, но и рекламная услуга по предоставлению кредита (финансовой услуги). Реклама направлена на привлечение внимания потребителей рекламы к приобретению товаров (шин) в кредит на определенных в рекламе условиях, что подтверждается наличием в рекламе информации об условиях предоставления кредита на покупку товаров «Все по 1000 рублей в месяц».

         Основными условиями, определяющими фактическую стоимость кредита на приобретение  товаров в магазинах «Алтан Шина», являются: сумма кредита, процентная ставка по кредиту, срок кредита, взимание  платы за услуги страхования, взимание платы за дополнительные услуги, при погашении кредита через третьих лиц взимается комиссия согласно их тарифам. 

Для потребителей рекламы указанная информация является существенной, поскольку содержит сведения о полной стоимости кредита.

Применительно к потребительскому кредитованию существенной должна являться не только информация, привлекательная для потребителя кредита, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные рекламой. Недостаточная информированность потребителей обо всех условиях предоставления потребительского кредита, имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги по кредитованию, может привести к заключению сделки на весьма невыгодных для потребителя условиях, поскольку потенциальный заемщик ориентируется прежде всего на уровень заявленной процентной ставки либо ее отсутствие.

        

Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения мелким  нечитаемым шрифтом, что не позволяет потребителю  воспринимать информацию.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие  в рекламе сведений  об условиях кредита, влияющих на сумму расходов, помимо крупно указанной в рекламе информации  о сумме кредита в месяц, форма представления сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

 

Совокупность таких особенностей рекламы, как ограниченное время считывания информации об условиях кредита, ограничениях при получении кредита  лишает возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст «Все по 1000 руб./месс.».

Таким образом, указанная информация  не доведена до потребителей надлежащим образом.

Однако рекламодатель составил и разместил рекламу в таком виде, при которой время считывания информации и шрифт привели к потере читаемости существенных условий кредитования, что создало условия для введения потребителей в заблуждение.

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

                

Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  кредитный  договор, включаются:

оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

 

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную  стоимость кредита  (займа), определяемую в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

         Согласно статье 6 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» к условиям, определяющим полную стоимость кредита,  отнесены:

сумма потребительского кредита (займа);

срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа);

проценты по договору потребительского кредита (займа);

платежи заемщика в пользу кредитора, если обязанность заемщика по таким платежам следует из условий договора потребительского кредита (займа) и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от совершения таких платежей;

плата за выпуск и обслуживание электронного средства платежа при заключении и исполнении договора потребительского кредита (займа);

платежи в пользу третьих лиц, если обязанность заемщика по уплате таких платежей следует из условий договора потребительского кредита (займа), в котором определены такие третьи лица, и (или) если выдача потребительского кредита (займа) поставлена в зависимость от заключения договора с третьим лицом.

сумма страховой премии по договору страхования в случае, если выгодоприобретателем по такому договору не является заемщик или лицо, признаваемое его близким родственником;

 сумма страховой премии по договору добровольного страхования в случае, если в зависимости от заключения заемщиком договора добровольного страхования кредитором предлагаются разные условия договора потребительского кредита (займа), в том числе в части срока возврата потребительского кредита (займа) и (или) полной стоимости кредита (займа) в части процентной ставки и иных платежей.

 

В  соответствии с пунктом 25 постановления Пленума ВАС РФ       № 58 от 08.10.2012 года  к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о  дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Кроме того:

 В соответствии с частью 1  статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя  - фамилию, имя, отчество).

В рекламе присутствует наименование банка, но оно выполнено мелким шрифтом,  в связи с чем, является недоступным для восприятия.

 

Таким образом, реклама  компании «Алтан Шина», распространявшаяся наружными средствами, противоречит части 7 статьи 5, части 1,  пункту 2 части 2,  части 3   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В процессе рассмотрения дела представитель ИП <…> согласился с выявленным нарушением, пояснив, что в настоящее время реклама откорректирована.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5 и 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ИП <…>. 

 

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

 

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

 

         1. Признать ИП <…>виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи  14.3. КоАП РФ.

 

 

         2. Применить к ИП <…>меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 4 000 (четыре  тысячи) рублей.

         Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную

силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000010000140, ОКТМО 08701000001.

 

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны