Решение №43 Решение № 43 в отношении ОАО «Амурский судостроительный заво... от 26 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                

 

 

РЕШЕНИЕ № 43

 

                                                                                                                              г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 25 мая 2015 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председательствующего <…> – заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,

в присутствии представителей:

ОАО «Амурский судостроительный завод», ООО «Электромонтаж-В» - уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в заседание комиссии не обеспечили,

ООО «Западный-Корабел» - <…> представил доверенность от 19.01.2015 № 08, которой не подтверждены его полномочия на представление интересов общества в антимонопольном органе,

рассмотрев дело № 8-01/88 по признакам нарушения ОАО «Амурский судостроительный завод» части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ООО «Электромонтаж-В» с жалобой на действия ОАО «Амурский судостроительный завод» при проведении запроса предложений на временное предоставление персонала для производства деталей и проведения электромонтажных работ, установило следующее.

Из обращения следует, что обществом необоснованно сокращен срок подачи заявок на участие в закупке, что воспрепятствовало заявителю принять участие в проводимом запросе предложений.

В представленном пояснении заказчик указал на проведение запроса предложений в соответствии с утвержденным Положением о закупках.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закон № 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.

Частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.

До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (часть 10 статьи 8 Закона № 223-ФЗ).

29.12.2014 в 15-29 на официальном сайте закупок размещено извещение № 31401883848 о проведении спорного запроса предложений, закупочная документация. Начальная (максимальная) цена договора 67862880,00 руб. (с НДС). Срок подачи заявок установлен до 9-00 14.01.2015.

В установленный срок на участие в запросе предложений поданы заявки ООО «ПО Северная Верфь», ООО «Дейма», ООО «Западный-Корабел» (протокол от 14.01.2015), все претенденты допущены к участию в закупке (протокол от 30.01.2015), победителем закупки признано ООО «Западный-Корабел» (протокол от 30.01.2015).

Частями 1, 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен и иных проводимых в соответствии с Законом № 223-ФЗ закупок запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона № 223-ФЗ).

Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (часть 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ).

Согласно подпункту 6.1.1 пункта 6.1 Порядка проведения процедур закупки ОАО «Амурский судостроительный завод», утвержденного внешним управляющим 09.06.2014, извещение и закупочная документация о проведении открытого запроса предложений размещаются на официальном сайте не менее чем за 10 дней до установленного в документации дня окончания подачи предложений. По решению руководства заказчика минимальный срок размещения информации о закупке на официальном сайте может быть снижен до 6 дней в случае возникновения срочной потребности в продукции.

Разделом 4 закупочной документации установлено, что место подачи предложений участников процедуры запроса предложений в электронной форме торговая площадка МТС «Фабрикант». Для участия в процедуре закупки участнику необходимо получить регистрацию оператора электронной торговой площадки.

Пунктом 4.8 закупочной документации определен перечень предоставляемых в составе заявки документов: выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) или нотариально заверенная копия такой выписки, справка ФНС об отсутствии задолженности по налогам и сборам, бухгалтерская (финансовая) отчетность с отметкой налогового органа о принятии, справка о кадровых ресурсах, с приложением копий трудовых книжек, документы, подтверждающие квалификацию участника, копия лицензии ФСБ, документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника, копии правоустанавливающих документов, свидетельства о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, документ, подтверждающий наличие у участника системы менеджмента качества.

В соответствии с разделом 7.1 Регламента работы торгового портала fabrikant.ru для получения доступа к функционалу портала заинтересованное лицо должно пройти регистрацию, заключить с торговой площадкой соответствующий договор, получить счет-фактуру на оплату услуг, произвести оплату.

Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 января. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. В связи с совпадением праздничных нерабочих дней 3 и 4 января 2015 года с субботой и воскресеньем, предусмотрен перенос выходных дней с субботы 3 января на пятницу 9 января (постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2014 № 860). 10 и 11 января 2015 года также являлись нерабочими днями.

Одним из документов, предоставляемых в составе заявки, является выписка из ЕГРЮЛ, срок предоставления которой в соответствии с пунктом 18 Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов, утвержденного приказом Минфина России от 23.11.2011 № 158н, составляет не более чем пять дней со дня получения соответствующего запроса налоговым органом.

При отсутствии у претендента на участие в закупке регистрации на ЭТП, он должен совершить действия для получения доступа к функционалу площадки.

В Порядке осуществления закупок не указано, что отведенные на подачу заявки дни должны быть рабочими, и не определен порядок исчисления такого срока, однако оценка соблюдения этого срока должна производиться исходя из цели его установления, направленной в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в закупке всех желающих, обеспечиваемой организатором закупки в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.

Учитывая, что установленный Порядком осуществления закупок минимально возможный срок на подачу заявок на участие в закупке, равный как минимум десяти дням, направлен на обеспечение гарантий лиц, желающих принять участие в такой закупке, то включение в такой срок праздничных дней января (одиннадцать нерабочих дней непрерывно), в совокупности свидетельствуют о нарушении публичных правил в виде необоснованного ограничения доступа к закупке (часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Течение десятидневного срока, установленного для подачи заявки (как минимально возможного), не может начинаться в нерабочие дни, поскольку в такие дни отсутствует возможность совершения действий по оформлению документов заявки, а значит такой срок не обеспечивает гарантированный Порядком осуществления закупок разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в закупке.

Организатор закупки при установлении срока начала и окончания подачи заявок должен учитывать направленность такого срока на обеспечение доступа к закупке, то есть реальной возможности для потенциальных участников подать заявку, и не допускать в связи с этим наложения таких сроков на особые периоды времени в году, влекущие уменьшение количества рабочих дней, поскольку из предоставленных дней одиннадцать являлись нерабочими для всех возможных участников спорных правоотношений и иных лиц, с которыми связаны действия по подготовке к участию в закупке: налоговый орган (невозможно в регламентированные сроки получить выписку), потенциальные участники закупки - юридические лица и индивидуальные предприниматели (невозможно подготовить документы для регистрации на ЭТП, участия в закупке ввиду отсутствия сотрудников).

Учитывая, что фактически на подачу заявки отведено четыре рабочих дня, у потенциальных претендентов, по мнению комиссии, отсутствовала реальная возможность надлежащим образом подготовить и подать свои заявки, оценить техническую и финансовую возможности участия в закупке.

Поскольку по результатам закупки заключен договор, находящийся в стадии исполнения, расторжение которого возможно по соглашению сторон либо в судебном порядке, а также в связи с невозможностью возврата сторон в первоначальное положение, выдача предписания в данном случае не приведет к устранению нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Амурский судостроительный завод», выразившиеся в необоснованном ограничении доступа к участию в запросе предложений на временное предоставление персонала для производства деталей и проведения электромонтажных работ (извещение № 31401883848) путем установления в извещении и документации о запросе предложений сроков, объективно не обеспечивающих возможность своевременной подачи заявки на участие в закупке, нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны