Решение №47 Решение № 47 в отношении министерства здравоохранения Хабаро... от 5 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                

РЕШЕНИЕ № 47

                                                                                                                                  г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено  04 июня 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…>

-

заместитель руководителя Хабаровского УФАС России – начальник отдела контроля органов власти,

Члены Комиссии:

<…>

-

ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

<…>

-

 главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

 

при участии от: 

министерства здравоохранения Хабаровского края – <…>, доверенность от 23.04.2015 №06.01-05-7422,

ООО «Виролаб» - <…>, доверенность от 27.05.2015 №34,

рассмотрев дело № 8-01/10, возбужденное в отношении министерства здравоохранения Хабаровского края по признакам нарушения пунктов 5 и 8 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило  обращение ООО «Виролаб» на действия министерства здравоохранения Хабаровского края в связи с изданием 23.12.2014 распоряжения №1563-р, которым в качестве единственного исполнителя на оказание услуг по обследованию беременных женщин на серологические маркеры вирусов гепатитов В и С определено КГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» при том, что заявитель также включен в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Приказом Хабаровского УФАС России от 10.04.2015 №240 возбуждено дело №8-01/10 по признакам нарушения министерством здравоохранения Хабаровского края антимонопольного законодательства.

В заседании Комиссии представитель министерства здравоохранения Хабаровского края с доводами заявителя не согласился, пояснил, что ООО «Виролаб» не имеет объемов амбулаторно-поликлинической помощи, оказываемой по самостоятельным тарифам, на обследование беременных женщин на маркеры вирусных гепатитов методом ИФА, выделенных комиссией  по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Хабаровском крае. ООО «Виролаб» в соответствии с лицензией занимается лабораторными исследованиями, ему выделены объемы в рамках ОМС на проведение исследований на ПЦР-диагностику, ИФА-диагностику. В соответствии с внесенными в распоряжение министерства №1563-р изменениями медицинские организации  любой формы собственности, если они осуществляют медицинскую помощь, могут осуществлять забор биоматериала, но выполнять такие исследования у беременных женщин в рамках ОМС вправе только КГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», которому утверждены такие объемы.

Представитель ООО «Виролаб» сообщила, что выделенных комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Хабаровском крае объемов на обследование беременных женщин на маркеры вирусных гепатитов  в рамках ОМС у общества нет.

Заседание комиссии Хабаровского УФАС России определением от 30.04.2015 откладывалось до  10:00 28.05.2015.

Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела №8-01\10, установила следующее.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №326-ФЗ).

В силу статьи 3 указанного закона обязательное медицинское страхование – это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным законом случаях в пределах базовой программы ОМС.

В соответствии с частью 9 статьи 36 Закона №326-ФЗ комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования.

Комиссия своим решением распределяет объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями, имеющими право на осуществление медицинской деятельности на территории Российской Федерации, до 1 января года, на который осуществляется распределение (часть 10 статьи 36 Закона №326-ФЗ, подпункт 2 пункта 4, пункт 8 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющееся приложением №1 к Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 №158н).

Медицинская организация любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющая медицинскую деятельность, для оказания услуг в сфере обязательного медицинского страхования должна соответствовать трем обязательным условиям: быть включенной в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС,  обладать установленным решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования объемом предоставления медицинской помощи, подлежащим оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, иметь заключенный со страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (части 1 и 5 статьи 15, пункт 1 части 1 статьи 20, часть 1 статьи 39 Закона №326-ФЗ).

Распоряжением министерства здравоохранения края от 18.06.2012 №593-р «О совершенствовании медицинской помощи больным парентеральными вирусными гепатитами» утвержден временный алгоритм оказания медицинской помощи таким больным, лабораторные исследования на наличие серологических маркеров инфицирования вирусами парентеральных гепатитов осуществляются лабораториями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими лицензию на соответствующие виды деятельности, и на основании санитарно-эпидемиологического заключения.

Решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Хабаровском крае от 22.01.2013 №1 обследование беременных женщин на маркеры вирусных гепатитов методом ИФА выделено в самостоятельный тариф.

Как следует из материалов дела, ООО «Виролаб» включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации указанной территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение №1), 30.07.2014.

08.07.2014 министерство здравоохранения края письмом №03.01-04-10972 направило в адреса медицинских организаций запросы о планировании объемов медицинской помощи на 2015 год, ООО «Виролаб» представлена в министерство 19.08.2014 в электронном и затем на бумажном носителе соответствующая информация без требуемых и необходимых обоснований.

Решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС от 30.12.2014 №12 обществу утверждены объемы медицинской помощи по территориальной программе ОМС на 2015 год по условиям оказания медицинской помощи (исследование гормонов – 4000 чел., ИФА-диагностика – 5000 чел, лабораторные исследования – 9000 чел, цитологические исследования – 3000 чел, ПЦР-диагностика – 4000 чел.), кроме тарифа на обследование беременных женщин на маркеры вирусных гепатитов методом ИФА.

Такой тариф утвержден только для КГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», которое согласно распоряжению министерства здравоохранения края от 18.06.2012 №593-р определено уполномоченным по организации медицинской помощи пациентам, больным парентеральными вирусными гепатитами.

В соответствии с пунктами 4, 7.2, 8.2 распоряжения министерства здравоохранения Хабаровского края от 23.12.2014 №1563-р о проведении обследования беременных женщин на серологические маркеры вирусов гепатитов В и С в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания жителям Хабаровского края бесплатной медицинской помощи КГБУЗ «Территориальный консультативно-диагностический центр» с 01.01.2015 должно обеспечить в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания жителям Хабаровского края, проживающим в Комсомольске-на-Амуре, Комсомольском, Солнечном муниципальных районах, по медицинским показаниям обследования на РНК ВГС и (или) ДНК ВГВ.

Пунктом 5.2. указанного распоряжения установлено, что руководители перечисленных в пункте 5 больниц Хабаровского края должны при выявлении HBsAg  и (или) анти HCV IgG обеспечить направление биоматериала на исследование РНК ВГС и (или) ДНК ВГВ в КГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» министерства здравоохранения Хабаровского края. В этот же Центр согласно пункту 6.2 указанного распоряжения должны быть направлены биоматериалы при выявлении HBsAg  и (или) анти HCV IgG учреждениями здравоохранения, перечисленными в пункте 6.

Распоряжением от 12.02.2015 №127-р министерством здравоохранения края в распоряжение от 23.12.2014 №1563-р внесены изменения, исключающие пункты 3,4, 7, 7.1, 7.2., пункт 8.2 и пункт 4 изложены в новой редакции, в соответствии с которой биоматериал направляется в КГБУЗ «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», а не в КГБУЗ «Территориальный консультативно-диагностический центр».

Распоряжением министерства от 29.04.2015 №449-р в распоряжение от 23.12.2014 №1563-р внесены изменения в части замены слов «краевых государственных учреждениях здравоохранения» в пункте 2 на слова «медицинских организациях». Пункт 4 изложен в новой редакции.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам власти, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением установленных федеральными законами случаев.

Из указанной нормы следует, что не любые действия органа власти могут быть признаны нарушающими антимонопольное законодательство, а только те из них, которые не соответствуют закону, регулирующему определенные правоотношения, и приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Поскольку ООО «Виролаб» не выделены объемы по обследованию беременных женщин на серологические маркеры вирусов гепатитов В и С, а распоряжение от 23.12.2014 №1563-р определяет только порядок обследования указанной группы пациентов, регулирует деятельность различных медицинских организаций в части забора биоматериала и направления его на проведение исследований исходя из распределенных краевой комиссией объемов, соответственно,  фактически носит организационный, а не управомочивающий  характер, решение комиссии по разработке территориальной программы ОМС обществом в установленном порядке не обжаловалось, основания для признания распоряжения от 23.12.2014 №1563-р нарушающим антимонопольное законодательство отсутствуют.

Ссылка заявителя на Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не принимается, так как получение застрахованными лицами медицинских услуг не относится к государственным или муниципальным нуждам, в связи с чем основания для применения данного закона отсутствуют.

В силу пункта 2 части 1 и части 2 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 8-01/10 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях министерства здравоохранения Хабаровского края нарушения антимонопольного законодательства.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны