Постановление №47 Постановление № 47 в отношении ПАО «БИНБАНК» от 31 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  47

о наложении штрафа по делу №  4-05/56

 об административном правонарушении

 

23 мая  2016 года                                                                        г. Хабаровск

 

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю <….>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 23 мая  2016 года и материалы дела   № 4-05/56 об административном правонарушении в отношении  ПАО  «БИНБАНК» (ИНН 7731025412, КПП 775001001, местонахождение: г. Москва, ул. Гродненская, 5а)  в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг,

в  присутствии  представителя    ПАО «БИНБАНК»  <….> (по доверенности),

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  21  апреля  2016 года  отслежена наружная  реклама  ПАО «БИНБАНК», распространяемая в г. Хабаровске, пр. 60 л. Октября –Восточное шоссе,  следующего содержания:

крупным шрифтом:

«БИНБАНК. ВКЛАД В ВАШЕ НАДЕЖНОЕ  БУДУЩЕЕ.  10, 75%  в рублях. Binbank.ru 8 800 555 5575».

 

мелким шрифтом (88 мм):

«Вклад «Максимальный процент» Ставка 10, 75% годовых, при сроке вклада 367 дней и сумме 1,5 млн. руб., без пополнения. Максимальная сумма вклада -30 млн. руб. Ставка при досрочном расторжении -0,001%. Условия действительны на 01.04.2016г. ПАО «БИНБАНК».

 

Кроме того, указанная реклама распространялась  в г. Хабаровске по адресам:

ул. Тихоокеанская – ул. Трехгорная, ул. Шеронова – ул. Волочаевская.

 

Срок распространения рекламы с 01 по 30 апреля 2016 года.

 

         Указанная реклама размещена на рекламной конструкции (суперсайт) размером  5 на 15 м, высота «ноги» рекламной конструкции - 20 м.  

 

         Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц  и целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы не только на выбор услуги, а главное на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада. Реклама побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с банком по заключению договора вклада на определенных рекламой условиях (воспринимаемая информация) -  «10,75% годовых».

        

         Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

        

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

 

         К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада, периодичность выплаты процентов по вкладу,  начисление процентов по вкладу в случае полного или частичного   востребования вклада до истечения срока договора, иные условия, если их включение в  договор  может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору вклада.

Указанная информация должна доводиться до потребителей рекламы наряду с другими условиями, так как она может существенно повлиять на сумму доходов по договору.  

 

В данной рекламе  ПАО  «БИНБАНК»  указывает такое условие договора, как процентная ставка по вкладу – 10,75 % годовых.

 

Указанную в рекламе процентную ставку 10,75% можно получить при вложении от 1 500 000  рублей  при сроке  367 дней, без возможности пополнения.

При этом в рекламах даны  условия, влияющие на сумму доходов.  Информация об указанных условиях формально  присутствует в рекламе.  Однако данные сведения выполнены мелким шрифтом,  что не позволяет потребителю  воспринять информацию о сумме, сроке вклада и это вводит потребителя в заблуждение, что при пользовании обозначенной услугой возможно вложение любой суммы, на  любой  срок под ставку 10,75%.

 

Данные обстоятельства указывают на то, что у потребителей рекламы затруднена возможность прочесть и воспринять всю информацию о рекламном продукте, а, следовательно, свидетельствуют о том, что, несмотря на формальное присутствие в рекламе сведений обо всех условиях оказания соответствующей услуги, фактически данные сведения в рекламе не воспринимаются, следовательно, приравниваются к их отсутствию.

 

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация о существенных условиях вклада  выполнена столь мелким шрифтом, что делает невозможным потребителю рекламы ознакомиться и воспринять условия по вкладу,  и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому вкладу.

Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации  ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, также недоступна для восприятия.

 

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

        

         Использованный Банком в рекламном тексте шрифт должен обеспечивать восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части.

 Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Читабельность же основного информационного блока, расположенного внизу экрана, представляется крайне затруднительной.

 

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста рекламы.

 

Поскольку существенной является не только информация  привлекательная для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях вклада, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм законов указанные условия, являющиеся существенной информацией для потенциальных потребителей, в рекламе не указаны.

 

Кроме того:

 В соответствии с частью 1  статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя  - фамилию, имя, отчество).

В рекламе отсутствует  наименование  юридического лица, предоставляющего банковскую услугу.

Таким образом, наружная реклама вклада   ПАО «БИНБАНК», противоречит части 7 статьи  5, части 1, пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

При рассмотрении дела представитель Банка не согласилась с нарушением, пояснив, что шрифт в рекламе достаточно объемный, читабелен, что подтверждается описанием текста рекламы в  определении о возбуждении дела  об административном правонарушении.

Данный довод не принимается по следующим основаниям.

Для  воспроизведения полного текста  рекламы и ознакомления с условиями, написанными мелким шрифтом,  антимонопольным органом спорная  реклама  была снята фрагментально  с  максимальным     увеличением.

Довод представителя Банка, что Банк добровольно прекратил распространение рекламы также не принимается, так как Банк прекратил распространение рекламы в связи с окончанием срока договора по ее размещению.

        

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5,  28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ПАО  «БИНБАНК». 

Данный факт подтверждается договором  № 27-2014, заключенным между ОАО «БИНБАНК» и  ООО «Хавас Медиа» от 01.02.2015 года, приложениями к указанному договору.

 

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ПАО «БИНБАНК» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  11   от 01.03.2016 года по делу № 4-05/23 ПАО «БИНБАНК» подвергалось административному штрафу в размере 100 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг (реклама  вклада 12, 5%  годовых).

 

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями  23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

         1. Признать ПАО «БИНБАНК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

         2. Применить к ПАО  «БИНБАНК» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 200 000   (двести тысяч)  рублей.

 

         Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000010000140, ОКТМО 08701000001.

 

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны